|
Аня и танкАвтор статьи: Оксана Суржина
Я очень люблю в своей работе использовать методы арт-терапии, она помогает установлению контакта между психотерапевтом и пациентом, облегчает доступ к бессознательному. Слышала такую информацию, что одна арт- терапевтическая сессия по эффективности равна 5- 6 обычным. Создавая арт объекты, человек меньше себя контролирует, у него снижается уровень тревоги, ослабевают механизмы психологической защиты и т.п. При этом совершенно необязательно уметь рисовать, лепить, сочинять, танцевать и др. Мне нравится работать с клиентами на символическом уровне. Говорить о картинке или о символе гораздо легче, чем о себе. Я хочу привести в качестве примера фрагмент работы с клиенткой по Skype с использованием символов, созданием коллажа, сочинением сказки. Разрешение на публикацию получено. Личные данные изменены. Клиентка А., 28 лет, врач из сибирского городка. Обратилась ко мне по поводу отношений с молодым человеком. Они на грани разрыва. Последнее время они стали ссориться по незначительным поводам. Причем, по мнению А. инициатором ссор каждый раз становился ее друг. На одной из встреч я попросила А. сделать коллаж на тему ее отношений с другом. Ей нужно было подобрать картинку- символ для себя, а также найти символы для того, что помогает контакту, а что мешает. Для себя А. подобрала символ «Водопад». Символ того, что помогает контакту- «Росток», мешает отношениям «Противотанковый еж». Чтобы не интерпретировать и не проецировать на клиента свое, задаю вопросы проясняющего типа. Здесь опишу только то, что важно для понимания процесса. Главный вопрос: Что это значит для Вас? Водопад для А. означает силу, сметающую все на своем пути. Начинается с маленького источника, потом становится рекой, наконец падающей стеной воды. Потом образуется спокойное озеро. Для А. так же начинается ее агрессия- с какого- нибудь пустяка, который разрастается, пока не сметет все на своем пути. Потом покой.
Символ того, что помогает оставаться А. с другом в хороших отношениях выбран росток. Он вызывает чувство нежности к другу, напоминает хрупкость того, что между ними. Символ того, что мешает их отношениям, приводит к ссорам- противотанковый еж. Интересно! Но нельзя добавлять своих смыслов. Спрашиваю:
В глазах А. вижу смятение.
На этом мы заканчиваем сессию и я прошу написать сказку про Танк и Противотанковый Еж к следующему разу. Надо сказать, что А. обладает несомненным литературным даром. Привожу сказку полностью. Красным цветом выделила то, что относится непосредственно к теме запроса. В скобках привожу то, что выяснилось в процессе анализа при помощи проясняющих вопросов.
Аня и Танк. «Что-то снова грохотнуло снаружи. Аня вздрогнула от испуга. Было темно и тесно. А еще влажно и холодно. Боже мой,-произнесла Аня,-когда же закончится эта война...Снаружи стало тихо и она обнаружила, что прислоняется спиной к залповой ручке. -Так….ну вот опять это я палила, значит… ( Проясняем, что ссора начинается обычно по ее вине, по причине, которую она не отслеживает) Ей хотелось выглянуть наружу и проверить, никого ли она случайно не задела. Но было страшно поднимать крышку. Там все же война… (А. испытывает страх при конфликте. Не может первая делать шаги к примирению, ей трудно просить прощение.) Это был старый танк. Лампочка давно перегорела, да и кабина была тесновата. Она сидела на старом деревянном ящике и полировала какие-то рычажки. (Выяснили, что такой паттерн поведения сложился давно. Она продолжает поддерживать его сейчас)
Аня вывалилась из танка и поплелась на негнущихся ногах за теткой, думая про себя: “Кто эта сумасшедшая...какие цветы...война вокруг...куда и зачем я иду..?” (Конфликт занимает огромную часть жизни А. Она не совсем понимает, в каком направлении мы с ней движемся, зачем мы ищем ее ресурсы)
* * * Сказка закончилась. Я попросила клиентку написать продолжение. Вот что она написала: Аня и Танк(продолжение) «Не зная что делать, Аня легла на траву и закинула голову к небу… Воздух зазвенел от тишины… Сознание заполнили тысячи воспоминаний из прошлого. Одно из них было ярче всего... Лампочка потрескивала в темноте и мигала. Танк сминал своими гусеницами все перед собой. Через маленькое смотровое окошко Аня видела женщину, которая стояла перед танком. -В укрытие, кричала Аня. Я не могу его остановить! - но из-за грохота железа ничего не было слышно снаружи. (Здесь А. признается в том, что не может контролировать свой аффект. При конфликте она идет напролом, не может остановиться. Чтобы ее остановить, нужно было уметь защищаться) Она видела, что женщина спеша что-то устанавливает перед собой. Какую-то сваренную меж собой арматуру. Ей было тяжело. Она обливалась потом и слезами и продолжала толкать эти огромные металлические конструкции. На поясе у женщины висело оружие, ножи, разрывные гранаты. Рядом с ней стоял такой же танк. (Отношения с мамой были конфликтные, в их семье принято было отвечать агрессией на агрессию. Анина модель решения конфликтов повторяет семейную) Аня не узнавала эту женщину. Она была взлохмаченная, в рваной военной одежде. Но что-то близкое и родное угадывалось в этих глазах.Кто же это. Она не могла ее вспомнить. Аня металась, пытаясь остановить танк. Но словно она все позабыла: -Как же! Как сделать это!-, плакала она, пытаясь найти нужный рычаг. Этой огромной машиной, подминающей все под себя, она уже даже не управляла. Раздался стук.Аню отбросило ударной волной назад и она на минуту потеряла сознание.Придя в себя, она открыла крышку люка и вылезла наружу. Она увидела, что танк уперся в эти конструкции. Ей хотелось извиниться за то, что она не смогла вовремя остановить свой танк. ( В момент ярости не могла себя остановить, полностью теряла над собой контроль, поэтому считает, что ее остановить можно только силой) Женщина стояла с угрюмым выражением лица, чистила ногти большим ножом: -Доигралась? - с усмешкой спросила она. - Ты думаешь мне нечем больше заняться, кроме как останавливать твой танк? Ты знаешь, что дальше там глубокий обрыв?Тут война! Мне некогда каждую девчонку стоять тут и спасать! ( Понимает всю бесперспективность таких моделей поведения. Если не изменится сама, может потерять дорогие ее сердцу отношения.) -Нет,-рассеянно ответила Аня. Прости, что заставила тебя делать это. (чувство вины за агрессивное поведение по отношению к матери. Понимание того, что в отношениях две стороны, реакция окружающих на ее поведение вызвана ею самой) Женщина посмотрела на Аню уставшими глазами. Глаза были добрыми, несмотря на суровое выражение её лица. Казалось, что женщина на секунду уловила что-то знакомое в лице Ани. Но только на секунду. Они стояли напротив друг друга, не зная что сказать. (Голубым я выделила слова, относящиеся к отношениям с матерью. В постоянных конфликтах они не видят друг друга истинных, забыли, что по сути являются самыми близкими друг другу людьми, практически не общаются) -Спасибо…-, тихо произнесла Аня. -Не за что, сквозь зубы ответила женщина.- Идем, попьем чаю, - усталым голосом произнесла она,- Я тут недалеко живу.. -Надо рассказать ей о том, что война уже закончилась…-подумала Аня, , щурясь от бликов солнца.» * * * Таким образом, при помощи символов и сказки довольно быстро удалось выяснить причины ухудшения отношений А. и ее друга, работа на символическом уровне помогла увидеть клиентке сложившиеся паттерны ее поведения. Первые шаги к изменениям начинаются тогда, когда проблема из сферы бессознательного переводится в осознаваемую. Когда такое поведение сформировалось, оно было необходимо А. Возможно, только так она могла быть увидена и услышана родителями, находящимися в постоянном конфликте. Но во взрослом возрасте оно мешает ей в установлении доверительных близких отношений с человеком, которого она любит. Сейчас девушка учится отслеживать моменты зарождения агрессии, причину, а также старается контролировать себя. После длительного периода «войны» улучшились отношения с матерью, она стала искать и находит поддержку у нее. Много сложностей с партнером, постепенно выходит из созависимых отношений. Работа еще предстоит большая.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|