Для тех, кто планирует пополнение в семье

Для тех, кто планирует пополнение в семье.

Существует древняя восточная притча о воспитании детей: К мудрому старцу пришла молодая супружеская пара с 5-дневным младенцем. Родители хотели узнать, когда начинать воспитывать своего первенца. И в ответ услышали: «Вы опоздали на 9 месяцев и 5 дней». Так что, для того чтобы установить тесный контакт с Вашим ребенком на всю  оставшуюся жизнь нужно любить и воспитывать его с самого зачатия.  Кстати многие женщины интуитивно чувствуют, когда зачатие произошло, и полосатый тест для них не является неожиданностью. Если же две полоски стали для Вас сюрпризом,  постарайтесь ему обрадоваться. Допускаем, что для некоторых барышень это является не всегда  приятной неожиданностью,  однако в таком случае новый человек – а он таковым уже является – чувствует негативное отношение к себе. Звучит конечно фантастически, но это так и есть.  Многие взрослые, которые появились на свет после  раздумий родителей о их внутриутробной судьбе склонны к неврозам, депрессиям и суицидальным настроениям. Если такие раздумья были в начале беременности, в ее середине и ближе концу постарайтесь  полюбить своего ребенка и наладить с ним контакт.   Большое влияние на ребенка так же оказывает «программирование» его пола. Вот хочется например  маме сыночка и все тут, она всячески настраивается на синие вещички-самолетики-машинки,и тут на УЗИ в 18-20 недель вдруг сюрприз – барышня. Мама расстроена, и детка тоже в печали, потому что мама и детка - одно целое. Вырастает такая барышня и подсознательно старается стать  мальчиком, особенно если добрая  мама еще потом ей пару раз скажет как она  хотела сына.

Ну а теперь собственно о дородовом воспитании.  Издревле повелось, что беременную женщину окружали заботой, старались, чтобы она смотрела на все самое красивое, выполняли все ее капризы.  Когда женщина носит ребенка, он с ней становится одним целым – кровообращение становится одно на двоих, поэтому если у мамы в крови плещется адреналин и кортизол – а эти гормоны выделяются надпочечниками  в состоянии стресса – то эти же вещества попадают и к ребенку.  Но если мама может хоть как-то отреагировать свои эмоции – поплакать, например, то у ребенка такого способа нет.  Плюс к тому еще и матка зачастую в такой ситуации приходит в тонус – чем еще более усугубляет состояние ребеночка, т.к. приток крови  к нему уменьшается.  Родственникам и окружающим нужно быть очень бережными с будущей мамой, ну а если  им это не под силу, тогда сама будущая мамочка должна приобрести олимпийское спокойствие и жить по принципу «родим, а там со всем разберемся».  Приятная обстановка, спокойная музыка, доброжелательный настрой и оптимизм – самые лучшие спутники беременной на пути к благополучным родам.

Акушер Грантли Дик  Рид в своей книге  «Роды без страха» писал, что  зачатие и рождение ребенка – короткий, но важный эпизод единого целого-жизни человека от зачатия до смерти. В этот момент, как никогда явственно проявляется связь поколений. Никто из нас не в силах избежать последствий внутриутробного периода своей жизни, последствий того, каким образом мы родились и провели первые месяцы жизни.  Нейроанатомы  доказали, что 90%   мозгового вещества формируются с момента зачатия до 9 месяца внеутробной жизни.  Полностью мозг ребенка формируется к 3 годам жизни. Именно поэтому первые 18 месяцев жизни, начиная с зачатия  оказывают огромное влияние на всю последующую жизнь. Это фундамент будущего, и именно от матери, от ее беременности, родов и периода «ручного вынашивания» до конца 9 месяца внеутробной жизни  зависит то, каким он будет.

Мамочке важно так же настроиться на благополучные и по возможности естественные роды и помнить, что в момент родов ребенку гораздо сложнее чем вам,  девять месяцев безмятежности в материнском лоне заканчиваются неожиданным  для ребенка финалом – матка сокращается и начинает выталкивать его из обжитого места.  Для ребенка это огромный стресс.  Есть так называемая теория матриц Грофа, которая приблизительно описывает возможное состояние ребенка на момент родов и возможное влияние этого состояния на ребенка в будущем.

 

В созданной им концепции пренатального (дородового) существования человека Станиславом Грофом выделены четыре основных периода, которые сохраняются в человеческом подсознании. Гроф называет их базовыми пренатальными матрицами (БМП) и подробно характеризует, что происходит на каждой из этих матриц, что испытывает ребенок, какие бывают особенности проживания каждой из этих матриц и как в последующей жизни БМП могут влиять на поведение человека.

Матрица наивности

Это долгий период от зачатия до подготовки организма матери к родам. Это время "золотого века". Если течение беременности не осложняется психологическими, физическими или иными проблемами, если мать желает и любит этого ребенка, ему очень хорошо и уютно в ее утробе. Он напитывается матерью в прямом и переносном смысле - не только завися от нее физически, но и духовно - ее любовью. Завершается этот период (так и хочется сказать, что все хорошее когда-нибудь кончается!) появлением предупреждающих химических сигналов в организме, а затем механическими сокращениями матки. Первичное и привычное равновесие и гармония существования нарушаются, ребенок впервые испытывает психологический дискомфорт.

Матрица жертвы

После периода, который призван быть временем блаженства, спокойствия, тишины, умиротворения, "качания в океане материнской утробы", наступает время испытания. Это время второй пренатальной матрицы. Плод периодически сжимается маточными спазмами, но система еще замкнута - шейка матки не раскрыта, выход недоступен. Утроба, которая столько времени была охраняющей и безопасной, становится угрожающей. Поскольку артерии, снабжающие плаценту, сложным образом пронизывают мышцы матки, каждое ее сокращение ограничивает приток крови, а значит, кислорода, питания для ребенка. Он начинает испытывать всеобъемлющее чувство возрастающей тревоги и ощущение надвигающейся опасности для жизни. Гроф полагает, что на этой стадии рождающийся младенец испытывает состояние ужаса и безысходности.

Удивительно, что каждый человек по-своему переживает эту стадию. Кто-то "принимает решение" искать выход и все свое состояние подчиняет этому поиску. Кто-то сжимается от ужаса и все усилия прилагает к тому, чтобы вернуть прежний покой. Кто-то впадает в состояние бездействия, переживая своеобразный паралич. Некоторые психологи проводят параллели между этой матрицей внутриутробного развития и тем, как во взрослой жизни человек начинает реагировать на измененные ситуации. То, как взрослый человек переживает состояние возрастающей тревоги, как решает проблемы надвигающейся опасности - корни его поведения, возможно, - в том решении, которое было им "принято" в материнской утробе.

Матрица борьбы

Третья стадия связана с раскрытием шейки матки. Появляется возможность выхода. Очень важный момент в психологическом плане - сначала человек принимает решение - искать выход или нет, и только потом появляется возможность выхода! В это время ребенок обречен начать "борьбу за выживание". Независимо от того, "принято" ли им решение выходить либо всеми силами стараться законсервировать ситуацию, маточные сокращения выталкивают его. Он начинает постепенно продвигаться по родовому каналу. Его тело подвергается сокрушительному механическому давлению, испытывает недостаток кислорода и удушье. Гроф отмечает, что эти обстоятельства роднят его с мифологическими персонажами, проходящими сложные лабиринты, или со сказочными героями, продирающимися сквозь непроходимые заросли.

Если в психике есть отвага к одолению препятствий, если уже созрела внутренняя решимость преодоления, то и прохождение по родовым путям станет для ребенка первым опытом целенаправленного пути. Путь только один - надо родиться. Но как этот путь преодолевает человек, помогают ли ему в прохождении пути или нет, - от этих обстоятельств, по мнению автора теории, зависит многое в дальнейшей его жизни.

По Грофу, именно в этот период закладываются основы большинства поведенческих, психологических и, как следствие, социальных проблем. Первое серьезное жизненное испытание, которое человек не сумел преодолеть самостоятельно, так как ему "пришли на помощь", закладывает установку и в дальнейшем ожидать помощи со стороны. Когда ребенок рождается из семейной утробы, психологически отпочковывается от родителей, принимая на себя бремя самостоятельного установления социальных отношений, он "вспоминает" опыт собственного рождения.

Матрица свободы

И наконец, четвертый период - собственно роды. Гроф полагает, что это завершение подвига. Резкая смена всех предшествующих условий существования - переход от водного к воздушному типу существования, изменение температурного режима, действие сильнейшего раздражителя - света, действие атмосферного давления, - все эти условия в комплексе обусловливают сильнейший стресс всего организма новорожденного. По мнению большинства психологов, именно родовой шок позволяет психике ребенка так интенсивно развиваться в первые три года жизни. Существует мнение, что никогда человек не бывает так близок к смерти, как в момент рождения. И вместе с тем именно после этого испытания становится возможным невозможное в другие периоды жизни.

Очень важно не только благополучно родить ребенка, но и установить с ним  послеродовый контакт. Как только ребенок рождается, желательно положить ребенка  на живот матери, при этом желательно не пережимать пуповину сразу же, а дать ей отпульсировать. Это необходимо сделать по двум причинам – во-первых это облегчает «включение» дыхательной системы, так как кислород поступает через кровь в перенесший стресс головной мозг и от легких, которые плавно включаются в работу, и от материнской плаценты, во-вторых уменьшается  риск послеродового кровотечения у матери. Ребенку можно предложить грудь, и если  ребенок начнет  ее сосать, во-первых ему достанется самое ценное молозиво, а во-вторых у мамы быстрее отделится послед и начнет сокращаться матка. Важно, если нет медицинских противопоказаний, чтобы ребенок находился рядом с мамой, особенно первые сутки жизни. Это поможет ему психологически адаптироваться в новой для него среде, так как,  если мама будет его укачивать, он будет успокаиваться  от знакомого ему звука биения ее сердца,  ее голоса, запаха кожи.  Необходимо кормление ребенка «по требованию», а не «по расписанию», это позволит маме не только избежать проблем с грудью, но и снизит риск послеродового кровотечения, не говоря уже о пользе для малыша. Многие мамы, особенно по совету мудрых бабушек, боятся «избаловать» ребенка, если будут брать его на руки, это в корне неверно. Подобно тому, как мама вынашивает ребенка 9 месяцев внутри себя, если ей не безразлично его психологическое и физическое состояние, она должна «вынашивать» его на ручках еще 9 месяцев после рождения. Не стоит бояться, что ребенок потом не будет слезать с рук, наоборот, у него сформируется чувство безопасности и доверия к миру, и как только он начнет ползать, он будет вспоминать о руках все меньше и меньше. Маленького ребенка невозможно избаловать своей любовью, в возрасте до года ребенок просто не способен «вредничать», если он плачет, его реально что-то беспокоит. Мама должна запастись терпением и попытаться разобраться в проблеме, а не «воспитывать» его. Очень важен так же визуальный контакт с мамой. Новорожденный видит очень смутно, оптимальное для него расстояние – расстояние до лица мамы, когда она кормит его грудью сидя, поэтому малыши прежде чем сладко задремать под грудью, с таким интересом рассматривают мамино лицо. В период кормления грудью маме так же желательно пребывать в ровном расположении духа, т.к. если в ее организме появляются гормоны стресса, они тут же попадают в молоко.

 

 



Просмотров: 127
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как "воспитывать" ребенка еще до его рождения?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • "Хочу, чтобы он понял, как я его люблю, поэтому всячески стараюсь ему этого не показывать"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • В защиту мамочек "все только для ребенка"
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Мама, папа, я -счастливая семья!.." - а если все не так?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь