Формы насилия над детьми

В настоящее время дети являются самой незащищенной социальной группой, они часто оказываются в зонах стихийных и природных катостроф, военных действий, становятся жертвами сексуального, физического и эмоционального насилия. По данным ООН, ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет становятся жертвами произвола родителей. Каждый десятый ребенок из них умирает, а 2 000 заканчивают жизнь самоубийством.

В России проблеме психотравмирующего влияния насилия на ребенка не уделяется должного внимания. Данная проблема имеет не только психологические, но так же социальные и юридические аспекты. Однако очень часто мы встречаем нежелание и даже отказ специалистов, в частности психологов, сталкиваться с проблемой насилия.

Нежалание работать с детьми, пострадавшими от насилия, может быть вызвано целым рядом причин. Очень часто они связаны с отсутствием представлений о том, что насилие оказывает на ребенка существенное негативное воздействие – распространенно мнение, что ничего существенного с ребенком не происходит. Довольно часто встречается представление, что работа с таким ребенком может привести к вторичной травматизации, которая может оказаться для ребенка еще более тяжелой, чем сама травма. Многие психологи не считают нужным работать отдельно со специфицескими последствиями насилия. Очень часто применение методов идентификации тормозится нежеланием или неумением специалиста оказывать помощь ребенку: психологи признаются, что осознанно не обсуждают с ребенком факты и чувства, которые могут быть вызваны последствиями насилия, так как не знают, как им быть дальше, если их худшие подозрения окажутся правдой.

В силу сформировавшихся клише специалисты не всегда проводят надлежащее исследование ситуации и иногда игнорируют оцевидные симптомы насилия. И наконец, многие специалисты хотели бы помогать детям, пострадавшим от насилия, но просто не представляют с чего начать.

Таким образом актуальность данного исследования обусловленна увеличением количества детей, пострадавших от насилия; и неумением специалистов встретиться и работать с данной проблемой.

Очень часто насилием оказывается не только грубое и травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные формы наказаний и воздействий на детей.

Очень часто распространению насилия и жестокого обращения с детьми способствует два обстоятельства. Во – первых, родители, которые прибегают к методам так называемой «репрессивной педагогики», не всегда знают о негативном и пагубном влиянии таких методов на здоровье ребенка. Во – вторых, своевременному установлению факта насилия препятствует стремление взрослых «не выносить сор из избы», а так же законодательно закрепленные права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Под жестоким обращением с ребенком подразумевается любое действие или бездействие по отношению к детям, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

В основном насилие классифицируется по нескольким параметрам:

- явное или скрытое (косвенное);

- происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

- единичное или множественное;

- по месту происшествия и окружения.

Различают следующие формы насилия:

- физическое насилие;

- сексуальное насилие;

- психологическое насилие;

- пренебрежение нуждами ребенка.

Рассмотрим каждую форму более подробно.

Физическое насилие.

Под физическим насилием понимается любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Оно выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиение ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Так же физическое насилие включает в себя вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, попытки утопления. Очень часто физическое насилие сочетается с другими формами жестокого обращения с детьми. Поэтому возникает необходимость среди детей, пострадавших от физического насилия, выявить другие формы жестокого обращения.

Сексуальное насилие.

Под сексуальным насилием подразумевается использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает коитус, оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. Также к сексуальному насилию относятся вовлечение ребенка в проституцию, в порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка.

Под данным понятием подразумевается отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или опекунов в силу объективных причин и без таковых. Распространенным примером пренеюрежительного отношения к ребенку является оставление его без присмотра, что может привести к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья последствиям.

Психологическое насилие.

В данном случае подразумевается постоянное или переодическое оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К данному виду насилия также можно отнести постоянную ложь, обман, предъявляемые требования, не соответствующие возрастным возможностям ребенка.

Использованная литература:

  1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2006. – 256 с.
  2. Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям – жертвам насилия. – М.: Генезис, 2006. – 112 с.
  3. Земляных М.В., Храмченкова А.-М. Л., Забадыгина Е.В. Психологические аспекты оказания помощи детям, пострадавшим от коммерческой сексуальной эксплуатации. – СПб., 2011 – 188 с.
  4. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Эксмо, 2009. – 960 с.
  5. Новикова М.В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации. – М.: Генезис, 2006. – 128 с.
  6. Пчельникова О.А. Психологическая помощь детям – жертвам насилия. – Ижевск: Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив», 2012. – 48 с.
  7. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. – М.: Генезис, 2006. – 207 с.


Просмотров: 509
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • [Сексуальное насилие] #6. С каким запросом обычно приходят клиентки - жертвы насилия?
  • Неочевидные формы насилия над ребенком
  • Уберечь ребенка от сексуального насилия.
  • Насилие - обыденный шок! Разнообразие видов насилия между людьми.
  • Как распознать насилие в семье? Психологические особенности женщин-жертв насилия в семье
  • Насилие - это моральное воровство. У нас не сформирована позиция в отношении насилия.
  • Игнорирование ребенка как форма насилия
  • Насилие без насилия. "Мне это кажется?"
  • Разговор с психологом: психологическая реабилитация детей, пострадавших от сексуального насилия
  • Предупреждение насилия по отношению к детям
  • Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
  • Генезис насилия в семье
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Как научить детей правильному поведению в социуме и не допустить проявления насилия по отношению к ним.
  • Из опыта работы с детьми, пострадавшими от домашнего насилия.
  • В чем сложность работы с жертвами сексуального насилия?
  • Психологические последствия сексуального насилия и работа с ними
  • Причины и последствия сексуального насилия
  • Физическое насилие к детям. Причины и следствия
  • Гипероопека, насилие и тирания – последствия для ребенка
  • Как могут помочь родственники и близкие люди жертвам сексуального насилия
  • Обвинения жертв насилия и выдуманные иски о домогательствах: что не так с этим миром?
  • О чем они молчат. Как предотвратить сексуальное насилие над детьми.
  • Что делать, если друг живет в ситуации домашнего насилия?
  • Круги безумия или о цикле насилия
  • Работа с жертвами домашнего насилия. Часть 1. Петля.
  • Как не вырастить ребёнка счастливым или школа домашнего насилия
  • Благими намерениями..., или история одного насилия
  • Реабилитация мужского насилия или про абьюз



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь