"Духовность и психотерапия

В настоящее время все в сфере психологии созревает вопрос о «духовности». Об этом свидетельствуют, в частности, новые самостоятельные направления современной психотерапии, которые объединяются названием «антропологическая психотерапия». Для этого направления характерно представление о человеке как о духовном существе с пониманием того, что решать психологические, душевные проблемы человека без сопровождающих их духовных изменений неэффективно.

Что же общего у психотерапии и духовной традиции? В первую очередь, то, что и та, и другая придают большое значение самопознанию человека, в результате которого он может стать целостным, найти свои смыслы и ресурсы. Та и другая оказывают помощь в кризисных ситуациях жизни. В религии есть то, что можно назвать психотерапевтическим ядром – религия выполняет (если перейти на язык психотерапии) ориентировочную, направляющую и смыслообразующую функцию.

В этом смысле психотерапия – «младшая сестра» духовной традиции. Здесь можно отметить даже внешние заимствования: психотерапевтический, особенно психоаналитический сеанс очень напоминает по внешней форме христианскую исповедь. Авторитет психотерапевта вызывает ассоциацию с институтом духовничества в православии или гуру в восточных духовных практиках. Психотерапевт тоже может стать учителем или гуру. Другой вопрос – надо ли это?

Религиозные обряды несут в себе мощнейший психотерапевтический потенциал, особенно для человека в кризисном состоянии. Различие между психотерапией и духовной практикой заключается в том, что цель психотерапии – помочь человеку решить его жизненную задачу, приспособить его к земной жизни. Для духовной же практики цель оказания человеку помощи в решении внешних проблем – не главная.

Главной целью является подготовить человека к жизни небесной. Религия отражает вертикальную устремленность человека к высшему смыслообразующему началу и в этом плане отвечает его насущной потребности поиска смысла, неустранимого, неуничтожимого фактом его смерти. Психология занята по преимуществу горизонтальной плоскостью, человеком как деятелем во времени и пространстве.

Если, в целом, можно констатировать все возрастающий интерес современной психотерапии к духовной практике, а также нарастающее стремление к сотрудничеству со священнослужителями, то в среде священников и богословов можно встретить самое разнообразное отношение к практике психотерапии. Нередко священнослужители отрицают всякую возможность сотрудничества и взаимодействия с психотерапевтами и психологами. На мой взгляд, причины такого отношения могут быть идеологическими или личностными. К идейным причинам можно отнести следующие:

- отсутствие идеи Бога в секулярной психотерапии, по мнению священнослужителей, приводит к половинчатости, незавершенности терапевтического процесса, если психотерапевт не обсуждает с клиентом экзистенциальные вопросы (что происходит, конечно, не всегда и отнюдь не во всех видах психотерапии);
- психотерапия ставит целью работы с человеком не спасение души для жизни вечной, а адаптацию к земным условиям существования;
- психотерапия как таковая часто отождествляется с «трансперсональной» психотерапией и другими видами психотерапии, основанными на оккультном мировоззрении;

Личностными причинами отвержения психотерапии священнослужителями, возможно, являются:
- непонимание (незнание) целей, смысла, формы работы психотерапевта с человеком;
- неосознаваемое соперничество за влияние на душу человека.

Есть и священнослужители, которые видят возможность и пользу сотрудничества с психотерапевтами, и осуществляют его в своей пастырской деятельности (Анатолий Берестов, иеромонах, 2000; Евмений, игумен, 1999). На западе, в Европе и США, давно существуют Ассоциации христианских психотерапевтов, читаются курсы пастырской психологии и консультирования в протестантских семинариях.

В чем же можно усматривать особенность работы православного психотерапевта или консультанта? Православный психотерапевт может помочь своему клиенту, брату (cестре) во Христе, подготовиться к этой работе над собой под руководством духовника. В чем может состоять подобная помощь? Самое главное, чтобы страждущий осознал мотивацию изменения, чтобы ему очень хотелось что-то изменить в своей жизни, и была решимость на это.

При разработке программы изменения психотерапевту необходимо учитывать возможности пациента или клиента, очень важно, чтобы программа была реалистичной. Важно также показать клиенту его резервы – те качества и движущие силы развития человека, на которые он может опираться в процессе совершенствования себя, не забывая при том уповать на помощь Божию, которая есть главный «резерв» совершенствования для каждого человека, если он способен ее вместить.

Верующему полезно напомнить о любви Бога к каждому человеку, в том числе и к нему самому, а также о любви к ближнему и о любви ближних к нему. Психотерапевт, в частности, своим принятием клиента и сочувствием к нему выражает эту любовь. Очень важно, чтобы верующий клиент, уповая на милость Божью, не боялся видеть свой грех, глубину человеческой падшести, и не впадал от этого в отчаяние. «Проблема духовной жизни, – писал владыка Антоний Сурожский, – не в том, чтобы разрыть до глубины все наши помойки, а в том, чтобы найти какой-то путь, чтобы постичь - как прекрасен Бог».

Также важно поддержать страждущего в его работе над собой – констатировать его первые успехи как нечто разумеющееся, ожидаемое, обратить его внимание на реакцию близких на изменения в его поведении. Результаты работы клиента во многом определяются тем, как относятся к нему значимые для него лица.

Подводя итог проведенному анализу, можно сформулировать общую и частную задачи православной психотерапии. Общая задача – оказание помощи человеку в преодолении его падшей природы, одухотворении тела, души и духа и, как результат - его спасении. Необходимо привести страждущего к покаянию через осознание им психологических страстных механизмов болезни, через активизацию значимых эмоциональных переживаний, через пробуждение резервных возможностей для восстановления в Образе Божьем.

Частная задача – оказание помощи человеку в решении его конкретных проблем и жизненных затруднений психотерапевтическими методами. Видение «горизонтали» конкретных психологических проблем клиента на фоне «духовной вертикали» – помогает духовному психотерапевту корректно создавать терапевтические ориентиры, оставляя свободное пространство для клиента и Того, Кто на самом деле может исцелить.



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • 6 последствий родительских манипуляций для человека и его жизни
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Чтобы удержать или вернуть человека, нужно его отпустить
  • Духовный нарратив и его роль в формировании духовной культуры и традиции
  • Самоотчужденность человека как источник его психологических и соматических проблем
  • Значение концепции человека для современной психотерапии.
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Как избавиться от вагинизма? Что такое вагинизм и как его можно вылечить? Решение сексуальных проблем
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 7 проблем человека, которые зачастую ведут его к психологу
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Как разлюбить и попытаться забыть человека после его измены и очень некрасивого расставания?
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Мастерство психотерапевта или немного о том, как его выбирать.
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Разочарование в психотерапии. Как его пережить?
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Стресс и его последствия для человека. Часть 1.
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Психотерапевтический рисунок. Как может помочь в процессе психотерапии.
  • Что такое невроз и как его можно вылечить?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Что происходит внутри человека, когда его отвергают?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Телесность человека как язык его взаимоотношений с Небом и Землей, миром и самим собой.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь