Письма в будущее. Психоаналитический взгляд.

«ПИСЬМА В БУДУЩЕЕ» - психоаналитический взгляд

Воспользовавшись возможностью, предоставляемой одним из Интернет-ресурсов (http://future-mail.org), любой пользователь может отправить письмо самому себе или иному получателю, при этом назначая дату доставки. В работе рассматриваются некоторые психологические аспекты, играющие роль мотивационных факторов, а также формирующие ответные реакции и обозримый спектр возможных последствий. Обсуждаются вопросы целесообразности и продуктивности данного явления в контексте психодинамических процессов на различных этапах жизненного цикла. Проводя параллели с аналогичными явлениями, предлагается к обсуждению ряд выводов в отношении иллюстрируемых механизмов, а также возможных подходов к изучению и исследованию психологических феноменов на базе разнообразного социокультурного материала.

Ключевые слова: психоанализ, бессознательное, письма, развитие, адаптация, взросление, зрелость, старение. 

Статья представляет собой психологическое исследование феномена «писем в будущее». Предполагается, что в процессе подобного анализа с использованием конкретного явления как иллюстративного материала, становится возможным вернуться к обсуждению сознательных и бессознательных механизмов адаптации и формирования реакции с привлечением соответствующих защит, а также рассмотреть возможные варианты развития ситуации в зависимости от обозримой совокупности факторов.

Когда мы сталкиваемся с идеей написать письмо самому себе в будущее, первой реакцией может быть естественное недоумение. Действительно, это несколько необычно – отправлять в пустоту Интернета мячик своих мыслей и переживаний с тем, чтобы когда-нибудь, через годы, получить его назад. Зачем ловить эхо давно ушедших страстей и событий? Однако, если позволить себе некоторые размышления и проследить ход ассоциаций, вызываемых подобной возможностью, цепочка следствий и выводов уводит неожиданно глубоко. Волей-неволей приходится воскрешать некоторые размышления о взрослении, становлении и развитии, динамике жизненного цикла и неизбежном его завершении. Причины и механизмы, подталкивающие к отправке «писем» и формирующие реакции на их получение, имеют ту же природу, что и способы решения основных экзистенциальных вопросов в ходе человеческой жизни.

Начнем разбор данного процесса с того, что сразу разделим его на два фрагмента – отправка «письма» и получение. Такое деление необходимо для того, чтобы удерживать фокус внимания в «здесь и сейчас», не соскальзывая в некорректное фантазирование. Мы рассекаем иллюзорный мост между юностью и зрелостью ввиду невозможности пребывания одновременно в обоих состояниях, в обоих фазах жизненного цикла – это является опорной точкой, вокруг которой можно строить дальнейшее исследование.

Основной постулат, выдвигаемый к рассмотрению, заключается в том, что «письма в будущее» представляют собой попытку справиться с напряжением настоящего посредством построения фантазии о будущем. Можно сказать, что это стремление к бегству от принципа реальности к принципу удовольствия. В то же время, получение такого рода посланий можно воспринимать как обратное движение – укрепление реальности вопреки удовольствию. Если учесть, что оба эти процесса относятся к разным периодам динамического развития человеческой психики, то становится очевидна их специфичность и символическое значение, отражающие силы и механизмы, функционирующие в эти периоды.

Юность. Отправка письма

Читая «открытые письма в будущее» (отправляемые адресно, но доступные для свободного прочтения на сайте http://future-mail.org), неизменно складывается впечатление, что аудитория отправителей – это люди молодого возраста. Провести статистическую оценку и привести объективные данные представляется невозможным, вывод основан на косвенных признаках. В достаточно большом количестве сообщений прилагаются фотографии, изредка указывается возраст «…мне сейчас 18, я пишу тебе, шестидесятилетнему…». Субъективное впечатление основывается на характере речевых оборотов, использовании слэнговых конструкций и общей интонации посланий. Однако, если рассмотреть более подробно содержание писем, становится очевидным, что проблематика, выходящая на передний план, относится к вопросам взросления, сепарации, самореализации и построения отношений, ценностной ориентации. В целом, наиболее часто встречаемая конструкция представляет собой комбинацию неопределенных позитивных ожиданий («все будет хорошо») с определенным срезом настоящего («сейчас все хорошо», «сейчас актуально следующее…», «сейчас тяжело со следующим…», «сейчас все плохо»).

Не вдаваясь в семантический разбор, можно сделать некоторые выводы о задачах, решаемых посредством таких посланий в юношеском возрасте.

В первую очередь, это снижение тревоги неопределенности, реализуемое посредством построения воображаемой картины, содержащей фигуру «будущего себя», способного получить и эмоционально воспринять послание, причем воспринять определенным образом. Источником энергии в данном случае является фрустрация, сопровождающая вхождение во взрослую жизнь. Перечислим основные характерные моменты данного периода жизни. Механизмы защиты и адаптации, сформированные на предыдущих этапах развития в очередной раз подвергаются испытанию и трансформируются в соответствии с актуальными требованиями времени. Я нуждается в базовой безопасности для продолжения поисковой и исследовательской деятельности в расширяющемся доступном мире. Требуется определить границы, что позволит формировать доверительные и удовлетворяющие межличностные отношения. Заканчивает формироваться структура Супер-Эго, что обеспечивает возможность диалога с ним. Происходит идентификация с поло-ролевой моделью, проверка ее на объектах сиблингового (а не родительского) характера, необходимая для вхождения в сексуальные отношения. Конкуренция, достижение, переживание потерь, самостоятельность и принятие роли родителя – обширнейший спектр проблематики решается в этот период.

Кроме того, важнейшим элементом этого периода является вновь актуализирующаяся проблема конечности бытия. Миф о всемогуществе и бессмертии, сопровождающий человека с самого раннего возраста, служит почвой, из которой произрастает сама психика. Этот миф проходит постепенное развенчание в течение всей жизни, так и не рассеиваясь до самого конца. В период юности столкновение с ограниченностью собственных сил вновь напоминает об иллюзорности всемогущества. Панические и тревожные расстройства, пароксизмальные расстройства, дебютирующие в этом возрасте, могут быть сопряжены с катастрофическим провалом концепции всемогущества и контроля (в отношениях с фигурами привязанности, в реализации сексуальности, в конкурентных сиблинговых отношениях). Это крайняя, психотическая степень реакции отражает сущность того, что в более зрелом, невротическом варианте может восприниматься как осознание смерти, страх смерти. Тревожные переживания и критические ситуации в отношении физических и психических возможностей актуализируют экзистенциальный пласт, содержащий информацию об ограниченности возможностей временных. В то же время, определенная доля деятельности в этот период может стимулироваться обостренной тревогой небытия: фантазии о собственной уникальности и о «бессмертии» создаваемых творческих произведений, попытки «успеть» нечто в плане самореализации и карьеры, обостренная потребность в парных отношениях или причастности к некоему классу или сообществу. Менее успешные стратегии могут включать избыточную сексуализацию, склонность формировать химические и поведенческие аддикции, психосоматические и эмоциональные расстройства, а также различные варианты избегания, регресса и ухода в сторону от решения актуальных задач.

Соответственно, нахождение в подобном эпицентре фрустрации сопровождается включением различного рода защитных механизмов, и идея об общении с «будущим Я» вполне резонно может рассматриваться как одна из них. В процессе формирования идеального образа достижения создается некоторая абстрактная модель, контрастирующая с текущими конфликтами. Это скорее «не-образ», образ отрицания, лишенный тревожащей реальности. Возраст «будущего Я» подразумевает зрелость, однако его наполнение (отрицанием конфликта) по сути противоречит ей, так же как принцип удовольствия детства противоречит принципу реальности взрослой жизни. Идентификация с абсолютно не-тревожным, удовлетворяющим, безопасным объектом фантазии, позволяет субъекту снизить напряжение на некоторое время. Подобные «передышки» особенно необходимы в периоды недостаточной социальной поддержки или утраченной связи с объектом привязанности. В итоге, снижающаяся тревога позволяет вновь вернуться в русло исследовательской, конкурентной деятельности и практики.

Важным аспектом видится и фантазирование о получении этих посланий. Имея в собственном распоряжении только актуальный инструментарий, несмотря на очевидную невозможность воспользоваться идеальной зрелой психикой, человек погружается в интроспективное обследование текущего своего состояния. Подобная способность к рефлексии отражает достаточную организацию личности – дифференцированное, автономное Я, способное к взаимодействию с внешними и интроецированными объектами не только на функциональном уровне (используя их как функцию для поддержания себя), но и на уровне свойств (оценивая, сравнивая, примеряя к себе с целью развития). Это может быть интерпретировано, как некоторый символический мостик от иллюзии к действительности, который служит опорой необходимому принятию реальности и ответственности за текущее положение вещей и возможности дальнейшего развития событий.

Таким образом в описываемый период жизни «письма в будущее» являются отражением механизмов невротической адаптации к условиям реальности посредством эпизодов фантазийной деятельности, опирающейся на бессознательный материал прошлого, что позволяет использовать имеющиеся ресурсы психики для продвижения в индивидуальном развитии.

Зрелость. Получение отправленных писем

Несмотря на то, что отправка и получение «писем в будущее» формально являются частью одного явления, фактически они отражают две совершенно различных стороны психической жизни. Анализируя возможные реакции, сопровождающие получение «писем в будущее», мы обращаемся к совершенно иным, во многом – контрастным, процессам, отличным от рассматриваемых в первой части статьи.

В первую очередь получение любого рода посланий – это пассивный процесс (тогда как отправка – это активное действие). Здесь человек сталкивается с некоторым событием, инициированным в отдаленном прошлом, и задачей становится – переработка и имплантация этого опыта, как неизбежной части реальности. Мы намеренно опустим такие варианты реакции отрицания, как удаление, пропуск или потерю письма, не оставляющие следа в психике. Эти случаи могут рассматриваться как невозможность вхождения в ситуацию, обусловленные бессознательной неготовностью столкнуться с ней. По аналогии с психотическим отрицанием фрагментов объективной реальности (следствием чего является невозможность разграничения информации действительной и галлюцинаторной), это параноидное решение не может быть продуктивным, а ценность «писем» теряется.

Следует заметить, что похожие случаи с исключением посланий из области сознания, могут иметь и более дифференцированный, невротический характер реакции вытеснения. Однако, в этом случае даже если текст послания оказывается непрочтенным, сам факт его появления находит отклик в психической реальности, что может вызвать целый спектр бессознательных реакций, с последующим отражением в поведении или эмоциональной сфере. Причины их будут необъяснимы (т.к. лежат вне области осознания) а сами реакции – отнесены к разряду «спонтанных» и «случайных», по сути являясь проявлениями бессознательных защит. Аннулирование (вдруг вспомнится что-то важное из прошлого), поворот против себя (внезапный депрессивный эпизод или психосоматоз), смещение аффекта (вспышка агрессии по незначительному поводу), реактивное образование (период ностальгии по событиям не касающимся «письма»), реверсия (попытки стимулировать воспоминания и размышления о юности у окружающих), отреагирование вовне, сексуализация, сублимация – спектр возможных реакций и их проявлений может быть очень широк. Общим признаком будет то, что они всячески уводят в сторону от собственных переживаний и размышлений, переводя акцент на иные события, действия или объекты. Такого рода вытеснение также может свидетельствовать о некоторой дисфункции личностного развития, при которой рефлексивные процессы, рассматриваемые ниже, становятся невозможными, а взаимодействие с «письмом» – также малопродуктивным.

Более существенным примером для анализа может послужить случай получения письма с последующим его прочтением. Это подразумевает внезапное, непреднамеренное столкновение с фактическим, буквальным материалом, содержащим достоверную информацию о периоде прошлого, относящегося к достаточно юному возрасту. Человек неожиданно получает некоторый срез своей жизни, контейнер, наполненный рядом фрагментов. Каждый элемент письма (фотографии, слова, мысли, чувства, описания, события), вызывает цепочку осознанных и неосознаваемых воспоминаний того времени, а также сопряженных с последующими событиями. В некотором смысле, адресат получает гораздо больше, нежели намеревался отправить.

Подобное событие и его проработка способны вызывать целый ряд следствий, отражающихся на текущем состоянии и дальнейшем функционировании. Среди возможных интерпретаций происходящего, можно выделить несколько ключевых линий.

Прежде всего, необходимо вспомнить уже упоминавшиеся взаимоотношения принципов удовольствия и реальности. В данном случае трактовка основывается преимущественно на возвращении и укреплении принципа реальности вопреки удовольствию, отражающему зрелый уровень организации психики. Сама возможность того, что некоторый фактический материал допускается к осознанию (открывается и читается письмо) отражает способность выдержать конфликт двух образов – образа воображаемого прошлого (актуального на текущий момент), и более объективного образа прошлого (в виде содержания «письма»). При этом обнажается достаточно обширный материал, удаленный из памяти посредством целенаправленного забывания ввиду определенной его травматичности. Расставаться с утешительной иллюзией, принимая на себя разностороннюю неоднозначную действительность – один из аспектов принципа реальности, сопровождающего зрелость.

Логическим продолжением этих размышлений является переход к экзистенциальной теме ответственности. Почему иллюзия прошлого может быть утешительна? Зачем психика организует прошлое таким образом, что одни факты искажаются, а другие удаляются или, наоборот, подчеркиваются. Один из вариантов ответа – избегание принятия ответственности, авторства и родительской роли в отношении собственной жизни. Искажающая функция бессознательного широко представлена в повседневной жизни. Проявление этой функции в виде «подтасовки фактов» может быть направлено на укрепление мифа о неизбежности актуального положения и состояния.

Согласно одному из определений, взрослая жизнь – это череда приобретений и утрат. Экзистенциальный выбор можно рассматривать как утрату альтернативы приобретения и достижения – утрату свободы, зрелость – утрату безграничности и всемогущества. Утрата здоровья, возможностей и удовольствий – все это требует способности переносить фрустрацию, справляться с ней. Среди механизмов защиты, одним из важнейших является построение идеи о вынужденном характере потерь. Укрепление иллюзии безысходности, неотвратимых условий, которые неизбежно привели к ситуации утраты, ведет к отторжению собственной активной роли, своего авторства, участия и ответственности за сделанный выбор и его последствия. Следовательно, возращение реальности означает и принятие ответственности.

В данном контексте история – не прошлое, история – это то, из чего состоит наше «здесь и сейчас». Исследование своей истории дает возможность рефлексивного переживания и комплексной оценки. Итогом такой ревизии является определенная гамма переживаний – от удовлетворения до сожаления и горечи, которые присутствуют в области сознания одновременно, отличаясь по степени выраженности. Переживание амбивалентности подобной ситуации – также важная часть процесса, происходящего при чтении «посланий в будущее».

Существенной задачей, которую решает человек в фазе поздней зрелости, является оценка прожитой жизни и формирование эмоционального переживания этой оценки. В определенной степени нечто похожее происходит постоянно на протяжении всего жизненного цикла в той или иной форме. Различные факторы могут инициировать подобную «проверку», результаты и способы обращения с ними также варьируют весьма широко. В данном случае, именно «письмо в будущее» играет роль активирующего стимула. Экзистенциальные данности, такие как смерть, ответственность и одиночество оказываются затронуты при прочтении «письма», что влечет за собой цепь реакций, направленных на перепроверку и укрепление реальности. В определенном смысле именно реалистичный подход делает возможным принятие неизбежности и получение определенного удовольствия в конкретных объективных условиях, наряду с переживанием фрустрации и тревоги.

Степень выраженности, яркость реакций, глубина рефлексии и сила аффектов могут быть совершенно различными. Более детальное, практическое изучение данного вопроса в последующем способно прояснить условия, оказывающие влияние на эти параметры, и раскрыть корреляционные связи с тем, чтобы вывести соответствующие закономерности.

Разумеется, мы рассматриваем «среднее арифметическое из выборки», некоторую «идеальную» модель, в которой «письма», отравляемые в юном возрасте, доходят до адресата через несколько десятилетий. Однако, именно такая степень абстракции позволяет очертить круг вопросов, появляющихся в поле зрения при рассмотрении данной темы. Исходя из этого, следует отметить, что предмет исследования не является уникальным. Весьма распространенной аналогией, иллюстрирующей описываемые процессы, является чтение старых дневников или писем, обнаруживаемых зачастую случайно среди прочих памятных вещей. Мемуары, фотоальбомы, вечера встреч выпускников – известно достаточно много явлений, различных по форме, но сходных по содержанию, которые в той или иной мере соответствуют данному комплексу реакций.

Подводя итог рассуждениям, которые были представлены выше, важно подчеркнуть несколько моментов. Во-первых, тема динамических изменений психики в течение жизни присутствует повсеместно. В разных видах, воплощениях, под разными предлогами и на разных языках происходит обсуждение и поиск универсальных ответов на вопросы экзистенциального характера. И здесь важнейшим фактором является возможность поднимать эти вопросы и осуществлять поиск, непосредственно соприкасаться с глубокими пластами существования и переносить тревогу неопределенности. С этой точки зрения «письма в будущее» являются способом, интерфейсом подобной системы взаимодействия, отражающим процессы саморегуляции психики.

Другой вывод относится к самому исследованию, которое представляет собой пример анализа социокультурного феномена «писем в будущее» с психологической точки зрения. Предметом подобных обсуждений могут быть эволюционные, социальные, политические тенденции, опубликованные биографии, образцы генеалогических историй и произведения искусства. Рассматриваемые сквозь призму психологии, эти объекты наблюдения расширяют возможности изучения, обучения и последующей практики, необходимые для дальнейшего профессионального развития в этой области.

 

Список литературы

1. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

2. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Класс, 2006.

3. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. М.: Деловая книга, 1998.

4. Тэхке В. Психика и ее лечение. М.: Академический проект, 2001.

5. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб.: Ленато; ACT; фонд «Университетская книга», 1996.

6. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: РИМИС, 2008.

 

S.A. Artiushkevich

"LETTERS TO THE FUTURE"

ANALYSIS OF EFFECTS FROM THE POINT OF VIEW OF PSYCHOANALYSIS

Due to the opportunity provided by one of the Internet resources (http://future-mail.org), any user can send a message to himself or another addressee, assigning the date of delivery. The paper shows some psychological aspects of motivation, as well as forming responses and foreseeable range of possible consequences of that. Feasibility and efficiency of this phenomenon in the context of psychodynamic processes according to different lifetime stages are discussed. In parallel with similar phenomena, it is proposed to discuss a number of conclusions about highlighted mechanisms, and possible approaches to the study and research of psychological phenomena using diverse social and cultural material.

Keywords: psychoanalysis, unconscious, letter, development, adaptation, maturation, adulthood and aging.



Просмотров: 384
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • Письма к людям из прошлого. Изменения когнитивных схем при помощи написания писем.
  • Сила метода Технология Осознания Реальности или что дает осознание реальности
  • Быть может ты увидешь здесь что то своё или о жизни с творческой личностью
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Будущее следствие прошлого. Показывает то, что было, а не то, что будет
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Как быстро забыть бывшего. Пошлю его на небо за звёздочкой или Письма в космос.
  • «Я чувствую себя ненормальным» или быть может это ОКР?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Быть родителем — одна из радостей жизни. Но это может стать и тяжелым испытанием.
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Переживание Жизни - что это и как?
  • Быть богатым или быть бедным — это наш личный выбор! Что выбираете Вы?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь