Что такое «депривация» и почему это мешает ребенку развиваться полноценно?

Что такое «депривация» и почему это мешает ребенку развиваться полноценно?

     Депривация – лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

Иными словами , если ребенок попадает в ситуацию, где не удовлетворяются определенные потребности, как психологические так и физические, то это влечет за собой ряд неблагоприятных последствий.  Последствия тем временем будут определяться  возрастом начала депривации, длительностью ее воздействия и качеством помощи такому ребенку.

Депривация бывает:

  1. Сенсорная
  2. Двигательная
  3. Материнская
  4. Эмоциональная
  5. Психосоциальная

       Остановимся на каждой из них отдельно и рассмотрим основные причины возникновения и возможные последствия.

                                                 СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ.

        Обедненная стимулами среда влечет за собой, так называемый «сенсорный голод», продолжительное,  снижение (или полное лишение) человека зрительных, слуховых, тактильных или иных ощущений. Для нормального развития психики,  головной мозг  постоянно нуждается в раздражителях, стимуляции его действия. Необходимыми раздражителями являются ВПЕЧАТЛЕНИЯ ребенка от взаимодействия с окружающим  людьми (в первую очередь матерью или лиц ее заменяющих), предметов и явлений этого мира (яркие игрушки, иные предметы, звуки и т.д). Если же ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, происходит замедление всех сторон его развития.

Стимулирующую развитие ребенка среду, создают близкие, заботящиеся о ребенке. Взрослый стимулирует развитие ребенка, когда пеленает его, купает, кормит, разговаривает с малышом, играет с ним.

Рекомендации для родителей: 

- с того момента, когда ребенок начал фиксировать свое внимание на ярких предметах (примерно около 2х месяцев жизни ребенка) такие предметы должны демонстрироваться ему регулярно.   Немногим позже важно обеспечить доступ к ярким красочным игрушкам, которые можно хватать и манипулировать ими. Не сердитесь, если малыш пытается взять в рот игрушку, так проявляется его исследовательская деятельность. В связи с этим стоит позаботиться о безопасных игрушках (помните о возможности застревания мелких предметов в гортани) и пространстве для малыша.

- разговаривайте с ребенком, подражайте ему, называйте по имени

- обнимайте, целуйте, улыбайтесь вашему ребенку, свободно выражайте нежные чувства  к малышу

 - во время купания используйте плавающие игрушки, в которые можно набирать воду, сжимать. Превратите купание в игру.

-  для детей более старшего возраста (от года) : при прогулках на свежем воздухе, позволяйте малышу трогать травку, собрать опавшие с дерева  листья, подобрать понравившейся камушек. Проявляйте уважение к интересу ребенка, не стоит говорить «это всего лишь камень, выбрось», таким образом вы тормозите познавательную активность.

 

                                               ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕПРЕВАЦИЯ.

      Возникает при ограничении движений ребенка  вследствие болезни. А  так же негативно сказывается на ребенке тщетность его действий (двигательных, голосовых), когда он не может влиять на окружающую среду своими действиями, ситуация не меняется от его усилий. 

В первом случае дети могут испытывать депрессию, возможны вспышки ярости и агрессии. Во втором же случае ребенок на собственном опыте убеждается, что его действия бесполезны, в дальнейшем  может вообще перестать делать попытки повлиять на обстановку. Такие дети часто становятся пассивными, отсутствует инициатива, возможна агрессия.

Пути преодоления:

- создание условий способствующих двигательной активности ребенка, начиная с первых месяцев жизни.

- предоставление ребенку свободы действий в выборе двигательных игр. Ограничение детей (нельзя бегать, прыгать, лазать) приводит к тревожности, раздражительности и агрессивным реакциям.

 

                                                МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРЕВАЦИЯ.

    Американский психолог М.Райбл провел наблюдение над 600 младенцами, лишенными материнской заботы. Его выводы неутешительны. Отсутствие материнской заботы приводит к тяжелым соматическим расстройством уже у детей 2х месяцев. При этом у детей, проживающих в негигиенических условиях, но имеющих физический контакт с матерью такие расстройства не возникают.

    Когда дети растут в полной разлуке с матерью, можно говорить о массивной материнской депривации. Следствием этого может стать  нарушение формирования личности, нарушение психического и интеллектуального развития, психические расстройства (психопатия, депрессия, фобии у ребенка).

     Если малыш оказался без матери с рождения, то у него могут  наблюдаться в дальнейшей жизни  отставание в развитии, неуверенность в себе, неумение вступать в значимые отношения, вялость эмоциональных реакций.  В подростковом возрасте они замкнуты и неконтакты.

     Ребенок, лишенный матери не с самого рождения, а позже, когда тесная эмоциональная связь уже возникла, он  переживает тяжелую эмоциональную реакцию, возможно шок. Ребенок находится в отчаянии, позже может впасть в апатию, возвращается на более ранние этапы развития, утрачивает уже сформированные навыки. Более взрослые дети могут начать мочиться в постель, требовать, чтобы их носили на руках. Подростками эти ребята отличаются склонностью к правонарушениям.

Прогноз компенсации нарушений формирования личности зависит от продолжительности нахождения в условиях депривации. Дети, чья депривация длилась первые три года или больше, демонстрируют социальные, эмоциональные и интеллектуальные трудности даже после того, как они провели несколько лет в стабильной домашней обстановке.

 

                                             ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ.

Через непродолжительное время после рождения, у ребенка появляется потребность в эмоциональном контакте с другими людьми (обычно это мать и близкие ухаживающие за ребенком). Малыш познает себя через другого и нуждается в доверительных отношениях.

    Эмоциональная депривация задевает личность ребенка и влечет за собой нарушения становления этой личности во многих  сферах жизни: восприятие себя (Я-концепция), отношения с близкими, друзьями, сексуальным партнером, супругом, собственными детьми. Страдает мотивация такой личности, цели.

Эмоциональной депривации способствует:

- холодное, формальное отношение матери к ребенку

- игнорирование потребностей ребенка выражающихся неудобным способом  ( например плач) в воспитательных целях

- большое количество лиц ухаживающих за ребенком и частая их смена

- запугивание с целью прервать «негативное» поведение ребенка: «сейчас придет дядя и тебя поругает (заберет)»

- спонтанные исчезновения матери на длительное время

 

                                   ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ.

Психосоциальная депривация объединяет в себе как физические лишения, так и психологические (эмоциональные).

Причины возникновения:

- постоянное пренебрежение основными физическими потребностями (уход, защита) наряду с психологическими (комфорт, стимулирование, внимание)

-повторяющаяся смена лиц осуществляющих уход за ребенком, так называемых «отцов» (т.к. невозможно сформировать устойчивые привязанности)

Последствия  заключаются в нежелании вступать в контакт с окружающими . Ребенок не следит за взрослыми, не сосредотачивается на взрослом, не подражает его действиям, апатичен. Дальнейшее благополучное развитие крайне затруднено.

 



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • «Так ли страшен черт, как его малюют» или «стоит ли прятать своего ребенка от психиатра»?
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как сводить ребенка к психологу до его рождения
  • Как меньше контролировать ребенка и сделать его более самостоятельным?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • Материнская депривация (то есть, когда мама игнорирует)
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Любовь: почему она так важна для развития ребенка
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Как мы можем вдохновлять ребенка и поддерживать его творческое развитие?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь