Памятка педагогам о детях Индиго

          Дети Индиго требуют к себе большего внимания и заботы, чем обычные дети. Их неуёмный характер не позволяет им долго сосредотачиваться на одном деле, предмете, объекте, так как им надо гораздо больше впечатлений и разнообразия. Они позволяют себе сосредоточиться долго лишь на том, что им действительно кажется интересным. Маленькие дети отличаются живостью характера, неуёмностью, непоседливостью, вспыльчивостью, амбициозностью, непосредственностью суждений. Им не ведом страх, чувство вины, стыд. Они самодостаточны и знают себе цену, и живут интуитивно, спонтанно. Они хорошо знают, чего они хотят и ещё лучше знают, чего они не хотят. Они мыслят нестандартно – это одна из их отличительных особенностей. Извечный детский вопрос «почему сменился на «зачем, так как «новые» дети имеют очень сильную волевую установку на осознанные действия. Их невозможно заставить делать что-то, в чём, по их мнению, нет для них смысла.  Эти дети в гораздо большей степени, чем другие отражают в своём поведении, как в зеркале, все несовершенства и проблемы взрослых, с которыми они часто контактируют, в частности своих родителей. И их поведение, подчас, очень вызывающее, шокирующее, не что иное, как желание показать нам наши подсознательные психологические проблемы, неверные установки.

Эти дети почти не управляемы, гиперактивы, у них может наблюдаться резкая смена настроений, они своенравны, вольнодумны, знают себе цену, не терпящие насилия над собственной волей, не признающие авторитетов, ни кого и ни чего не боятся. Часто плохо учатся в школе, нарушают дисциплину, лгут. У них снижен объём памяти и способность к запоминанию, проявляются различные нарушения в эмоционально-волевой сфере, и т.д. Дети Индиго болезненно реагируют на неискренность и лицемерие взрослых. А также остро чувствуют несправедливость по отношению к себе и близким. Часто таким детям специалисты ставят диагнозы СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), а также ММД (минимальная мозговая дисфункция), ЗПР,РДА (ранний детский аутизм) и шизофрению. У таких детей часто могут наблюдаться проблемы в речевом развитии, в чтении, нарушения в пространственной ориентации.

Часто, они оказываются левши или даже амбидекстры (двурукость), а значит, по-другому воспринимают и обрабатывают получаемую информацию, что ведёт к трудностям в обучении по общепринятым стандартам образования. Общеобразовательная программа для них не подходит. А вот альтернативные методы обучения, например, методика М. Монтессори, педагогика Ш. Амонашвили или вальдорфские школы и подобные им оказываются более результативными.

Очень часто своим поведением они протестуют против сложившейся за долгие годы системы образования, не желая учиться традиционным способом. При этом они могут предложить свой способ изучения или подачи учебного материала.   Если к ним не прислушиваются, они могут вообще забросить учёбу, либо пытаются любым способом избавиться от тех, кто их не принимает и/или не понимает.

1. Они приходят в этот мир с ощущением своей царственности (и часто ведут себя соответствующим образом).

2. Они чувствуют, что «заслужили быть здесь», и бывают весьма удивлены тем, что другие не всегда разделяют их мнение.

3.  Они не сомневаются в собственной значимости. Нередко они сообщают своим родителям, «кто они есть».

4.   У них нет абсолютных авторитетов, они не считают нужным объяснять свои поступки, и признают только свободу выбора.

5. Они вообще не делают некоторых вещей; например, для них невыносимо стояние в очереди.

6. Они теряются, соприкасаясь с консервативными системами, где, вместо проявления творческой мысли, строго соблюдаются традиции.

7. Они часто видят более рациональный способ сделать что-то в школе или дома, однако окружающие воспринимают это как «нарушение правил» и их нежелание приспосабливаться к существующей системе.

8.  Они кажутся некоммуникабельными, если не находятся в компании себе подобных. Если рядом нет никого обладающего подобным же менталитетом, они часто замыкаются в себе, чувствуя, что никто в этом мире их не понимает. Поэтому установление социальных связей в период обучения для них представляет немалую сложность.

9. Они никак не отзываются на обвинения в нарушении дисциплины.

10. Они не стесняются, давая вам понять, в чём испытывают нужду.

11. Они в большей степени, чем другие дети нуждаются в любви и направляющей их заботе.

12. Эти дети ждут уважительного к себе отношения и требуют, чтобы с ними общались на равных.

13. Маленькие Индиго высказывают возмущение по поводу мировых проблем, войн, экологии, коррупции правительств и т.д.

14. Часто, маленькие Индиго могут говорить и рассуждать о таких вещах, которых они не могут знать или понимать по возрасту.

 

Педагогические рекомендации

Прислушайтесь к тому, что они хотят вам сказать. Вы не обязаны все выполнять, но хотя бы выслушайте их. Разговаривайте с ними; обдумайте их идеи и решите, что вы можете использовать, а что нет. Признавайте их заслуги.

Видите ли, Индиго совершенно не выносят снисходительного обращения. Им нужен открытый, откровенный диалог. То, что вы на двадцать лет старше, еще не дает вам права чувствовать свое превосходство. Уважение Индиго нужно заслужить.

Говорите с ними. Относитесь к ним так, будто у них в голове есть мозги, даже если вам иногда кажется, что она совершенно пустая.

  •     Задавайте им вопросы «где», «как» и «когда». Избегайте приказного тона. Если говорить с подростками как с равными, а не свысока — с позиции родителя, учителя и тому подобное, — если с ними просто беседовать, они раскрываются, начинают говорить ярко и живо. Вдруг оказывается, что они довольно умны. Но стоит вам показать свое превосходство или засыпать их вопросами, и они начинают паясничать, переводят разговор на скользкие темы, к примеру «Обожаю совершать всякие безумства», или переходят на свой «молодежный жаргон» (который вы, скорее всего, не понимаете).
  • Если вы работаете с дошкольниками или учениками младших классов, попытайтесь с первых дней пребывания детей в группе или классе прививать им положительные модели поведения. Записывайте замеченные вами модели поведения, все интересные случаи фиксируйте в отдельном для каждого ученика дневнике. Это поможет преподавателям, которые будут работать с ребенком в дальнейшем. Начиная работать с новым классом, используйте информацию из таких дневников, чтобы больше узнать о своих учениках.
  • Привлекайте учеников к участию в жизни класса.
  •    Создавайте учебные ситуации, благодаря которым дети могли бы освоить правила поведения и понять, к чему приводит их нарушение. Например, в младших классах вы могли бы поговорить с детьми о том, что следует делиться с другими, или о том, как важны умение ладить с людьми и способность с ними сотрудничать. В средней школе беседу о демократии можно завершить составлением законов жизни класса, которые принимаются общим голосованием учеников. Тем самым вы преподносите им важный урок, а каждый из них чувствует, что обладает правом голоса. Детям Индиго очень важно ощущать свою вовлеченность. Отмечайте положительные моменты.
  •        Большое внимание уделяйте концепции связи и единства, в противовес раздробленности и отделённости. Все, что нас окружает, так или иначе взаимосвязано.
  • В качестве развития этих идей была разработана концепция междисциплинарного обучения. В ее основе лежит принцип слияния различных учебных предметов. К примеру, построение логических рассуждений или критическое осмысление, используемые в курсе истории, ничем не отличаются от подобных методов в курсе естественных наук.
  •     Показывайте им взаимосвязь одних наук с другими, чтобы они поняли важность их изучения.
  • Сторонники холистического образования полагают, что важным фактором в процессе обучения является смысловая нагрузка получаемых знаний. Вы должны стать самым лучшим наставником детей.
  •     Ученики усваивают знания, когда учебный материал важен для них и несет большую смысловую нагрузку.
  • И наконец,  постарайтесь научить детей обращаться с людьми по-человечески. Осознав достоинство и ценность всех живых существ, ребенок учится понимать других людей.
  •     Чем больше вы уважаете их как личностей со своими взглядами и ценностями, тем лучше будут ваши отношения. Уважение рождает уважение... сочувствие рождает сочувствие. Стоит активнее использовать и другие форматы проведения занятий. В этом смысле интересным вариантом может стать работа в небольших группах, которая дает Индиго возможность потренировать навыки взаимодействия и сотрудничества с ровесниками. Другими эффективными альтернативами обычной лекции являются исследовательские проекты и семинары по повтору пройденного материала, благодаря которым студенты учатся более ответственно относиться к учебе. Большую пользу приносят практические занятия, которые можно проводить как в детских садах, так и в аудитории школы. Помимо прочего, они ждут от нас, чтобы мы были искренними. Если вы будете открыты и станете искренне их слушать, они доверятся вам и признают авторитет вашего возраста и опыта.
  • Когда вы предоставляете Индиго возможность высказать свое мнение, это не означает, что вы всякий раз будете идти у них на поводу, просто вам следует проявить готовность к переговорам. В этом заключается главный секрет.
  •     Помогайте им принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.
  •     Всегда предоставляйте им свободу выбора, чего бы это ни касалось.
  •     Никогда не унижайте их!
  •     Всегда обосновывайте свои требования к ним.
  • Если у ребёнка проблемы с обучением или с поведением, дайте понять ему, к каким последствиям это может привести и очень серьёзно, но спокойно спросите, как эти проблемы ОН будет решать.  Если ребёнок хамит, дерзит, пытается вас унизить, спросите его, как бы ОН чувствовал себя в подобной ситуации или в ситуации, когда такое происходит по отношению к его маме, папе, (другим, значимым для него взрослым).
  •     Определяя для Детей Индиго границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к их воспитанию.
  •     Выделяйте время, чтобы обсудить, чего ученики ожидают от школы вообще и от своего учителя в частности.
  • Обычно такие беседы позволяют ученикам открыться необычайно. Скоро они обнаруживают, что наши ожидания — это взаимный процесс. Они начинают видеть равенство и права каждой из сторон.
  •     Обсудите принципиальные правила поведения так, чтобы каждый знал, чего от него хотят другие.
  •     Делитесь с учениками событиями своей жизни, которые могут послужить укреплению ваших отношений (например, сообщите им, когда плохо себя чувствуете, потеряли что-то, обижены, болит голова, или обсудите с ними спортивные новости или какие-то их дела).

Учебный план

     Учебный план разрабатывайте с учётом индивидуальности учеников, там, где это возможно, — их разнообразных потребностей и в соответствии с уровнем их знаний и навыков.

Темы для занятий придумываются по ходу урока. Например: работа группой, самостоятельная работа, литература для повторения, исследовательские опыты.

Иногда ученикам дается возможность самим выбрать тему или, руководствуясь заданными параметрами, интересующую их область знаний.

     Такой подход предоставляет широкий спектр возможностей для выбора задач — от самых простых до сложнейших — и способен удовлетворить тягу учеников к тому или иному стилю обучения.

Обычно учащиеся, которые в традиционной школе нуждались в дополнительной поддержке, также выбирают задания повышенной сложности.

     Хотя для подготовки требуется как следует поработать, эти затраты окупаются сторицей. Здесь приводится список занятий, разработанных как для более слабых учеников, так и для хорошо успевающих. Сюда входит:

* наблюдение;

* распределение по группам и классификация;

* проработка, запоминание, повторение;

* сравнение, противопоставление;

* аргументирование, суждение;

* применение;

* разработка;

* творчество.

Оценка может быть дана самим учеником, одноклассниками или учителем.

Обучение может принимать различные формы: изучение журналов, наглядных пособий, презентации, демонстрации, ролевые игры, анализ, отбор критериев оценки, написание смешных заметок, конференции или съёмка фильмов.

Ученики часто обсуждают эти формы, а иногда учитель сам выбирает для них вид деятельности.

Так как дети Индиго часто бывают гиперактивными и импульсивными, то для них подойдут некоторые рекомендации для детей с Синдромом дефицита внимания и гиперактивности:

Рекомендации учителям:

— старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивиду­ально,  оптимальное место в классе для гиперактивного ре­бенка — первая парта напротив стола учителя или в сред­нем ряду.

—  не  забывайте  включать в урок физкультмину­тки;

—   разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса или выходить в коридор;

—   редоставьте ребенку возможность быстро обращать­ся к вам за помощью в случае затруднения.  Выполняя задание, гиперактивные дети часто не пони­мают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ре­бенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно ор­ганизовать работу.

—   направляйте энергию гиперактивных детей в полез­ное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

—   спокойнее относитесь к движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.

—   избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

—   большие задания разбивайте на последовательные ча­сти, контролируя каждое из них;

—   не давайте сложных, многоуровневых  инструкций, ребенок с СДВГ способен удержать в памяти и внимании только одно-два действия.

—   для улучшения организации учебной деятельности ребенка ис­пользуйте простые средства — планы занятий в виде пикто­грамм, списки, графики, часы со звонком.

 создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребе­нок может показать свои сильные стороны и стать экспер­том в классе по некоторым областям знаний;

—    научите ребенка компенсировать нарушенные функ­ции за счет сохранных;

—    когда ребенок отвлекся на уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки, при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка рефлекс сосредоточения внимания.

—    старайтесь игнорировать негативные поступки и поощрять по­зитивные;

—    если Вы видите, что ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его «проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему задание индивидуально.

—    обучайте необходимым социальным нормам и навы­кам общения; регулируйте его взаимоотношения с  одноклассниками.

 

Список используемых источников

1.     Гегенкамп К.  Энциклопедия Индиго, изд. «София» - М. 2007

2.     Вёрче Д.   Забота о детях Индиго, изд. «София» - М. 2007

3.     Куртышева М.А.   Дети Индиго – наше будущее?, изд. «Питер» - С.- Петербург, 2007

4.     Кэрролл Л., Тоубер Д.   Дети Индиго, изд. «София» - М. 2007

5.     Кэрролл Л., Тоубер Д.  Дети Индиго-2, изд. «София» - М. 2007

6.     Сайт психолога В. Пугача, http://pougach.net.ru Альтернативное мнение о СДВГ.

7.     Сайт психолога В.Пугача, http://pougach.net.ru Нарушения внимания у школьников. Мифы и реальность.

 

* При копировании материалов, ссылка на сайт b17 обязательна! 

 



Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дети Индиго - кто они?
  • Панические атаки: для чего они нам нужны, и как от них быстро избавиться?
  • О вреде гаджетов для детей или Почему они хотят стать блогерами?
  • Травмы. Как они были в моей практике. Чем они отличаются, как влияют на мою работу и поведение клиентов.
  • Дети Индиго - миф или реальность? Часть 2. Клиническая характеристика детей Индиго.
  • Дети Индиго -- миф или реальность? Часть 3. Психологическая характеристика детей Индиго.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Как часто Вы искренни с близкими или насколько они Вас понимают?
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Что такое эмоции, и для чего они нам нужны?
  • Что такое «личные границы» и для чего они нужны?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Все ваши воспоминания ЛОЖНЫ! Что с ними делать, если они мешают жить?
  • Что происходит на семейных консультациях и для чего они нужны?
  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Что такое «границы» в детско-родительских отношениях, и для чего они нужны.
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Зона психологических открытий. Что такое «утренние страницы» и для чего они нужны?
  • Ваши внутренние границы. Есть ли они у вас и какие они?
  • Что такое “сексуальные забастовки” и чем они опасны для семейных отношений?
  • Обзор техник Славинского. Что они могут вам дать
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Ну, и для чего они нужны - эти тренинги?
  • Когда дети ничего не хотят...или где взять для них мотивацию?
  • Бесценные сокровища Женщины. Где они? Есть ли они?
  • Не хочу быть такой как мама, или почему они со мной так...
  • Страхи Бесплодия: как они появляются, где «живут» и для чего нам нужны
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.
  • Люди-жертвы: кто они и как от них не пострадать.
  • Дети Индиго - миф или реальность? Клинико-психолого-педагогическая хар-ка Индиго. Часть 1. Пед-ая хар-ка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь