Страна без границ или снова о Школе

Страна без границ или снова о Школе

В конце учебного года принято сдавать отчеты, часто липовые, нужные для «галочки», департаменту или управлению образования, того или иного субъекта образования. Так и у нас – «А подать сюды, враз, да чтоба всё было, как положено…». Кем и когда было «положено» и где это взять, не уточняется… При этом важно понять одно – будь «винтиком», или другой незаменимой частью механизма, который уже давно изношен и дышит «на ладан». В результате, никто эти отчеты не проверяет и часто, даже не просматривает. Стоит очередная «галочка» в графе «Сделано». Сколько ресурсов – временных, интеллектуальных затрачено в итоге, никто не считает, да и не сможет, при всем желании. Какими критериями и шкалами можно измерить умственный труд педагога, воспитателя, психолога, чтобы сказать, на сколько он «наработал»? В советские времена за вредность на производстве «доплачивали» молоком и надбавкой к отпускным и санаторно-курортным, выплачивали тринадцатую зарплату. Плановая экономика могла себе позволить подобные «бонусы». Реалии сегодняшнего дня изменились и изменили наше отношение к труду, его количеству и качеству. Однако, никому не нужный груз ответственности – «должен!», бьет по рукам и снижает качество конечного результата, будь то товар или услуга.

Итак, школа… конец учебного года… отчеты, сведение дебета с кредитом. Обязательных форм отчетности – не много не мало, девять. Какие-то напрочь не нужны, прочие дублируют друг друга… Времени на ведение такой «бухгалтерии» недостаточно, чтобы употребить его на что-то еще. Не пытаясь оправдаться, просто констатирую факт. Чтобы вести такой ворох ненужных бумаг, при этом успевать выполнять свои функциональные обязанности, нужно растянуть время в сутках до двадцати пяти часов… Накипело.

Теперь же хочу вернуться к собственно повествованию о том, что составляет смысл и основную идею данной статьи, а именно, «границы», «ценности», «приоритеты» и «потребности», вывести среднеарифметическое и предложить на суд Читателя.

Приоритеты, классифицируемые базовыми потребностями человека: воздух, сон, вода и пища, защита от экстремальных температур, любовь. Исходя из перечисленных потребностей, попробуем определить приоритеты, относящиеся к получению всего необходимого для самоактуализации человека, как личности, определяющего рост его сознания, развитие способностей, реализацию своих целей… Жизнь, в метафорах и образных выражениях, ассоциациях – это Школа, Спектакль, Игра… Что главное, что второстепенное? И почему?

Архаичные отделы мозга, отвечающие за удовлетворение базовых потребностей, создают команды-импульсы и передают эндокринной и иммунной системам, благодаря которым человек может воспринимать объективную реальность, исходя из присущих только ему функций и установок сознания. В юнгианской типологии личности их принято называть мышлением, чувствами, ощущениями и интуицией. Добавив определения – рациональное и иррациональное, интроверсия и экстраверсия, получаем набор из шестнадцати основных психотипов личности. 

Теперь взглянем на то, что получилось: глаголы, определяющие действия, которые лежат в основе поддержания жизнеобеспечения человека на физическом уровне – дышать, вдыхать и выдыхать, относящиеся к одной из основных базовых потребностей – в кислороде, не столь многочисленны, как те, что относятся к высшим психическим процессам. Рассмотрев глаголы-действия, можем понять, насколько более значимыми являются приоритеты, относящиеся к моделированию феноменальной реальности, создаваемой нашим разумом.

Вот только некоторые из них: учить, учиться, читать, писать, обучаться, воображать, воспринимать, запоминать, ощущать, чувствовать, классифицировать, выбирать, проверять, описывать, находить, отождествлять, определять, противопоставлять, выдвигать, указывать, устанавливать, говорить, констатировать, сортировать, конструировать и т.д.

На каждом из уровней, определяющем компоненты, структуры задач, мы можем добавить два-три десятка глаголов, которые классифицируют действия личности при выполнении этих задач. Чем выше степень функционирования сознания личности, тем более сложной становится иерархия взаимоотношения человека с его окружением, будь то межличностный, социальный или универсальный уровни коммуникаций. Отсюда можем сделать вывод о том, что процесс учения, получения информации и ее понимание с последующим применением, является одним из приоритетных в системе ценностей, рассматриваем ли мы данный процесс с точки зрения теории базовых потребностей, разработанной А. Маслоу, персонологии  потребностей по Мюррею или в системе жизненных ценностей «Гармония-Распад». Целостность поведения указывает на то, что отдельные его фрагменты не могут быть поняты в отрыве от всей функционирующей личности. 

Чему может научить школа? Письмо, чтение, простые арифметические действия… А чему мы можем научиться самостоятельно, владея элементарными навыками работы с символами в виде цифр и букв? Ведь не только в нужном порядке соединяя цифры в числа, а буквы в слоги, слова и предложения?.. Всё, что упрощает процесс познавания, вместе с тем, значительно сокращает временные затраты, используется нами, начиная с древних культур, в которых заложенная система товарно-денежных отношений развивается по сей день. Медь, серебро, золото, другие драгоценные металлы используются сегодня так же эффективно, как и тысячелетия до нас. Сегодняшние рыночные отношения предполагают количественно-качественные отношения, но в более изощренном виде. Масса сотрудников, имеющих базовые знания, позволяющие последним выполнять возложенные на них обязанности, выполняют основной объем работы. Качество или конечный результат труда присваивается теми, кто находится на верху социальной пирамиды. Принято говорить в третьем лице – банки виноваты, система дала сбой, законы несовершенные… Присмотреться внимательнее, становится понятным, что и кто нас «имеет», получая в итоге и количество и качество конечного продукта.

А судьи кто? Извечный вопрос, направленный в никуда… Мы и судьи и защитники собственных интересов, и тюремщики самим себе. «Говорили тебе, Нюрка, учись, человеком станешь…», слышим мы и сегодня подобные реплики по отношению к своим детям, перемешанные с горечью и непониманием. Недавний случай в моей практике, тому подтверждение. Две семиклассницы, «откушав» модного коктейля, бутылку водки вперемешку с колой, двинули в парк, где закатили представление, повергшее в шок отдыхающих. Из школы их, естественно, выставили, но… куда пойти, что с ними делать мамам с папами?.. Помощь предлагалась, но без запроса родителей у нас не принято брать детей в индивидуальную терапию. Теперь мамы винят себя. Подобный комплекс только упрочит позиции в бессознательном, наших, теперь уже бывших учениц. Теория «пустого рюкзака», куда мы складываем все непотребное, подтверждает право на свое существование.

Читаем, пишем, знаем, умеем… Кто из нас взрослых, по прошествии многих и многих лет и накопленного житейского опыта, может похвастаться тем, что помнит теоремы и правила из средней школы? Негативные моменты отпечатались в памяти гораздо «ярче», неся в себе и вину, и ощущение собственной неполноценности и обиду на мир, родителей, близких.

На сегодня вопросов, безусловно, больше, чем ответов. Но ведь где искать ответы, мы тоже знаем. Сделать выбор в самоотрицание, изолированность, осуждение, либо пойти в направлении самораскрытия, взаимоуважения и сотрудничества… Быть жертвой или целостной, интегрированной личностью, осуждать и навязывать правила или быть открытым, доверительным и справедливым… Выбор всегда за нами.

Владимир Косинцев, школьный психолог



Просмотров: 359
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Пресловутые приоритеты или кто/что нами управляет, женщины?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • "Мы не можем быть вместе" или кто такой «безопасный мужчина» и почему женщина его выбирает?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что такое целостность личности ? Или как перестать быть половиной себя.
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Мы можем потерять что угодно. Единственное важное что у нас остается - это Я сам.
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • 5 важных потребностей ребенка или что же нужно на самом деле детям.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Размышления и прояснения о внутренней Личности. Кто и Что живёт глубоко у нас внутри.
  • Когда влюбленность становится зависимостью или как смириться с тем, что тебе недоступно.
  • Что я должна сделать, чтобы понять, кто я и никогда больше в этом не сомневаться?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что нас не убивает, делает нас сильнее… или не совсем так?
  • Я или семья: как понять, что мысли о разводе пора превратить в действия
  • Готовимся к 8 марта. Или что нужно сделать, чтобы получить в подарок то, что хочешь
  • Центр личности или Что такое быть гармоничным внутри.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Процесс или результат? Что важнее? Где находятся их возможные корни?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь