Групповой субъект дискурса в котерапии

Групповой субъект дискурса в котерапии

Памяти д.психол.н., профессора В.К.Калина

Посвящение.

Я не знаю людей, которые относились бы равнодушно к Владимиру Константиновичу Калину. Одни почитали и прислушивались к его советам, другие видели в нем отцовскую фигуру и любили, третьи боялись его прямолинейного и решительного характера. Но все его уважали. Уважали за энергию, благодаря которой он создал факультет психологии и ИПО в Таврическом национальном университете, уважали за вклад в науку и развитие таких сложных понятий, как воля, саморегуляция и организация жизни личности, уважали за постоянство позиций, уважали за честность и принципиальность, уважали за умение высказывать свое мнение в любой ситуации, уважали за любовь к своей жене, к студентам, к факультету и к психологии в целом.

Он был примером для всех нас. Образцом мужественности, гуманизма, мудрости. Он оставил оттиск в душах всех с кем общался, и этот оттиск не жмет и не мешает, а развивает и делает лучше.

Теперь Владимира Константиновича нет. Одним хорошим человеком стало меньше. Естественно, мир не рухнул, а жизнь не остановилась. Все идет своим чередом, но… его не хватает. И хоть никто из нас не сможет восполнить эту потерю, но собрать и восстановить по крупицам его образ − обязанность всех, кто его знал, и кто ему благодарен. Со временем этот образ обрастет мифами и легендами и продолжит влиять на последующие поколения студентов − тех, кто его лично уже никогда не узнает. И тогда дело Владимира Константиновича заживет новой жизнью, а мы почувствуем некоторое облегчение. Облегчение оттого, что смогли отдать то, что брали и чем пользовались − его внимание, заботу и интерес к нам.

Спасибо Вам за то, что были с нами!

Постановка проблемы.

Среди понятий, которые исследовал В.К.Калин, было одно, стоявшее несколько особняком − это понятие группового субъекта деятельности (ГСД). Кроме В.К.Калина, данный термин изучало еще несколько ученых − социальных психологов и философов (Б.Ф.Ломов, В.И Свидерский), но в работах Владимира Константиновича [2, 3] термин ГСД получил особое звучание и качественную методологическую проработку.

В нашей терапевтической практике, мы также столкнулись с актуальностью данного термина. Особенно тогда, когда начали практиковать консультирование в режиме котерапии. По собственным ощущениям и по многочисленным отзывам наших коллег, сработавшаяся пара терапевтов (котерапевты) консультируют «как единое целое», как один субъект, соподчиняя и согласовывая активность друг с другом. Столкнувшись с таким феноменом, мы начали искать адекватный, отражающий описанную феноменологию работы термин и нашли его тогда, когда познакомились с понятием ГСД.

Анализ исследований и публикаций.

Концептуальные представления о групповом субъекте деятельности были введены и рассмотрены в русле социальной психологии и базируются на теории деятельности, системном подходе и философской категории целостных отношений [2, 3, 5, 6].

Групповой (совокупный, по Ломову) субъект деятельности объединён общими целями совместной деятельности [2, 3]. «Это не совокупность субъектов, а именно «совокупный субъект», обладающий системой качеств, не сводимой к простой сумме качеств входящих в него индивидов» [5, с.132]. Использование в определении ГСД принципа системности и категории «целостных отношений» [6] акцентирует единство в рамках целостной иерархической структуры составляющих групповой субъект элементов и их отношений. Связанность структуры и элементов реализуется во всех видах взаимодействия и активности в группе и позволяет групповому субъекту, «как единому целому, взаимодействовать с внешней средой» [2, с.95].

Применительно к сработавшейся психотерапевтической группе также уместно применять понятие ГСД. Действительно, благодаря феноменам переноса, механизмам проекции и проективной идентификации, интрасубъективность отдельных участников становится интерсубъективностью в пространстве терапии. Психика участников разворачивается на терапевтическом сеансе, начинает включать других членов взаимодействия в качестве элементов, присваивает им статус внутренних фигур или даже отдельных инстанций (Эго, Ид, Супер-Эго). При этом группа отыгрывает внутренние взаимоотношения, выступает одновременно своими невротическими и рефлексивными сторонами, включается в процесс и его интроспектирует и, в целом, представляет собой ГСД, составленный из отдельных участников процесса, включающихся попеременно в интрасубъективность каждого.

К слову скажем, что к анализу феноменов в терапевтическом консультировании уже привлекали концепции из социальной психологии. Например, А.А.Александров предложил рассматривать уровни развития психотерапевтической группы с позиций стратометрической концепции внутригрупповой активности академика А.В.Петровского [1]. Эта концепция позволяет подходить к анализу многоуровневой структуры коллектива основываясь на деятельностном опосредовании всех внутригрупповых процессов и межличностных взаимоотношений. Заметим, что предлагаемое А.А.Александровым объяснение группообразования на терапевтическом сеансе влечёт понимание системы психотерапевтических отношений как опосредованных актуальной совместной деятельностью. Лично мы убеждены, что такой подход противоречит практическим реалиям терапии, специфические феномены и отношения которой в большей степени имеют бессознательную, а не деятельностную природу (например, трансферентные и контртрансферентные отношения) и не укладываются в само понимание термина деятельность. В тоже время, для любого участника очевидно, что группа может работать гак групповой субъект.

Если же говорить о деятельности, то по нашему мнению, этот термин возможно использовать только применительно к согласованной активности котерапевтов, которые собственно и занимаются психотерапевтической деятельностью. Более того, мы считаем, что котерапевтическую пару можно назвать групповым терапевтом. Последний характеризуетсявзаимосвязанной системной структурой и наличием целостных отношений между его подструктурами (котерапевтами), что позволяет развиваться системным, групповым феноменам и таким свойствам, которые не могут возникнуть в рамках ни одной отдельно взятой подструктуры и ни в какой их линейной комбинации.

Понятие ГСД как нельзя лучше отражает природу подобных взаимоотношений и взаимодействия, и сейчас мы покажем, в чем именно это отражение заключается.

Изложение основного материала.

По нашим данным [4] котерапевтическая пара характеризуется тем, что в ней:

1) присутствует строго определенная динамика развития длительных отношений, которые трансформируются от несимметричных отношений, через конкурентные, к коллегиальным и взаимно дополняющим;

2) актуализируются бессознательные процессы взаимной идентификации и подстройки, которые приводят к превращению котерапевтической пары на время работы в целостный единый организм, со строго определенным темпоритмом работы;

3) формируется целый ряд групповых феноменов, к числу которых можно отнести единое семиотическое пространство, континуум совместных переживаний, феномены трансформации и соподчинения дискурсов котерапевтов;

4) развивается специфическая для пары тактика и стратегия обмена психотерапевтическими ролями и функциями.

Перечисленные критерии выступают также признаками сформированности в паре со-ведущих группового терапевта и свидетельствуют, что эта пара выступает как групповой субъект деятельности. Так как специфика психотерапевтической работы в русле разговорного консультирования базируется на анализе дискурса, то мы считаем целесообразным ввести и использовать более точное на наш взгляд понятие − групповой субъект дискурса.

Наличие системных феноменов, их объективная данность в переживании и в личном опыте участников, существование строго фиксируемой групповой динамики, наличие специфической для пары тактики и стратегии обмена психотерапевтическими ролями и функциями делают существование группового субъекта дискурса не мифическим явлением, а реальным фактом.

При этом, по результатам наших исследований [4], для образования группового субъекта дискурса (ГСД) пара, во-первых, должна определенное время проработать совместно, а, во-вторых, у каждого из терапевтов должна быть сформирована установка на сотрудничество. Если эти условия выполнены, то в терапевтической диаде начинают функционировать комплиментарные и компенсаторные процессы, которые не только приводят к согласованию индивидуальных стилей консультирования, но и формируют новый, единый котерапевтический стиль работы, являющийся системным обобщением первоначальных стилей. Также необходимым условием для развития ГСД выступает формирование между котерапевтами целостных отношений.

Применительно к котерапевтической паре под целостными отношениями мы понимаем синтезирование в единую систему подсистем когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов взаимоотношений терапевтов, взаимодействие которых определяется наличием как сознательных, так и бессознательных механизмов. Каждой из выделенных подсистем в целостной структуре психотерапевтического пространства соответствуют свои групповые феномены: когнитивной подсистеме − единое семиотическое пространство; аффективной − континуум совместных переживаний; поведенческой подсистеме − феномены трансформации и соподчинения дискурсов котерапевтов. Формирование и структурирование групповых феноменов в пространстве котерапии проходит ряд этапов, подготавливаемых установлением всё более обобщенных целостных отношений [4].

Особо подчеркнём, что модель ГСД раскрывает системную природу групповых феноменов, а значит, указывает на их зависимость от вклада каждого участника. В этом контексте становится осмысленной направленность котерапевтов на стимулирование процессов разворачивания групповых феноменов, а также на анализ динамики их формирования. Тот или иной способ содействия или препятствия развитию групповых феноменов со стороны терапевтической группы может и должен выступать важным диагностическим параметром, отражающим симптоматику проблемы отдельных участников или их личностных трудностей. Причём терапевтический анализ необходимо проводить, используя информацию о вкладе отдельных членов в образование и поддержание групповых феноменов, относящихся ко всем трём выделенным аспектам: когнитивному, аффективному и поведенческому.

Другим важным положением в определении котерапевтических отношений является признание значительного вклада во внутригрупповое взаимодействие бессознательных процессов и механизмов. Учёт неосознаваемых процессов, протекающих между отдельными членами группы и в группе в целом, а также анализ бессознательных фантазий, которые разделяют участники данной терапевтической группы, позволяет лучше понимать смыслы того или иного содержания внутригрупповых феноменов.

Важной способностью ГСД является его свойство переопределять смыслы, возникающие на психотерапевтическом сеансе, что влечет изменение семиотики и семантики дискурса в группе. Наличие у группового терапевта такой способности дополнительно обосновывает его понимание, как группового субъекта дискурса. Отдельно заметим, что способность ГСД быть адекватным и функциональным в меняющихся условиях котерапевтического пространства обусловлена наличием ряда механизмов, имеющих как сознательную, так и бессознательную природу. Согласованная работа всех механизмов обеспечивает взаимосвязь и скоординированность целостной системы ГСД.

Само формирование ГСД в паре котерапевтов начинается с выработки индивидуального стиля, специфицирующего отношения в паре и придающего им определённое своеобразие и уникальность. Сформированный же ГСД характеризует высший уровень развития отношений в терапевтической паре и свидетельствует о высоком уровне взаимной подстройки, готовности работать вместе и соподчинять индивидуальные темпоритмы и стили. Причем сам ГСД не существует вне непосредственной терапевтической деятельности и распадается сразу после её прерывания. Именно совместная деятельность поддерживает ГСД в активном состоянии, придает ему специфические черты. В тоже время в сработавшейся паре, даже после определённого перерыва ГСД формируется почти мгновенно, сразу после начала совместного консультирования. Ещё одним важным показателем сформированности ГСД в конкретной паре является наличие наработанного запаса тактик взаимообмена стратегиями консультирования, когда терапевты находятся в перманентном режиме гибкого распределения ролей.

Выводы.

Совместная котерапевтическая деятельность и сформированная установка на сотрудничество приводят к тому, что в котерапевтическом пространстве между консультантами образуется ГСД. Именно он придает режиму котерапии целый ряд отличительных особенностей и специфических черт. Например, формирование ГСД усиливает внушающую силу группового давления терапевтов на группу, обеспечивает стратегическую гибкость самого группового терапевта, усиливает его способность к провокациям при сохранении контакта с группой и пр. В то же время ГСД позволяет сочетать параллельно несколько различных стратегий и тактик психотерапевтической деятельности, ускоряет развитие основных групповых психотерапевтических феноменов, создает эффект терапевтического контейнирования и пр. Благодаря ГСД в котерапевтической деятельности существует возможность тактического и стратегического разделения подходов к клиенту, которое позволяет структурировать отношения на сеансе требуемым образом.

Литература.

  1. Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. – Спб.: «Академический проект», 1997. – 335 с.
  2. Калин В.К. Волевая регуляция деятельности. Диссертация на…доктора психологических наук. Симферополь, 1989.
  3. Калин В.К. Методологические проблемы исследования группового субъекта деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1986. с. 154 – 160.
  4. Кейсельман (Дорожкин) В.Р. Котерапия: групповые феномены, методы, эффекты. – СПб.: “Речь”, 2007. – 192 с.
  5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 448 с.
  6. Свидерский В.И. О диалектике отношений.– Л.: ЛГУ, 1983. – 137 с.


Просмотров: 415
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Резонанс среди участников группы и его терапевтическое значение в групповой психотерапии
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Перинатальный психолог и область его деятельности
  • Как найти время, если его катастрофически не хватает? Купите его!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Что написать мужчине при знакомстве в интернете. Для женщин, которые в поиске серьезных отношений.
  • Понятие субъект труда - как фундаментальная категория психологии.
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Что непереносимо для людей, которые боятся близких отношений?
  • Феномены группового взаимодействия
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Субъект любви и его деконструкция. Психоаналитический дискурс.
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • О том, как я влюбилась в групповой формат терапии, и почему считаю его эффективным
  • Пятый набор (из серии “Групповой процесс, как я его вижу и проживаю”)
  • Что важно при выборе любимой деятельности?
  • Коуч персонального развития - что это и с чем его едят?
  • Психологические методы исследования психотерапевтической деятельности
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Тело хочет чтоб его уважали.
  • Мотивация деятельности. Или куда испаряется желание что-то делать
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Что за зверь такой – любовь к себе? И как его поймать
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Мужчина-тиран. Как распознать его в начале отношений?
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь