Личностное здоровье и пути его достижения

Цель исследования – определить сущность личностного здоровья и разработать упражнения, направленные на его развитие, на основе анализа и обобщения литературы и собственного профессионального опыта.

Под личностным здоровьем предлагается понимать осознание и удовлетворение личностью своих истинных потребностей, а также создание условий для осознания и удовлетворения другими людьми своих истинных потребностей; построение на этой основе честных отношений с другими и самим собой. Личностное здоровье – это выбор в пользу истинных потребностей; их удовлетворение в созидательной общеполезной деятельности; содействие удовлетворению истинных потребностей других людей; отказ от патологических мотивов [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15].

Истинные потребности, служащие развитию индивида, направляющие конструктивную деятельность, включают: физиологические, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, уважения, познания, эстетические, справедливости, самоактуализации [5; 9; 13; 14; 15].

Патологические мотивы препятствуют развитию личности и направляют деструктивную деятельность; образуются из истинных потребностей, которые удовлетворяются деструктивными целями и способами их достижения.

Обобщая работы А. Адлера, К. Хорни, К. Роджерса, Г. Мюррея, А. Маслоу, В. Франкла, Э. Фромма, Б. Рассела, Х. Хекхаузена, В.М. Блейхера и др., мы выделили следующие виды патологических мотивов:

1. Мотивы обладания вещами и людьми. 1.1. Мотивы зависимости – стремление быть обладаемым другими людьми в качестве вещи: принижать себя, выставлять в худшем виде, искать наказания и радоваться ему, признавать свою второсортность; восхищаться вышестоящими, поддерживать их и подражать им, воздавать им почести, подчиняться обычаю; получать опеку, защиту от неприятностей, руководство, утешение, помощь. 1.2. Мотивы власти – стремление самому обладать другими людьми как вещами: прибегать к насилию, нападать, оскорблять, убивать, мстить за обиды; контролировать других людей, превосходить их и господствовать над ними, ограничивать и запрещать, достигать своей значимости за счет других; пренебрегать другими, избавляться от них, игнорировать, обманывать. 1.3. Мотивы тщеславия и дефицитарной любви – стремление обладать интересами и временем других людей: производить впечатление, привлекать к себе внимание, вызывать восхищение, шокировать окружающих, соответствовать их ожиданиям, получать всеобщую любовь и одобрение, избегать отвержения, критики и отказов. 1.4. Мотивы приобретения – постоянно изменять, обновлять ощущения и эмоциональные переживания, получаемые от вещей и людей, потреблять их излишне и неконструктивно, например, алкоголь, наркотики, пищу, секс и симбиотические отношения как заместители любви и др.

2. Мотивы минимизации усилий – стремление брать и получать, не отдавая и не прикладывая собственных усилий: избегать трудностей и препятствий, воздерживаться от действий с целью предотвращения неудачи, устраняться от обязательств и ответственности за свои решения и поступки, отказываться от активности, труда, самоотдачи. Рентные установки как стремление к получению материальных, социальных, психологических выгод, не требующему собственной деятельности; свобода от обязанностей, забот, необходимости принимать решения и выполнять их

3. Мотивы патологической безопасности – стремление неукоснительно следить за чистотой и порядком, придерживаться установленных правил, избегать всего незнакомого,  неизведанного, чужого, подчиняться обычаям, традициям, выполнять общепринятые ритуалы [1; 10; 12; 13; 14].

Предлагаемые ниже упражнения могут помочь в осознании и удовлетворении своих истинных потребностей, в осознании своих патологических мотивов и отказе от них, в уравновешивании своих истинных потребностей с истинными потребностями партнера, в выборе созидательной деятельности.

Упражнение «Осознание потребностей»

Групповая работа

• Познакомьтесь со списком истинных потребностей. Примерьте эти потребности к себе. Какие из них есть у вас? В чем это проявляется – в каких действиях, поступках, поведении? Ответьте на следующие вопросы. Что я хочу? Что мне нужно? В чем я нуждаюсь? К чему я стремлюсь? О чем я мечтаю? Чего я желаю? Составьте и назовите список своих потребностей. Какие из них для вас самые важные, неотложные? Какие можно считать второстепенными?

Опишите детально ваше представление о том, что вы хотите получить в первую очередь. Говорите только о том, что вы можете изменить в себе, а не в другом человеке.

Подумайте, какие потребности есть у близких вам людей. Назовите их. Примерьте их к себе. Есть ли у них потребности, которых нет у вас? Какие это потребности? Какие у них есть потребности, которые есть у вас? Что это за потребности?

Прислушайтесь к своим физическим ощущениям. В чем сейчас нуждается ваше тело? Хотите ли вы есть, пить, спать, заниматься сексом, согреться и т.д.?

Вспомните свои типичные проблемы – повторяющиеся, чем-то похожие. На какие ваши неудовлетворенные или удовлетворенные потребности указывают эти проблемы? Удовлетворение каких ваших потребностей привело бы к решению этих проблем? 

Определите свои потребности, удовлетворение которых зависит от других людей. Для этого ответьте на следующие вопросы. Что я хочу, чтобы партнер для меня делал? В чем я завишу от других людей? Удовлетворению каких моих потребностей другие люди препятствуют? Какие мои нужды они уже удовлетворяют? Какие из них – достаточно, а какие – нет? Какие еще потребности я хочу удовлетворять с помощью других?

Проанализируйте свои страхи, тревоги, опасения для лучшего понимания потребностей. Для этого ответьте на следующие вопросы. Чего вы больше всего боитесь? Что вы опасаетесь утратить? Чем вы в настоящее время в наибольшей степени озабочены?

Выявите свои центральные потребности, анализируя и другие эмоциональные переживания, наиболее часто испытываемые вами. Опишите свою типичную эмоцию. Это гнев, печаль, обида, разочарование, стыд, вина? Проанализируйте свои неодобряемые чувства, такие как враждебность, зависть, ревность и др.: кому и в чем вы завидуете, на кого и за что сердитесь, ненавидите, обижаетесь и т.д. О чем свидетельствует эта эмоция? О какой неудовлетворенной или удовлетворенной потребности она говорит? Проговорите свои чувства, это ослабит их и откроет стоящие за ними неудовлетворенные потребности.

В случае удовлетворения каких ваших потребностей ваше самочувствие улучшается, вы начинаете чувствовать себя хорошо, испытываете удовольствие и радость? 

Работа в парах

• Осознайте свои потребности в диалоге с другим человеком. Для этого разбейтесь на пары. Расскажите своему визави о какой-либо актуальной для вас проблеме, которая пока остается нерешенной. Говоря о ней, объясните ему, что вы хотите получить в результате ее решения, какие цели вы ставите перед собой, какие способы используете или будете использовать для достижения цели. Что вы потеряете, если не сумеете ее добиться? Чего вы лишитесь, если проблема не решится? Что вы приобретете, если решите ее, что вам это даст? Пусть ваш партнер помогает вам время от времени открытыми вопросами и парафразом. Затем поменяйтесь с ним ролями.

Групповая работа

• Сочините и запишите сказку на любую тему, какая только придет вам в голову. Сказка должна содержать завязку, интригу и развязку. Прочитайте свою сказку вслух остальным участникам группы. Теперь проанализируйте ее. Сначала опишите, чего хочет, к чему стремится каждый из персонажей вашей сказки. Чего каждому из них не хватает? Теперь решите, кто из них вам ближе всего, на кого из них вы похожи? Если бы вы были на месте этого персонажа, чего бы вам хотелось, в чем бы вы нуждались? Какими способами вы бы стали этого добиваться? Какие ваши собственные потребности нашли отражение в сказке? Какие пути в действительности, а не в сказке, существуют для их удовлетворения? Какие из них соответствуют вашим возможностям? И, наконец, пусть другие участники группы скажут о своем видении услышанной сказки. Как они думают: чего не хватает главным персонажам, чего они лишены, каковы их желания, какие из них самые важные для автора сказки? Как, по их мнению, отразились в сказке центральные потребности самого автора?

Домашнее задание. Ведите дневник потребностей – каждый день делайте записи о своих актуальных потребностях, об их проявлении в эмоциональных переживаниях, мыслях, поведении. Наметьте планы по достижению целей, соответствующих этим потребностям. Каждый день осуществляйте действия, направленные на их удовлетворение, даже если это получится не сразу. 

Упражнение «Решение своей проблемы»

Индивидуальная работа

• Выберите какую-либо актуальную для вас проблему, которую вы определили как принадлежащую вам. Назовите возможные потери, которые вы понесете в случае ее не решения, выгоды и приобретения в случае решения.

• Установите, какие ваши неудовлетворенные истинные потребности стоят за этой проблемой. Проанализируйте возможные патологические мотивы, которыми вы замещаете свои истинные мотивы.

• Определите, посредством каких конструктивных целей и собственных ресурсов вы можете удовлетворить свои истинные потребности. Цели сформулируйте конкретно (наблюдаемое измеряемое поведение) и позитивно (без частицы «не»; желательное поведение вместо нежелательного). Ваши ресурсы опишите как то, что вы знаете, умеете, можете и чем обладаете для решения проблемы. Переформулируйте цели и ресурсы в возможные способы решения проблемы. Выберите из них наиболее приемлемый и оптимальный для вас. Сформулируйте его конкретно и позитивно. Выявите созидательный смысл найденного вами способа. Определите, по каким признакам вы узнаете о том, что ваши истинные потребности удовлетворены, как вы сможете проверить их удовлетворенность.

• Предположите возможные препятствия и трудности, которые возникнут на пути решения проблемы. Опишите способы, с помощью которых вы их будете преодолевать. Назовите способы привлечения информационной, материальной, эмоциональной поддержки со стороны других людей для решения проблемы.

• Составьте письменный план, описывающий последовательность ваших действий по решению проблемы и сроки их реализации.

Упражнение «Анализ фантазий»

Групповая работа

• Вспомните какую-либо свою фантазию. Опишите ее как можно более детально. Какие события в ней происходят? Какие персонажи участвуют? Какова в ней ваша роль? Чем вы в ней занимаетесь? Какие чувства и эмоции при этом испытываете? Что именно в этой фантазии происходит с вами?

Делаете ли вы что-нибудь подобное в реальной жизни? Чем бы вам хотелось заниматься в действительности, чего вы в настоящее время не делаете? Как можно перенести вашу фантазию в реальную жизнь? Что в вашей фантазии исполнимого, достижимого? Какими реальными способами можно удовлетворить ваши потребности, которые пока удовлетворяются только в ваших грезах?  Что вы можете сделать в реальной жизни, чтобы достичь цели, которую пока достигаете лишь в своих грезах?

Возможно, центральной темой ваших фантазий являются патологические мотивы, например, власть, куча денег, безделье, всемирная слава и т.п. Тогда представьте себе, что ваша греза воплощена в жизнь с помощью какого-то волшебного средства вроде американского дядюшки, лотерейного билета, чемодана с деньгами на дороге и др. закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что теперь у вас есть все, о чем вы мечтали. Расскажите о том, как сейчас идет ваша жизнь, чем она наполнена, довольны ли вы своей жизнью. Всего ли теперь вам хватает? Все ли у вас есть? Каковы положительные последствия исполнения вашей фантазии? Каковы отрицательные последствия исполнения вашей фантазии? Есть ли в вашей жизни созидательный смысл и в чем он заключается? Хотите ли вы что-нибудь изменить в своей жизни?

Упражнение «Баланс»

Индивидуальная работа

• Вспомните и перечислите свои требования к партнеру, которые он выполняет и которые не выполняет. Опишите их, а также то, в чем заключается их выполнение и невыполнение. Какие ваши требования забывает выполнять партнер, хотя знает о них?

Вспомните и опишите требования своего партнера к вам – те, которые вы выполняете и те, которые не выполняете, хотя знаете о них.

Сбалансированы ли ваши требования и требования вашего партнера? Не превышают ли ваши требования к партнеру его требования к вам? Оцените и те и другие по степени трудности выполнения в баллах от 0 до 5 (субъективно). Сбалансируйте, уравновесьте свои требования к нему и его требования к вам.

• Обоснуйте свои требования, найдите для них веские причины, доказательства необходимости их выполнения. Оцените степень их справедливости и реалистичности.

Обоснуйте требования своего партнера к вам, найдите веские причины и доказательства необходимости их выполнения, если вы с ними согласны. Справедливы и реалистичны ли эти требования? Если вы не согласны с ними, то, по каким причинам?

• Обо всех ли требованиях и ожиданиях партнера по отношению к вам вы знаете? Если нет, то спросите у него о них с помощью открытых вопросов. Обсудите с ним их справедливость и возможность выполнения.

Обо всех ли своих требованиях и ожиданиях по отношению к партнеру вы ему открыто сообщаете? Может быть, вы ждете, когда он сам догадается о них? Скажите ему о своих требованиях и ожиданиях с помощью Я-сообщения. Обсудите с ним их справедливость и возможность выполнения.

• Согласуйте ваши взаимные требования друг к другу с партнером в ходе переговоров. Сделайте их равными и справедливыми. Сбалансируйте их по затратам усилий и получаемым выгодам: так, чтобы каждый из вас, выполняя свои обязательства, затрачивал примерное равное количество усилий и приобретал примерно равные выгоды по сравнению с другим. Если вы договоритесь таким образом, что каждый выберет более приятную, интересную именно для него деятельность (ту, которая неприятна и неинтересна партнеру), то вы оба получите больше выгод с меньшими затратами. Выгоды перевесят затраты, если выполняя обязательную, но вызывающую ваше неудовольствие деятельность, вы найдете и придадите ей созидательный смысл (для чего я это делаю, какая от этой деятельности польза мне и другим людям, каков ее конечный итог…).

Упражнение «Поиск созидательного смысла»

Работа в группе

• Найдите созидательный смысл, общественное значение своей профессиональной деятельности. Чем важна ваша деятельность? Какую и кому она приносит пользу? Для чего и кому она нужна? В чем ваша значимость, нужность и полезность для людей и общества? Кто и в чем не сможет без вас и вашей работы обойтись? Опишите смысл своей деятельности как можно более подробно, если вы нашли несколько смыслов, опишите каждый из них.

Возможно, ваша нынешняя профессиональная деятельность вас совершенно не удовлетворяет – имеется в виду не материальная неудовлетворенность, а несоответствие деятельности вашим склонностям. Какие положительные стороны вы можете найти в своей нынешней работе? Какая работа соответствует вашим способностям? Какую деятельность вы бы хотели осуществлять, так чтобы она имела созидательный смысл? Что вы можете предпринять для того, чтобы начать ею заниматься?

В чем заключаются ваши склонности? Как их найти? Что вам нравится делать, от чего вы получаете удовлетворение? Чем вам хотелось бы заниматься? К чему вы испытываете интерес? Без каких занятий вы скучаете? Процесс какой деятельности, а не только ее цели, вас привлекает? Опишите.

В каких непрофессиональных дополнительных видах деятельности вы видите созидательный смысл? Какими из них вы уже занимаетесь? Какими из них вы хотели бы заниматься? Что с их помощью вы делаете для других, не только знакомых вам людей? Опишите.

Возможно, вас не удовлетворяют отношения с людьми. Что именно мешает вам любить другого человека? Что вы делаете для других людей? Как вы можете заботиться о них? Что вы можете предпринять для того, чтобы сосредоточить свое внимание больше на других, чем на себе? В чем созидательный смысл ваших отношений с людьми?

• Представьте себе, что вы получили огромное наследство или нашли чемодан с деньгами, которых вам хватит на всю оставшуюся жизнь (сумму каждый может вообразить такую, какую захочет). Что вы сделаете с ними, на что потратите? Чем вы теперь займетесь, что будете делать? Чему посвятите свое время и свою жизнь? Будете ли вы работать и для чего? Что хорошего и полезного вы сделаете на эти деньги для других людей? Какие ваши потребности будут удовлетворять выбранные вами виды деятельности?

Таким образом, существенными признаками личностного здоровья являются: осознание своих и чужих истинных потребностей; выбор между своими истинными и патологическими мотивами в пользу первых; удовлетворение истинных потребностей в деятельности, имеющей смысл созидания; содействие развитию у другого человека истинных мотивов. К патологическим мотивам, препятствующим личностному здоровью относятся мотивы зависимости, власти, тщеславия и дефицитарной любви, приобретения, минимизации усилий, патологической безопасности. Развитию личностного здоровья могут способствовать упражнения «Осознание потребностей», «Решение своей проблемы», «Анализ фантазий», «Баланс», «Поиск созидательного смысла».

Список литературы:

1.      Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997.

2.      Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

3.      Глассер У. Терапия реальностью // Эволюция психотерапии. Т. 4. / Под ред. Дж.К. Зейга. М.: Класс, 1998. 

4.      Гулдинг М. // Эволюция психотерапии. Т. 4. / Под ред. Дж.К. Зейга. М.: Класс, 1998. 

5.      Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.

6.      Мэй Р. Смысл тревоги. М.: Класс, 2001.

7.      Олпорт Г.Становление личности. М.: Смысл, 2002.

8.      Пек М.С. Непроторенная дорога: новая психология любви, традиционных ценностей и духовного развития. К.: София, 1999.

9.      Перлз Ф. Практика гештальтерапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.

10.  Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

11.  Селье Г. Когда стресс не приносит горя. М.: РЭНАР, 1992.

12.  Франкл В.Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

13.  Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.

14.  Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993.

15.  Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999.



Просмотров: 192
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Если у вас есть лишний вес, значит он вам для чего-то нужен. часть 2
  • Если у вас есть лишний вес, значит он вам для чего-то нужен. Месть. часть 1
  • Что делать, если ваши потребности не удовлетворяются?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Берегите людей, некоторые из них вам для "до конца"
  • Жить с кредитами. Или без них? Какие есть альтернативы
  • Что такое паническая атака и какие есть возможности для ее лечения?
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Если вам кажется, что вы вкладываете в отношения гораздо больше, чем ваш мужчина…
  • Почему люди участвуют в талант-шоу и чем опасна для них внезапная слава?
  • О чем думают наши дети? Что у них в головах творится?
  • В чем смысл жизни? Для чего мы живем?
  • Для чего я живу? В чем смысл жизни?
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • 2 пути взросления. Какой из них выбрали для вас родители?
  • Что делать, если вам кажется, что у вас кризис: 3 простых шага и 1 тест
  • Мечта - что это и для чего? (отличия от фантазии и цели)
  • 10 признаков того, что вам с этим мужчиной не по пути. Для девушек и женщин, которые в поиске.
  • Ваши внутренние границы. Есть ли они у вас и какие они?
  • Вы еще можете спасти свои отношения, если у вас есть эти 3 вещи
  • Невидимые помощники: о чем мы спрашиваем наши сны и что мы можем в них узнать?
  • Шесть безнадежных способов изменить ваши отношения или отношение других людей к вам
  • Какие бывают чувства и для чего они нужны
  • Дети — как много мы пытаемся сделать для них и как мало мы о них знаем...
  • Панические атаки: для чего они нам нужны, и как от них быстро избавиться?
  • О чем болит ваше тело и что оно хочет вам сказать?
  • Во что не стоит вкладывать свои деньги: 4 инвестиции, которые принесут вам только убыток
  • Что приносит Вам пользу? Что работает на Вас?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь