Опасность или возможность? Как пандемия помогает терапии.

Автор статьи: Каирова Мадина


 


Я заметила, что с наступлением пандемии серьезно стала продвигаться работа с клиентами. Внутренние сбои в психике обычно надежно спрятаны и нужно ждать, когда они проявятся терапии. Но тут случилось внезапное и понеслось… Я постараюсь написать о самых ярких изменениях, которые сейчас происходят на сессиях. Наиболее драматичные из них наблюдаю у своих клиентов с расстройством пищевого поведения. И вот почему.


В раннем детстве они получили опыт, где их нужды не были учтены. Что переживает малыш, не получая адекватного отклика взрослого? Мучительную нужду, ужас покинутости и даже угрозу смерти. И если это происходит часто, то у малыша формируется ненадежная привязанность. И в дальнейшем, когда люди с ненадежной привязанностью приходят в терапию, любые изменения вызывает у таких клиентов бурные реакции тревоги.


Мы выживем?


Когда грянул короновирус, пришлось уйти в самоизоляцию и удаленный режим работы. На социальном уровне все понятно. Но на внутреннем эмоциональном плане некоторыми клиентами эта новость была воспринята как мое отвержение. Попробуем представить маленького ребенка, которому взрослые что-то говорят на своем тарабарском языке, а он в свою очередь не может понять: куда делась привычная обстановка кабинета, почему нет ритуала прогулки до или после сессии, почему вместо целого терапевта торчит его голова на экране, а всего остального не видно? Что там от него скрывают? «А вдруг терапевт исчезнет или исчезну я»? В рамках сессии разворачивается вся драма когда-то пережитого ужаса. И то, как клиент пытается применить свои ранние механизмы выживания. Кто-то галлюцинирует пасторальные картины, где все прекрасно, весна идет, солнце светит и… «давайте отложим наши встречи, пока карантин не закончится? Что скажете?». Кто-то нападает на себя за недостаточную независимость, неорганизованность и проблемы со сном, кто-то уходит в дзен и умствования, обрубая эмоции. Сессии становятся душными, молчаливыми, или наоборот затапливают потоком слов, блокируя мою способность думать. Внутри у клиента так много тревоги, ярости и паранойи, что встаешь после работы, как после боя. И главное продолжать работу, не давая улизнуть в защиты. Прежде всего себе.


Чем хуже, тем лучше. Или отвращение как реакция на любовь.


Такие клиенты с переходом в онлайн режим начали активнее ругаться и говорить о недоверии. Вспоминают контракт, возмущаются долгой терапии, «почему я по-прежнему ем, где результат?» «А может медитация мне поможет, КПТ или EMDR?». Да-да, они очень продвинуты, но от этого не менее взволнованы. Ведь «результат» для них – полная независимость от живого человека, а тут , когда расстояние увеличилось, приходят мутные сомнения. Что если терапевт может быть ценным? Это пугает, поэтому и взрываются на наших сессиях защитной агрессией и всяческим образом провоцируют меня на ответ. За нападками, иногда граничащие с оскорблениями, стоит растерянный испуганный ребенок. Такой взгляд – большая поддержка для терапевта в непростом испытании слушать не слова, но то, что за ними. И супервизор, указывающий на места, где сама уходишь в оборону. И коллеги просто по-человечески поймут.


Ревность и угроза ухода.


Еще одна реакция при переходе онлайн напоминает детей, искренне обижающиеся на дождь и родителей, которые его не останавливают. Детей не убеждают уверения, что родители не властны над дождем. В их восприятии, взрослые просто не хотят гулять с ними, не хотят уделять свое время и внимание. И следуя такой логике, переход на онлайн-сессии был воспринят такими клиентами как повод отмахнуться от них, словно я устала или разозлилась и поэтому «самоизолировалась» именно от них, а не от «фейкового вируса». Обвиняли меня в холодности и эгоизме, грозились бросить терапию. И проходя этот кризис вместе, проявилась болезненная правда, где терапевт ни разу не всемогуща, а оказалась простой смертной. Обнаружилась отдельность двух живых людей и их неидеальность. Идет тяжелый процесс эмоционального взросления, где приходиться отрекаться от веры во всемогущество и принятие человеческих ограничений. Предстоит научиться испытывать одновременно гамму из положительных и отрицательных чувств к событиям, людям, к самому себе в мире, где дождь не остановить, но можно переждать или достать зонт.

В общем, могу сказать, пока внешний мир «остается дома» и ищет способы справиться с заразой, во внутреннем мире терапии прямо сейчас идут интенсивные и столь необходимые сдвиги.



Просмотров: 325
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда дети ничего не хотят...или где взять для них мотивацию?
  • Системное мышление: что, почему, когда, где и как?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Об анализе и психотерапии:Что?Где?Когда?А, главное, - Кто?
  • Процесс или результат? Что важнее? Где находятся их возможные корни?
  • Как отмыть туфли от грязи, которой на них нет, или почему одиночные сессии в коучинге не эффективны
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Где моё наследство, папа? Или ,что после тебя ?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Использование Skype и телефона в психологическом консультировании или что такое онлайн-сессии
  • Папа, где ты?! (Статья для отцов. Потому что про них забыли)
  • Когда нет сил, где они? | Действительно ли их нет, или мы их тратим, сами того не замечая?
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • Как понять, что пора заканчивать терапию и закончится ли это когда-нибудь?
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Чем, где и как черпать силы или 7 советов для тех, кто в цейтноте
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что такое близость для меня. Где она начинается и как ощущается?
  • Когда что-то не получается, или Что такое принятие себя
  • Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • «Делай, что должен, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Остановка на действие. Часть 1.
  • Когда вы в спортзале и нет результатов, что происходит и как всё не бросить? Почему ещё не худеется?
  • «Денег нет, но вы держитесь». Где взять деньги, когда они очень нужны
  • Чёрствые и сухие люди. Если вы или мама - один из них. | Что знает Оливия?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Меня все бесит или что делать, когда злость зашкаливает?
  • Начало или продолжение пути... Или что делать, когда очень хочется что-то делать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь