Ужасные двухлетки или мифический кризис двух лет


 Что такое кризис двух лет? Существует ли он вообще? С чем связаны сложности, с которыми сталкиваются родители малышей двухлетнего возраста?

Давайте попробуем разобраться. Ближе к полутора годам, родители начинают замечать, что некогда послушный, легко принимающий все предложения и удобный малыш начинает проявлять совершенно противоположные качества.

В англоязычных странах, существует даже такое понятие как «terribe two», что означает «ужасные двухлетки». Временные границы этого периода весьма условны и зависят от индивидуальных факторов, но все же если говорить возрастных ориентирах, то это 18 мес-3-4 года.

Несмотря на то, что словосочетание кризис развития широко распространено в обиходе, при ближайшем рассмотрении становится понятно, что употребление этого понятия не совсем уместно, по крайней мере в отношении детей, а вот если говорить о тех сложностях, которые зачастую испытывают родители двухлеток, термин кризис подходит как нельзя лучше.

Если обратиться к самому понятию «кризис», то мы обнаружим, что это слово означает период переходного состояния, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые реакции. Получается, что если отталкиваться от самого термина, то кризис скорее у родителей, нежели у ребенка, развитие которого не стоит на месте, а идет со своими закономерностями.

Проявления: На мой взгляд, специфические проявления этого возраста будет как нельзя лучше назвать фазой оппозиции, т.к. это выражение гораздо точнее описывает перемены, возникающие в эмоциональном развитии малыша. Это время, когда до этого покладистый ребенок начинает сопротивляться любым родительским просьбам, а самым часто используемым словом в его лексиконе становится слово «нет».

Наиболее распространённые темы вокруг которых разворачивается противостояние-это еда, сон, выбор одежды, приучение к горшку, и т.д.

Это правда кризисный период для родителей, которые впервые сталкиваются с ощущением беспомощности, растерянности, чувством потери контроля над ребенком. По сути этот родительский кризис выражается в сложностях адаптации к меняющимся потребностям созревающего малыша. Зачастую обсуждения особенностей этого периода проходят в негативном ключе, но именно эти происходящие изменения чрезвычайно важны для становления личности ребенка.

ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Прежде всего, родителям важно понимать, что все эти проявления являются здоровым проявлением эмоционального созревания ребенка.

Малыш, который прежде воспринимал себя как часть мамы, как ее продолжение начинает осознавать свою «отдельность», т.е. вступает в так называемую фазу «индивидуации». К нему приходит осознание, что он имеет свои желания, вкусы, и может делать свой выбор, тем самым он получает подтверждение своего существования.

Когда родитель говорит: «Иди в ванну», или «садись кушать» для двухлетнего ребенка эти директивные указания как будто бы говорят ему, что его в этот момент не существует. Происходит противостояние родительской власти и новой личности, которая пытается ощутить свою «независимость».

Этот период чрезвычайно напоминает подростковый возраст, который по сути несет в себе те же самые задачи и сложности, но уже на другом уровне. Чтобы почувствовать свою отдельность, ребенок начинает противостоять любой воле родителей. Любит он эту кашу и хочет ли ее съесть-вопрос вторичный, сопротивляется он только потому, что это желание матери. Кроме того, недостаточно развитая в силу возраста эмоциональная регуляция, приводит к тому, что капризы и истерики могут возникать внезапно и на ровном месте, т.к. малышу пока еще очень трудно справляться со своим разочарованием, гневом и др. сильными эмоциями. А недостаточное развитие речевых навыков, неспособность выразить свое желание или эмоции только усугубляют ситуации.

НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ О ТОМ, КАК ПРОЙТИ КОНСТРУКТИВНО ЧЕРЕЗ ЭТУ ФАЗУ ВЗРОСЛЕНИЯ:

Развивайте эмоциональную компетентность: помогите ребенку выразить словами то, что с ним происходит:

-«Я вижу, что сердишься…»

-«Ты так зол на меня, потому что я сказала, что нужно идти домой»

-«Ты грустный, потому что….» -«Ты разочарован…»

Мы не можем запретить ребенку чувствовать эти эмоции, но мы можем помочь ему их осознавать, распознавать, в частности посредством речи.

Поделитесь тем, что вы тоже иногда испытываете такие чувства: - «Мне тоже бывает грустно, когда приходится прощаться с близкими»

Установите границы: авторитетно, но не авторитарно-формулируйте четкие правила и соответствующие санкции в случае несоблюдения этих правил. Важно быть последовательными и не отступать от правил.

Нет смысла пытаться говорить с ребенком во время проявления его гнева, он вас не слышит. Лучше сделать это когда он успокоится. Чтобы снизить количество противостояний, там, где можно используйте технику ограниченного выбора: Например, не навязывайте свой выбор одежды, а позвольте малышу выбрать между 2-3 нарядами. Таким образом вы контролируете выбор в зависимости от погоды и обстоятельств, а у ребенка не возникает ощущения, что за него решает родитель.

Конечно, эти рекомендации не являются исчерпывающими, бывают разные ситуации и разные дети. Если у вашего ребенка часто случаются истерики и вам сложно контролировать подобные ситуации, то оптимальным решением будет обращение к специалисту, который поможет вам определить почему так складывается, где именно и почему возникают трудности, а также подобрать индивидуальную стратегию решения вопроса.

При адекватном реагировании и грамотной поддержке взрослых, этот важный период может проходить с наименьшими потерями для психического равновесия родителей, а самое главное эмоциональное созревание ребенка выйдет на более зрелый уровень.

У малыша не будет необходимости поддерживать борьбу за свою автономию, если он чувствует, что его признают, как личность, а не пытаются подавить родительской властью.

© Селякова И.С. 2020








Просмотров: 101
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Что делать, если вам кажется, что у вас кризис: 3 простых шага и 1 тест
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Жизненный кризис. Часть 1. Что такое кризис и как понять, что вы в нем.
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Экзистенциальный кризис: что это такое и как из него выйти (Часть I)
  • Экзистенциальный кризис: что это такое и как из него выйти? (Часть II)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • А вы знаете, что делать, если к вам постучался кризис среднего возраста?
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Кризис 30и 40 лет, что это такое?
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Что такое кризис и как его пройти
  • Что делать если у мужа пропало желание? Что делать если нет секса? Как стать привлекательной?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь