Анализ собственной ценностно-смысловой структуры

Автор статьи: Алексей Фисун

Анализ собственной ценностно смысловой структуры

Начало описания методики вы можете прочитать в моей статье «Придание смыслов как помогающая практика» вот здесь: https://www.psyoffice.ru/article/101997/

Давайте познакомимся с методикой определения собственной структуры смыслов и соотнесения их со своими ценностями.

  1. Придаем смыслы своим основным занятиям

Первое, что нам надо сделать – это записать пять своих основных занятий, которым мы посвящаем свое основное время (то, которое надо как-то структурировать помимо сна, еды, гигиены, стояния в пробках). Записываем их в левом столбике нижеследующей таблицы.

Теперь проставляем этим занятиям оценку степени их осмысленности по 10-балльной шкале. После этого ранжируем наши занятия на основе выставленной оценки – чем больше балл, тем выше место в рейтинге.

А теперь – самое главное: напротив каждого занятия записываем смыслы, которые мы видим для себя в том, что регулярно этим занимаемся. Записывайте все смыслы, которые можете увидеть. Чем больше – тем лучше. Если вы хорошо разбираетесь в этой теме – у вас получится связь между уровнем сделанной оценки и количеством приданных смыслов. Но если вы не увидите прямой связи – ничего страшного, надо же с чего-то начинать.

Результаты моего самоанализа приведены в нижеследующей таблице:

ТОП-5 осмысленных занятий

Занятия

Степень осмысленности (из 10 баллов)

Описание смыслов

1. Написание книг и статей

9

·        творчество

·        открытие нового

·        познание

·        польза для людей

·        кормление всего мозга

·        самореализация

·        самосовершенствование

·        борьба с энтропией

2. Аналитическая, исследовательская работа

9

·        применение ума

·        заработок

·        открытие нового

·        польза для людей

·        кормление всего мозга

·        творчество

3.Общение с женой

8

·        проявление любви

·        эмпатия

·        анализ ситуаций

·        психологическая поддержка

·        познание

·        взаимная польза

4. Занятия керамикой и искусствами

8

·        творчество

·        открытие нового

·        общение с Богом

·        любование красотой

·        создание духовного

·        соприкосновение со стихиями

·        созерцание

5. Строительство, обустройство домов

7

·        борьба с энтропией

·        творчество

·        саморелизация

·        инвестирование средств

·        создание красоты

·        забота о близких

 

  • Составляем рейтинг смыслов

Теперь давайте составим отдельный рейтинг приданных смыслов. Для этого мы выписываем в столбик все записанные нами в правом столбце вышеприведенной таблицы смыслы и рядом записываем число – сколько раз встречаются одни и те же смыслы в нашем списке.

Получается, что одни и те же смыслы встречаются, повторяются в разных наших занятиях. Этот факт несомненно требует нашего пристального анализа.

После этого ранжируем наш список и получаем рейтинг наших собственных смыслов, которые мы видим в различных наших занятиях.

Вот что получилось у меня:

Рейтинг приданных смыслов

Смыслы

Количество

·        творчество

4

·        открытие нового

3

·        борьба с энтропией

2

·        кормление всего мозга

2

·        познание

2

·        польза для людей

2

·        самореализация

2

·        анализ ситуаций

1

·        взаимная польза

1

·        забота о близких

1

·        заработок

1

·        инвестирование средств

1

·        любование красотой

1

·        общение с Богом

1

·        применение ума

1

·        проявление любви

1

·       психологическая поддержка

1

·        самосовершенствование

1

·        создание духовного

1

·        создание красоты

1

·        созерцание

1

·       соприкосновение со стихиями

1

·        эмпатия

1

Всего

33

 

Всего у меня получилось назвать в целом тридцать три смысла на 5 основных занятий. То есть в среднем по 6,6 смысла на одно занятие. Неплохо! Сразу видно профессионала. ;-)

Но можно и больше. Чем больше смыслов – тем вероятнее счастье для человека разумного!

  • Соотносим смыслы и ценности

Сейчас самый сложный шаг – надо соотнести выделенные нами смыслы и те психологические ценности, которые у нас есть. Ведь, когда вы подсчитывали количество отдельных смыслов - вы наверняка обратили внимание, что многие из них похожи, близки друг к другу. Вот теперь давайте сгруппируем наши смыслы вокруг общего ценностного ядра. И попытаемся дать описание той ценности, которую представляет данная группа смыслов. А потом, когда такое группирование сделано – надо подсчитать количество отдельных смыслов, которые в вашей деятельности репрезентируют конкретную ценность. И, наконец, проранжировать названные ценности по количеству смыслов, которые их представляют.

Вот как выглядит результат такой работы у меня:

Ценностно-смысловая структура

Творчество, красота

9

·        творчество

4

·        открытие нового

3

·        любование красотой

1

·        создание красоты

1

 

Кормление мозга знаниями

6

·        кормление всего мозга

2

·        познание

2

·        анализ ситуаций

1

·        применение ума

1

 

Любить и быть любимым

5

·        проявление любви

1

· психологическая поддержка

1

·        взаимная польза

1

·        забота о близких

1

·        эмпатия

1

 

Быть полезным, востребованным

4

·        польза для людей

2

·        заработок

1

·        инвестирование средств

1

 

Работа с энергиями

3

·        борьба с энтропией

2

·        соприкосновение со стихиями

1

 

Реализовать себя

3

·        самореализация

2

·        самосовершенствование

1

 

Духовное общение

3

·        общение с Богом

1

·        создание духовного

1

·        созерцание

1

 

Когда ценности, наконец, поименованы и количество смыслов подсчитано – можно представить их в виде наглядной диаграммы:


Такая диаграмма дает богатую пищу для самоанализа. Это – визуализация наших ценностей, выраженных в смыслах, которые мы обнаруживаем в наших регулярных повседневных занятиях. В моем случае главной ценностью оказалось Творчество и создание красоты – почти каждый третий найденный мною смысл представляет эту важнейшую для меня ценность. Например, написание этой статьи тоже содержит в себе такой смысл как креативное создание чего-то нового и осмысленного. Именно это и мотивирует меня, наряду с другими ценностями, разумеется.

На втором месте по количеству представленных смыслов для меня – Кормление мозга знаниями, когнитивная деятельность.

И не третьем месте, немного уступая когнитивной активности – такая чувственно насыщенная ценность – как Любить и быть любимым.

Остальные описанные ценности репрезентированы меньшим количеством смыслов. Но что это означает для меня? Это значит, что для того, чтобы жить в более полном соответствии этим значимым для меня ценностям – я должен видеть больше адекватных смыслов в том, чем я занимаюсь. И это для меня, безусловно, весьма важная задача, требующая моей мобилизации. Мне надо развивать свои смыслообразующие компетенции в этих направлениях.

  • Ценности и психологические функции

Предлагаю пойти еще дальше в самоанализе  и попытаться соотнести выделенные нами ценности и психологические функции, как их описывает А. Афанасьев в своей книге «Синтаксис любви», немного модифицировав их под наши задачи.

О том, как работает энергия на этих психологических уровнях я рассказывал в статье «Четыре вида нашей энергии и как ими пользоваться» вот здесь: https://www.psyoffice.ru/article/100175/

Итак, нам следует соотнести наши ценности и четыре наших основных психологических функции/уровня:

  • Мета-когнитивный / Воля
  • Ум / Логика
  • Эмоции
  • Тело / Физика

Вот как это выглядит в моем случае:

Соотнесение ценностей и психологических уровней

Ценности

Количество смыслов

Функции/уровни

Творчество, красота

9

Мета-когнитивный /Воля

Кормление мозга знаниями

6

Ум / Логика

Любить и быть любимым

5

Эмоции

Быть полезным, востребованным

4

Эмоции

Работа с энергиями

3

Тело / Физика

Самореализация

3

Мета-когнитивный /Воля

Духовное общение

3

Мета-когнитивный /Воля

Удивительное – рядом! Оказывается, что ценности, соотнесенные с психологическими функциями, показывают нам, что в нашей психологической/энергетической личностной структуре наблюдаются серьезные диспропорции. Для того, чтобы наглядно это представить - надо просуммировать количество изначально выделенных смыслов в соответствие с теми психологическими функциями на реализацию которых они работают.

Психологические уровни и смыслы

 
Как легко убедиться в моем случае - почти половина всех смыслов работает на поддержание моего Мета-когнитивного / Волевого психологического уровня. 27% всех смыслов моей деятельности представляют Эмоциональный / Чувственный уровень психической энергии. На третьем месте Ум / Логика с 18%. И лишь 9% всех смыслов обеспечивают самый нижний, но совершенно необходимый для жизни Физический / Телесный уровень. Мне есть над чем подумать – прежде всего над тем, как при помощи сильно развитого Волевого уровня обеспечить позитивный разумный баланс смыслов на других жизненно важных направлениях моей активности.



Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Виды смыслов и пути открытия смыслов. Логотерапия.
  • Маленькие смыслы большой жизни | Моя территория смыслов
  • Придание смыслов как помогающая практика
  • В чем смысл Брат...? Психотерапия смыслов
  • О философии смыслов через творчество Ван Гога.
  • Самореализация через придание смыслов
  • Болезнь как источник смыслов
  • Психиатрия, психотерапия и психологическая терапия: уточнение смыслов.
  • Что такое Анализ Четырёх Столпов судьбы и для чего это надо занать
  • Уровни смыслов мужчины!!!!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Время новых смыслов
  • Новые методы анализа речи и понимания ее скрытых смыслов
  • Зачем мы живем. Варианты смыслов жизни
  • Машина по производству смыслов
  • Пути Обретения Смыслов
  • Потеря смыслов. Пустота
  • Обида | 7 лиц её смыслов и посланий
  • Игра «Ярмарка жизненных смыслов»
  • Банальная лень и ее тысяча смыслов
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Тревога, сепарация и обретение новых смыслов
  • Подмена смыслов. Пункт 1: ПРО-уважение
  • Символическое моделирование реальности: магия смыслов
  • Импровизация смыслов на сказку о Золотом петушке
  • Особенности личностных смыслов у участников групп экзистенциального опыта
  • Семейные ценности. В чем ценность для ребенка
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • МАК актуализации экзистенциальных смыслов «Руки Небесные или Земные» (автор Т. Бородулькина)
  • Ава - терапия, аутизм, что это значит для меня?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь