Понятие и структура телесного Я

Телесное Я является предметом изучения различных психологических направлений: телесно-чувст­венного направления (З. Фрейд, Барнесс Э. Мур и Бернард Д. Файн), где Я рассматривается прежде всего как выражение телесного Я; телесно-структурного направления (Е.Т. Соколова, Г.Е. Рупчев), на основе которого разграничиваются понятия «телесный опыт», «восприятие тела», «концепция тела» и «телесное Я»; телесно-рационального направления (И.В. Журавлев, Е.С. Никитина, Ю.А. Сорокин, Д.М. Реут, А.Ш. Тхостов), выделившего сферу телесности и определившего ее как проб­лему устройства сознания человека; направления разделяющего идеи о телесном сознательном и телесном бессознательном (К. Юнг, Лари А. Хьелл, Д. Зиглер), позволяющие говорить о том, что образ телесного Я и способность управлять им находятся в области Эго-сознания, тогда как аффективные переживания и особая неконтролируемая телесная организация лежит в области бессознательного; исследования в области Я-концепции (В.С. Агапов, Р. Бернс, И.С. Кон, В.А. Петровский, М.В. Корепанова), рассматривающие образ телесного Я в качестве ведущей составляющей образа Я.

При подобном разнообразии психологических исследований мы сталкиваемся с проблемой отсутствия единства терминологии описания представленности в сознании различных аспектов телесного опыта. И поскольку за каждой дефиницией телесного Я стоят различные эмпирические факты и теоретические конструкции, этот вопрос требует конкретизации. Так, например, Р. Шонц в своей теоретической конструкции рассматривает образ тела на четырех уровнях: «схема тела», «телесное Я», «телесное представление» и «концепция тела» [1, С. 22]. Однако на наш взгляд это различные понятия. Таким образом, на основе изучения различных исследований мы выделили несколько основных определений, которые, так или иначе, отождествляются с телесным Я, а иногда и подменяют его.

Чаще всего это происходит с дефиницией «образ телесного Я». Агарева М.В. в своем исследовании определяет образ телесного Я как качество личности, составляющее телес­но-чувственную основу сознания, включающее в себя ментальное представление о теле (мысли, эмоции, знания), образующее зрительную картину, в основе которой находятся образы-впечатления человека о себе. И выделяет следующие его компоненты: сенсомоторный (выполняет функцию дифференциации сенсорных и моторных компонентов деятельности, т.е. движения служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации), психомоторный (реализует функцию, связанную с двигательным реагированием на внешние раздражения), экспрессивный (несет информацию об эмоционально-личностных особенностях ребенка и обеспечивает функцию внешнего проявления образа телесного Я через выразительные движения мимики, пантомимики) и импрессивный (выполняет функцию, связанную с пониманием образа телесного Я) [2, С. 20 – 22.].

Никитин В.Н. считает, что образ телесного Я – это интегральное психическое образование, социально-культурный продукт, складывающийся в процессе развития и постижения личностью своей телесной самоидентичности, в понятийный аппарат им дополнительно вводятся две категории – «биологическое тело» и «феноменологическое тело». Далее он отмечает, что в процессе формирования личности структура образа телесного Я претерпевает качественное изменение; по мере вызревания личности долевое участие в структуре образа телесного Я социально-культурного компонента – «феноменологического тела» – возрастает. Однако интеграция образа телесного Я не может быть продуктивной без развития всех его составляющих. В качестве структурных компонентов образа телесного Я, он выделяет следующие: 1) физический; 2) психический; 3) социально-психологический; 4) культурный [3].Однако с нашей точки зрения, рассматривая структуру телесного Я логичнее воспользоваться определением Соколовой Е.Т., которая под образом тела понимает «сложное комплексное единство восприятия, установок, оценок, представлений, связанных с телесной внешностью и с функциями тела» [1, С. 22]. «Образ» - это некий символ и ментальные построения, которые противопоставлены реальности физического опыта. Нельзя сказать, что образы нереальны, но их реальность отлична от телесного феномена. Образ обретает реальность, когда объединяется с чувством или ощущением.

В исследованиях, посвященных телесному Я, также используется понятие «схема тела» Например, в большом психологическом словаре под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко в разъяснении понятия «Я-концепция» можно прочитать, что физический Я-образ является одним из уровней Я-концепции и тождественен схеме тела. Но в медицине, психофизиологии и клинической психологии понятие «схема тела» рассматривается как конструируемая мозгом модель тела, отражающая его структурную организацию и представленная в соответствующих сенсорно-моторных зонах мозговой коры. Схема тела обеспечивает регуляцию положения частей тела, контроль и коррекцию двигательного акта в зависимости от внешних условий. Физиологическую основу схемы тела составляет функциональная система нейронов коры головного мозга, интегрирующая поток чувствительных импульсов от собственного тела и его частей.

Еще одна дефиниция используемая при рассмотрении телесного Я - это «концепция тела». Р. Шонц предлагает понимать под «концепцией тела» один из уровней «образа тела», включающий формальные, общепринятые знания о теле, как организме, которые могут быть выражены при помощи известных символов [1, С. 22]. Все части тела, их функции и взаимодействия изучены человеком, обозначены в соответствующих понятиях и пределах нормы и патологии. Подобное рациональное осознание тела позволяет человеку поддерживать здоровье, распознавать и бороться с болезнями [4].

Мы не рассматриваем такое понятие как «телесность», так как его определение уже устоялось и не подменяет собой понятие «телесное Я», однако необходимо выделить такой ее структурный элемент как «интернальное тело», который в некоторых исследованиях телесности представлен в качестве ее базовой (неосознаваемой) ментальной формы. Его можно причислить к архетипическим образованиям, вмещающим телесное бытие субъекта. Архетип интернального тела (телесного бессознательного) проявляется в некоторых основных архетипических образах направленной визуализации, которые принципиально отличаются от сенсорных образов тела.

В исследованиях все чаще употребляется определение «Я-физическое», так например Л.Г. Уляева в своей работе по оценке сформированности образа Я-физического у занимающихся таэквондо под Я-физическим понимает реально существующий психический механизм развития человека, который на системном уровне осуществляет саморегуляцию, саморазвитие, самодвижение, самореализацию. Этот механизм имеет свою специфику по отношению к любому другому аспекту самосознания (Я-духовное, Я-социальное и т.д.). Исходя из структурно-функционального анализа, она предлагает модель образа Я-физического, состоящую из трех структурных единиц: когнитивно-оценочной; эмоционально-эстетической; операциональной [4].

Мдивани М.О. в своем исследовании структуры образа физического Я школьников, определила физическое Я субъекта как сложный биосоциальный комплекс, который складывается на основе различных источников. Во-первых, это индивидуальный опыт, который приобрел субъект в результате телесного функционирования в качестве физического объекта, во-вторых, это оценки социального окружения, воспринимаемые им в процессе общения, и, в-третьих, это культурные нормы, стереотипы и эталоны физического развития, усваиваемые в системе отношений субъекта и социума. Согласно этим принципиальным источникам она выделила в представлении о физическом Я три структурных компонента: Я-физическое функциональное, Я-физическое социальное, Я-физическое идеальное [5].

Шишковская А.В. в своем исследовании выделила содержательные элементы Я-физического, к ним  относятся: восприятие собственного тела,  его функций, частей и границ, эмоциональное отношение к собственной внешности, субъективная ценность различных частей тела, способ самоотношения к собственному телу [6].

Но даже подход к самому определению телесного Я неоднозначен, так, например, О.В. Лаврова в своей концепции телесности в интегративной психотерапии определяет телесное Я как субъекта, активно проявляющего себя в телесном бытии, обладающего способностью «получать чувственный опыт, переводимый в образы и концепты, и возможностью выражать себя в телесной экспрессии». По ее мнению телесное Я выступает как неотъемлемый бытийный элемент Эго и является субъективным отражением объективного телесного состояния, включая половую принадлежность. Именно телесное Я обладает половой идентичностью, уровнем сексуальности, инстинктами выживания и продолжения рода, гомеостатическими потребностями и мотивами, а также – образом и концепцией своего тела [7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современные исследования в области представленности в сознании различных аспектов телесного опыта не только не проясняют уже существующие дефиниции, но и подменяют одни понятия другими. Заявляя в теме исследования «телесное Я», далее оперируют понятиями «образ телесного Я», «физическое Я», «концепция тела»,  «схема тела» и другими. Разнообразны и подходы к структуре телесных феноменов. Поэтому мы считаем, что для дальнейшего исследования телесного Я нам необходимо выделить определение, на которое мы будем в дальнейшем опираться и представить его структуру.

Рассмотрев различные словарные статьи по телесному Я, мы считаем, что наиболее полное общее определение дается  в Терминологическом глоссарии основных терминов динамической психиатрии, где телесное Я определяется как  «центральная функция Я, отражающая психическое представительство собственного тела и являющаяся в этой связи исходной точкой для развития Я» [8]. Взяв за основу выше обозначенную дефиницию и все рассмотренные нами  феномены, представляющие в сознании различные аспекты телесного опыта мы разработали структуру телесного Я (см. рис. 1).

Понятие и структура телесного Я

Рис. 1. Структура телесного Я

 В представленной структуре телесного Я, отражено авторское понимание данного феномена, сформированное  на основе анализа исследований различных психологических телесных феноменов. Данная структура, возможно, не включает некоторые параметры и требует доработки, однако позволяет определить место и роль тех или иных телесных аспектов, изучаемых в психологии.

 Список литературы

1.    Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: МГУ, 1989. – 216 с.

2.    Агарева М.В. Образ телесного Я ребенка как педагогическая проблема // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. –  М., 2011.

3.    Никитин В.Н. Пластикодрама: Новые направления в арт-терапии. - М.: Когито-Центр, 2003. - [Эл. ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-reading-lib.org/chapter.php/103768/6/Nikitin_-_Plastikodrama__Novye_napravleniya_v_art-terapii.html

4.    Уляева Л.Г. Методы оценки сформированности образа Я-физического у занимающихся таэквондо // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. – М.: 1998. – С. 192-197.

5.    Мдивани М.О. Исследование структуры физического «Я» у младших школьников и подростков// Тезисы докладов XI Всесоюзной научно - практической конференции психологов спорта. – Минск, 1990. – С. 109 – 110.

6.    Шишковская А.В. Развитие Я-физического профессиональных спортсменов с различными особенностями саморегуляции: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.13. –  Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2011. –  25 с.

7.    Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии /  Журнал практического психолога, 2006. – [Эл. ресурс]. - Авторский сайт Оксаны Лавровой. – Режим доступа: http://www.adhoc-coaching.spb.ru/

8.    Телесное Я. Терминологический глоссарий основных терминов динамической психиатрии / Под ред. В.А.Шаповаловой. – [Эл. ресурс]. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/9/word/telesnoe-ja#a4

 



Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с отвергаемой частью тела как частный случай терапии образа тела
  • «Этот пальчик в лес пошел…» (как формировать образ телесного "Я" ребенка)
  • Развитие образа "телесного Я" в детском возрасте.
  • Зачем подростку здоровый образ тела, на что обращать внимание, и как его выстроить.
  • Понимание организма человека как единства психического и телесного
  • Развитие телесного Я личности
  • Образ тела :: Как я себя вижу
  • Феномен образа тела в психологии.
  • Развитие телесного Я студентов в образовательной среде современного вуза
  • Почему болит голова….. или еще раз о связи душевного и телесного.
  • Уровни здоровья с точки зрения телесного терапевта
  • Альтернативный взгляд на болезни физического тела
  • Психометодика исцеления физического тела
  • Вернуть обиду физического тела
  • Проблемы и их решение, связь психологического и телесного.
  • ...переселять людей целиком в чужие тела... Душа есть вне тела?
  • Значимость телесного и эмоционального контакта с родителями для детей
  • Работа со звучанием для восстановления целостного телесного самоощущения
  • О пользе телесного контакта с психологической точки зрения (Родителям на заметку)
  • Чем чревато искажение образа тела.
  • Ювелирная работа телесного терапевта
  • Человек 6-ой расы. 32 Системы физического тела
  • Образ тела: что делать, если он нарушен
  • Образ матери и образ тела у женщин с наркотической зависимостью
  • Образ тела
  • Образ тела
  • Образ тела
  • Подростки: образ тела и представления о сексуальности
  • Самооценка и образ тела в расстройствах пищевого поведения
  • Образ тела и пищевые нарушения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь