Взаимосвязь особенностей мышления и профессиональных предпочтений подростков

Для подростка, выбирающего свой жизненный и профессиональный путь, актуальность и сложность выбора профессии возрастает в геометрической прогрессии, в особенности  учитывая сиюминутную престижность профессии, мнение значимых взрослых и друзей, опору на свои личностные качества и способности, желание приносить удовлетворение и пользу самому человеку и обществу.Кроме того, в современном мире ежегодно появляется более трех тысяч  новых профессий и отмирают сотни старых. Поэтому мы можем только предполагать, каким будет рынок профессий и труда, образовательных услуг и общества в целом (2).

Возникает вопрос – как правильно и эффективно осуществить профессиональный выбор, как учесть особенности личности в процессе профессионального самоопределения? Для решения этой задачи и оптимизации процесса профориентации с опорой на структурные характеристики психики, мы провели исследование особенностей мышления подростков и сравнили  данные с показателями профессиональных предпочтений, выявив некоторые интересные корреляционные зависимости.

Обратимся к результатам исследований. Цель исследования состояла в в выявлении взаимосвязи особенностей мышления и профессиональных предпочтений у старших подростков.

Выборку исследования составили 30 учащихся 9-ых классов, учащиеся физико-математического и химико-биологического профилей. Средний возраст подростков 16 лет, из них 17 девушек и13 юношей. Исследование проводилось на базе образовательных организаций г. Москвы.

 В исследовании использовались следующие методики:

  • дифференциально-диагностический опросник Климова,
  • тест Дж. Голланда на определение профессиональной направленности личности,
  • опросник Йовайши «Определение профессиональных склонностей» (модификация Г. Резапкиной),
  • методика «Тип мышления» Резапкиной Г.В.
  • опросник Дж. Брунера «Определение типов мышления и уровня креативности»

Таким образом, три первые методики предназначены для определения профессиональных предпочтений, две  последние выявляют особенности мышления.

Результаты проведения методики «Дифференциально-диагностический опросник Климова» представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Результаты обработки теста «Дифференциально-диагностический опросник Климова»

Взаимосвязь особенностей мышления и профессиональных предпочтений подростков

Из сравнительного анализа ясно видно, что предпочтения по нашей выборке подростков отдаются профессиям направленности «человек-человек». Это объясняется сензитивной  направленностью людей этого возраста к общению, интересом к другому человеку.

На втором месте – предпочтения, связанные с профессиями творческой направленности. Данный феномен может быть связан с естественной потребностью человека не только быть исполнителем, совершать действия по образцу, но и создавать нечто новое. Поскольку процесс обучения в основном связан с воспроизводящей функцией, желание реализовать творческий потенциал выражается в явном предпочтении профессий творческой направленности, особенно в подростковом возрасте, который отличается стремлением откзываться от рутины. Кроме того, хобби, молодежная мода, быстро обновляющиеся средства связи ярко демонстрируют молодому поколению приоритетность всего нового и нетрадиционного, что и находит воплощение в их стремлении к профессиям данного типа.

Третье место разделили предпочтения технической и конвенциальной направленностей. Поскольку основной контингент испытуемых – ученики физико-математического и медико-биологического классов, данный выбор вполне оправдан.

Результаты проведения теста Голланда представлены в диаграмме 2.

 

Диаграмма  2

Результаты теста Дж. Голланда на определение профессиональной  направленности личности



Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что на первое место по данной методике выходят профессиональные предпочтения предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность предполагает лидерство, умение самостоятельно ставить цели и их достигать,хорошее взаимодействие с людьми. Предпринимательский тип характерен для управленческого состава, а также для людей самостоятельных, самодостаточных, начинающих свое дело. Так как классы, где проходило обследование,   в основном состоят из активных инициативных учащихся, вполне логично, что многие из них видят себя среди управленцев, считают себя способными начать собственный бизнес и реализоваться, как руководящий состав.

Кроме того, предпринимательская деятельность предполагает достаточный уровень свободы, который является приоритетным для большинства молодых людей. В отношении предпринимательской деятельности в обществе нет явных требований к конкретным знаниям, что может создавать у подростков иллюзию доступности этого вида деятельности.

Предпринимательство является популярным среди молодежи. Многие ставят амбициозные цели, мечтают об управленческих позициях, при этом не желая быть исполнителями (реалистический тип представлен минимальным количеством предпочтений).

На втором месте социальный тип предпочтений – желание общаться всегда является  приоритетным в данном возрасте, что хорошо согласуется с данными методики Климова.

На третьем месте - профессии художественной (артистической) направленности. Данный тип профессий предполагает креативность и возможность независимости суждений. Можно гипотетически предположить, что часто выполняя задания воспроизводящего репродуктивного характера, подростки данного возраста невольно стремятся к реализации себя в процессе творческой деятельности.

Предпоследние места занимают исследовательский и конвенциальные типы.

Данный факт вызывает некоторое несоответствие – исследуемые классы относятся к физико-математическому и естественно-научному профилю. Логично предположить, что исследовательский тип должен превалировать в этих классах. Конвенциальность – умение работать с документами, быть точным, педантичным, аккуратным в вычислениях тоже  может быть характерен для подростков данной группы. Но учащиеся не сделали этих предпочтений, что ставит под сомнение корректность профильного отбора в классы.

Данный тест не предполагает многоступенчатого исследования, но анализируя данные невозможно останавливаться только на первом уровне выбора. Именно поэтому нами были проанализированы первые три места предпочтений, то есть анализировалась ранговая иерархия выборов подростков.На втором месте предпочтений – снова предпринимательский тип и следующий за ним – художественный. Немного увеличили свои показатели исследовательский и реалистический. Видимо, как дополнительные интересы они рассматриваются большим количеством  респондентов нашей выборки.

На третьем месте  - конвенциальный тип, который многие рассмотрели как дополнительные предпочтения, далее следует социальный и снова – предпринимательский, который лидирует среди показателей всего исследования. Исследовательские показатели повысили свой статус. Художественные (артистические), напротив очень сильно понизились. Видимо, будучи рассмотренными как приоритетные направления, они уже не столь важны на последующих позициях.

Обратимся к анализу общих выборов по каждому направлению и общему ранжированию профессиональных предпочтений.

Место

Тип

Кол-во человек

%

1.

предпринимательский

20

27

2.

социальный

17

19

3.

художественный

16

18

4.

конвенциальный

14

15.5

5.

исследовательскиц

11

12.5

6.

реалистический

6

8

 

В некоторой степени, данные исследования отражают тенденции профессиональной популярности. Рабочие специальности (реалистический тип)  в современном обществе  не  востребованы. Управленцы(предпринимательский тип), специалисты, занимающиеся торговлей (социальный тип) находятся на пике популярности. Профессии конвенциального типа – экономисты, юристы, бухгалтера из-за их перенасыщенности уже не так востребованы.За исследовательским типом – будущее, эти профессии только выходят на рынок, где займут свое ведущее место.

Нами не проанализированы специалисты художественного направления. Это не только профессии, но и возможность мыслить креативно, индивидуально, оригинально. В любой области, будь то техническая, естественно-научная или гуманитарная, эти качества важны и ценны. Именно поэтому для молодежи так притягательны данные предпочтения.

Результаты проведения опросника Йовайши (модификация Г. Резапкиной) представлены в диаграмме 3

Диаграмма 3

Результаты  опросника      Йовайши«Определение профессиональных склонностей»(модификация Резапкиной Г. В.)



По  данным  проведения методики можно сделать следующие обобщающие заключения:

1.У подростков в 9 классе (15-16 лет) еще не сформированы профессиональные предпочтения на высоком уровне. Только 13% из исследуемой группы имеют ярко выраженные профессиональные склонности. Это крайне затрудняет процесс самоопределения с выбором профиля, своей будущей деятельности.Выраженная склонность проявлена лишь у 53%, что тоже говорит о сложностях выбора.

2.Крайне показательно, что из двух классов физико-математического и  химико-биологического профиля – 10 человек (33%)  имеют склонность к работе с людьми, тогда как к исследовательской деятельности склонны только 3 – 10%, к планово-экономической: 2 – 7%.  Из этого можно сделать вывод, что выбирая профиль (специалиизированный класс), ученики не задумывались о своих склонностях и скорее шли за одноклассниками, выбирали учителей, или руководствовались другими приоритетами, которыедалеки от того, чем человек будет заниматься в будущем.

3.Показательны результаты не выраженной склонности, т.е. той склонности, которая отвергается человеком. Из 30 человек, призванных в будущем глубоко изучать биологию, химию, физику или математику – у 10 человек (33%) склонность к исследовательской деятельности не выражена, у 6 человек (20%) не выражена к планово-экономической деятельности. Нет ни одного, у кого бы в той или иной мере не была выражена склонность к работе с людьми. Создается ощущение, что ученики должны были выбрать гуманитарный профиль, но все оказались в физико-математическом или естественно-биологическом классах.

4.Из данной методики можно сделать вывод о том, что профилизация совершается очень рано (в 7 классе), когда ученик не в силах определиться со своими приоритетами. Обучение по профильным предметам  или  не расскрывает в полной мере интереса к исследовательской и планово-экономической деятельностям или дает возможность понять подросткам, что это не их профиль.

5.Данные методики еще раз указывают на необходимость тщательной, индивидуализированной профориентационной работы.

Рассмотрим результаты проведения методик, определяющих особенности развития мышления у подростков.

Результаты проведения методики «Тип мышления» Резапкиной Г. В.  представлены в диаграмме 4.

Диаграмма 4

Определение результатов методики Резапкиной Г.В. «Типы мышления»



По данным методики ясно видно, что превалирует средний уровень развития различных типов мышления. Это говорит о том, что в 9 классе (возрасте 14-15 лет) типы мышления еще не окончательно сформированы (низкий и высокий уровни выражены не так явно, как средний).

На первых местах по степени развитости стоят наглядно-образное мышление и креативность. Как это ни парадоксально, но учащиеся классов физико-математического и химико-биологического профилей показывают высокие результаты умения представлять и творить, а не логически рассуждать или писать. С одной стороны, наглядно-образное мышление и креативность крайне важны в профессии инженера –конструктора или биотехнолога, но эти качества должны сочетаться с высоким уровнем абстрактного  мышления, что не происходит.

Возможно предположить, что абстрактно-символическое и словесно-логическое мышление получат дальнейшее развитие при обучении, но на настоящий момент они развиты недостаточно.

Возникает закономерный вопрос – почему? Большой объем заданий по математике и физике, химии и биологии не дает развитие этого типа мышления. Отсутствие предметов творческого характера  не смогло понизить показатели ни креативности, ни образного мышления. Не говорит ли это о цельности и гармоничности личности человека и определенных закономерностях развития мышления? Быть может, не развивая творческие способности, а делая акцент на развитие теоретического мышления, мы получаем обратный эффект? Парадоксально, но самое большее количество человек демонстрирует, именно, показатель низкого уровня абстрактно-логического мышления.

Результаты проведения опросника Дж. Брунера  представлены в диаграмме 5.

Диаграмма 5

Определение результатов опросника Дж. Брунера «Определение типов мышления и уровня креативности»





По данным методики Дж. Брунера, как и у методики Г. В. Резапкиной   ясно видно, что превалирует средний уровень развития различных типов мышления. Это говорит о том, что в 9 классе (возрасте 14-15 лет) типы мышления еще не окончательно сформированы (низкий и высокий уровни выражены не так явно, как средний).

Самый высокий показатель имеет,  по данным методики, символическое мышление, которое включает как умение оперировать символами и формулами, так и  внимательность к грамматическому строю языка, т.е. данный компонент мышления может быть отнесен и к филологической направленности. Самый низкий уровень по данному тесту имеет креативность.

Самое большое количество человек показало низкий уровень знакового мышления, с отставанием на одного человека следуют символическое и предметное,  самое малое – образное  мышление и креативность.

Средние показатели выше всего развиты в креативном типе мышления, далее в практическом, образном; символическое и знаковое значительно отстают.

Проанализировав данные каждой методики, мы провели корреляционный анализ , сопоставляя каждую методику с остальными. Далее выявили  значимые корреляционные связи и описали их в общих выводах.

В нашем исследовании были установлены следующие корреляционные зависимости:

1)Существует прямая корреляционная связь между наглядно-образным мышлением и склонностью к практическим видам деятельности (,396*).  Подростки,  выбирающие практические виды деятельности, хорошо представляют, какой результат должен получиться.

2)Словесно-логическое мышление статистически значимо связано со склонностью к эстетическим видам деятельности (,394**).  Эта связь подчеркнута неоднократно различными корреляционными зависимостями: словесно-логическое – артистический тип, артистический тип – креативность. Это подтверждает идею о нелинейном влиянии школьной программы, одной из основных мишеней которой является развитие логического мышления, когда косвенным результатом оказывается и развитие креативности, нестандартности мышления.

3)Установлена прямая корреляционная зависимость между  знаковым мышлением (по Брунеру) и склонностью к работе с людьми. Эта зависимость выявлена неоднократно. Эта корреляция вполне очевидна – те, кто любят общаться, могут и любят выражать мысли словесно, делают это достаточно структурировано и логично.

4)Установлена прямая корреляционная зависимость между планово-экономическими видами деятельности и символическим мышлением, которая подтверждена многократно. Один из показателей - (383*). Подростки, демонстрирующие высокий уровень развития символического мышления значимо чаще выбирают экономические виды деятельности.

5)Выявлена статистически значимая зависимость между реалистическим типом предпочтений и конвенциальным(372*). Корреляция, которая вызывает недоумение на первый взгляд. Мы объясняли ее способностью к точным и верным действиям, как на ручном, так и на более абстрактном уровнях.

6)Обратные корреляционные связи установлены между символическим типом мышления и склонностью к работе с людьми (-,390**). Можно предположить, что подростки, склонные к исследовательской работе, предпочитают уединенность и минимум общения, в то время, как молодые люди, любящие общение не представляют своей деятельности без командных видов работы.

7)Обратно пропорциональны предпочтения практической деятельности и уровня развития символического мышления. Это подтверждено многократно корреляциями между исследовательской и практической склонностями, а также между исследовательской деятельностью и предметно-действенным мышлением. Данная корреляция (-578*) еще раз подчеркивает отличие конкретности предметного мышления от глубины  и вариативности исследовательской деятельности. Предметное мышление выражается в конструкции, которая сама по себе однозначна, математически выверена,  устойчива, собрана посредством ручного труда, стабильна и однозначна. По сравнению с ней исследовательская деятельность гипотетична, теоретизирована и абстрактна.  Подростки, проявившие высокий уровень развития исследовательской деятельности не склонны к предметному мышлению и наоборот, молодые люди ориентированные на ручной труд, показывают низкий уровень развития символического мышления.

8)Обратно пропорциональные зависимости выявлены между экстремальными склонностями и символическим типом мышления (-,557**).Люди, имеющие экстремальные склонности, способны на риск, они готовы к службе в армии, экспедициям, путешествиям, спасательным мероприятиям, следственной работе. Дляэтих людей предпочтительным может быть названа некоторая неопределенность, проверяемая на практике, эмпирическим путем. Абстрактное мышление предполагает большую долю теоретизирования, предсказуемости, проверяемой гипотетичности. В этом можетбыть прослежена обратная закономерность.

9)Обратно пропорциональная корреляция выявлена между экстремальными склонностями и предметно-действенным мышлением (-,469**). Казалось бы, что люди экстремальных предпочтений могут обладать хорошо развитыми ручными навыками, т.е. «думать руками», но этой корреляции не обнаружено. Напротив, экстремальная склонность обратно пропорциональна предметно-действенному мышлению. Можно лишь предполагать, что предметно-действенное мышление конкретно и  стабильно, в то время, как экстремальные предпочтения предполагают быстроту и неординарность мышления, его открытый характер. Возможно для подростков эта выявленная закономерность отражает стремление к романтике в отказе от конкретной практической деятельности.

10)Обратная корреляция явно прослеживается между предметным мышлением и склонностям к профессиям «человек-знак» (-396*).

Данные полученные в исследовании, позволяют более точно  осуществлять профориентационную работу, помогая подросткам в процессе самоопределения.



Просмотров: 281
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ловушки для мышления. Тест "Что управляет твоим мышлением"
  • Магия и психология. Магическое мышление. Виды и типы магического мышления.
  • Ошибки мышления или как наше мышление определяет наши поступки и нашу жизнь
  • Отличие мышления богатого человека от бедного. Что нужно изменить в своей голове
  • Коррекционная программа для развития зрительной памяти и мышления у человека с болезнью Дауна
  • Трудности в обучении. Тактильные упражнения для развития мышления дошкольников.
  • Нестандартные поступки как способ развития позитивного мышления
  • Новый уровень мышления отношения к себе.
  • Что Женщина должна ? Ошибка мышления , разрушающая счастье
  • Иной взгляд на жизнь или то к чему приводит развитие мышления
  • Мы сами можем сделать свою жизнь ярче и интереснее! Способы развития креативного мышления.
  • О важности развития творческого мышления.
  • Развитие понятийного мышления в дошкольном возрасте
  • Типичные ошибки мышления: черно-белое мышление
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • «Сила позитивного мышления или как не лишить себя эмоций»
  • Способы мышления, как они влияют на жизнь человека. Когнитивная терапия. Часть 1.
  • Всё будет хорошо! или Опасность позитивного мышления
  • Развитие мышления о другом человеке в процессе использования методов групповой психотерапии в обучении
  • Развитие творческого мышления
  • Структура иррационального мышления, или Как мы сами себе мешаем жить
  • Как изменить шаблоны мышления (часть 1.) или 5 ментальных ловушек, которые стоят нам жизни
  • Ловушки мышления. Можно было бы...
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Отличие мышления богатого человека от бедного. От этого нужно срочно избавиться!
  • В стройном теле счастливый дух или как избавится от мышления толстухи?
  • Эволюционная сила мышления. Или выбор есть всегда.
  • Обеспечение синергии мышления экологическими методами обучения в 1 классе
  • Арт-терапия. Развитие свободного художественного мышления.
  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь