Развитие жизнестойкости у подростков средствами гештальт-консультирования

Автор статьи: Бесполденов Сергей

Статья была написана совместно с научным руководителем кандидатом психологических наук Богатыревой М.Б. для участия в XXVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". Подсекция "Психологическое консультирование и психотерапия: теоретические, исследовательские и прикладные аспекты" (МГУ им. М.В.Ломоносова).

На сегодняшний день ситуация экономической нестабильности и неопределенности в современном обществе негативно отражается на жизни подрастающего поколения. Подростки, в виду своих возрастных особенностей, чутко реагируют на различные изменения в жизни общества своим отношением и поведением. Им сложно справляться с трудными ситуациями, которые «выбивают у них почву из-под ног» и, для решения которых подростки выбирают экстремальные способы, приводящие к потери значимости и ценности собственной жизни и жизни других людей.

Анализ психологических исследований показал, что развитие жизнестойкости может способствовать преодолению подростками возникающих трудностей и позволит наиболее устойчиво переживать ситуации неопределенности в жизни.

Жизнестойкость принято определять (Мадди С., Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И., Фоминова А.Н. и др.) как личностную характеристику, которая является общей мерой психического здоровья личности. Она выражается в трех установках: вовлеченность, контроль и принятие риска [2, 3]. Теоретический анализ психологической литературы позволил уточнить определение жизнестойкости подростков: личностная характеристика, позволяющая подростку быть вовлеченным в процесс жизни, уверенным в возможности контроля над событиями, воспринимать жизненные трудности как источник опыта, что позволит ему творчески приспосабливаться к изменениям в окружающей среде.  

Указанные компоненты жизнестойкости подростков могут проявляться через удовлетворенность жизнью, стремление к успеху, саморегуляцию, позитивный образ будущего. На проявление жизнестойкости оказывает влияние наличие в ближайшем окружении подростка достаточной социально-психологической поддержки в лице сверстников, педагогов, а также членов семьи (функциональная семья) [5].

В теории гештальт-подхода жизнестойкость рассматривается как способность личности к творческому приспособлению, т.е. к процессу поиска нового решения в ситуации неопределенности в отсутствие заданного выбора (Хломов Д.Н., Калитеевская Е.Р.). Данная способность позволяет выдерживать напряжение ситуации неопределенности и  проявлять конструктивную агрессию [4].

Цель исследования состояла в том, чтобы выяснить, способствует ли групповое гештальт-консультирование развитию жизнестойкости у подростков.

Гипотеза исследования: у подростков посещающих групповые консультации психолога, использующего в работе средства гештальт-консультирования, произойдет повышение уровня жизнестойкости, что будет выражаться в развитии вовлеченности в жизнь, развитии уверенности контроля над событиями жизни, а также восприятии жизненных трудностей как источника опыта, в отличие от подростков, не посещающих групповые консультации.

Для реализации данной цели было проведено экспериментальное исследование группового гештальт-консультирования как средства развития жизнестойкости у подростков. Исследование было реализовано в МБОУ СОШ № 14 г. Химки, в нем приняло участие 17 подростков возраста 13-14 лет. Состав экспериментальной группы (ЭГ) формировался из количества учащихся, согласившихся посещать групповые консультации (7 человек), в состав контрольной группы (КГ) вошли подростки, которым психологическая помощь не оказывалась (10 человек). Групповые консультации проводились в период с октября по декабрь 2018 года в количестве 12 встреч длительностью 90 минут.

Основной целью группового гештальт-консультирования является осознавание собственных ощущений, чувств, мыслей и того, что происходит вокруг, а это, в свою очередь, позволяет подросткам получить средства для осуществления творческого приспособления к жизненным трудностям [1].

Для оценки уровня жизнестойкости у подростков был использован тест Жизнестойкости С. Мадди (адаптация Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И.) [2], опросник «Антивитальность и Жизнестойкость» О.А. Сагалакова и Д.В. Труевцев [5]. Для оценки статистической достоверности изменений показателей жизнестойкости у подростков в ЭГ и КГ был использован T– критерий Вилкоксона.

Результаты исследования.

В ЭГ после проведения группового гештальт-консультирования подростки стали проявлять больший интерес к различным сторонам жизни, переживать чувство собственной ценности и значимости (Вовлеченность, p=0,005),стали более независимыми и уверенными в том, что они могут влиять на разрешение возникающих жизненных трудностей (Контроль, p=0,014),таким образом, они начали проявлять более активную позицию в их преодолении (Жизнестойкость, p=0,03). Они также стали переживать большую удовлетворенность учебной деятельностью, а также своим положением в группе сверстников и жизнью в целом (Удовлетворенность жизнью, p=0,01), стремиться к самосовершенствованию, проявлению смелости и инициативы(Стремление к успеху, p=0,023),стали более целеустремленными, начали выражать большую надежду на собственный успех и получение признания в перспективе (Позитивный образ будущего, p=0,008).

В КГ, где психологическое воздействие не осуществлялось, подростки начали проявлять большую независимость в выборе собственной деятельности (Контроль, p=0,026), но, меньше чувствовать принятие и поддержку со стороны родителей (Функциональная семья, p=0,018), стали более импульсивны в реагировании на возникающие сложности (Саморегуляция, p=0,004), менее целеустремленными и оптимистичными в прогнозах своего будущего(Позитивный образ будущего, p=0,02).

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о том, что групповое гештальт-консультирование, за счет расширения осознавания способствует развитию жизнестойкости у подростков, что выражается в повышении вовлеченности в жизнь, уверенности в возможности контроля над событиями в жизни. Данный вывод частично подтверждает гипотезу экспериментального исследования.

Литература

  1. Кори Д. Теория и практика группового консультирования. М., 2003.
  2. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
  3. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. М., 2012.
  4. Хломов Д.Н. Философия гештальт-подхода. М., 2015.
  5. Медицинская психология в России: http://mprj.ru/

 

Выходные данные статьи:

Бесполденов, С.С. Развитие жизнестойкости у подростков средствами гештальт-консультирования [Электронный ресурс] / С.С. Бесполденов // «ЛОМОНОСОВ-2019». Отв. ред И.А. Алешковский, А.В. Адриянов, Е.А. Антипов. – М.: МАКС Пресс, 2019. – (СD-ROM).



Просмотров: 355
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Принятие чувств как ресурс жизнестойкости: арт-терапевтическая техника
  • Стрессоустойчивость как фактор жизнестойкости
  • Особенности копинг поведения и жизнестойкости безработных с различным уровнем одиночества
  • О жизнестойкости, грусти и адаптации
  • Программа формирования жизнестойкости "Я смогу"
  • Теоретические аспекты организации и проведения гештальт-консультирования
  • Анализ сочинений подростков с детским церебральным параличом «Мои ценности в жизни».
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Психологические группы для приемных детей и подростков - трудности и пути решения.
  • Проблемы психологического консультирования подростков: экзистенциальный подход
  • Что такое гештальт, гештальт-психология, гештальт терапия
  • Феномен свободы выбора в теории гештальт-консультирования
  • Вселенная новых возможностей: как виртуальные игры стали частью культуры и социализации подростков
  • Значимость родителей в жизни детей-подростков(мини статья).
  • Влияние личности взрослого и сверстников на формирование Я-концепции у подростков
  • "Стратегия жизни" Работа с девиантными проявлениями подростков.
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Формирование образа Я у подростков.(из опыта реализации программы «Жизненные навыки")
  • Для чего нужны группы общения для подростков?
  • Риски интеренет-пространства для здоровья подростков: возрастной и гендерный анализ
  • Рекомендации для молодых родителей и подростков 1
  • Рекомендации для молодых родителей и подростков 2
  • Компьютерные технологии в жизни детей и подростков
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • "Круги чувств" -техника Мак для подростков
  • Взаимные манипуляции подростков и родителей: или как быстро и просто получить то, что хочешь.
  • о среде для подростков
  • ЯЗЫК ПОДРОСТКОВ. Почему подростки и родители не понимают друг друга.
  • О теме сепарации подростков от семьи, развитие их самостоятельности и психологической зрелости
  • Опыт подготовки занятий для групп подростков, педагогов и родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь