Универсальная модель психотерапии, основанная на структуре личности

Универсальная модель психотерапии основанная на структуре личности

.DOI 10.31618/ESU.2413-9335.2019.5.58.34-39

АННОТАЦИЯ. 
В докладе приведена структура личности, которая сложилась у автора в результате эмпирического исследования процесса осознания и анализа психологической теории о психологических явлениях и отношениях. Данные исследования показали, что феномен личности состоит из шести шаблонов доминирующих стереотипов человека. А логика этапов осознания информации о них легла в основу авторской психотерапевтической модели «Технология Осознания Реальности» (ТОР – подход), на основании которой возможно создание и принятие Универсальной Модели Психотерапии.

ABSTRACT
The report shows the structure of personality, which has developed in the author as a result of an empirical study of the process of awareness and analysis of the psychological theory of psychological phenomena and relationships. These studies have shown that the phenomenon of personality consists of six patterns of dominant stereotypes of a person. And the logic of the stages of awareness of information about them formed the basis of the author's psychotherapeutic model “Technology of Awareness of Reality” (TOP) approach, on the basis of which it is possible to create and adopt the Universal Model of Psychotherapy.

Ключевые слова: структура личности, стереотипы человека, процесс осознания, структура опыта, универсальная модель психотерапии, технология осознания реальности.

Keywords: personality structure, human stereotypes, process of awareness, structure of experience, universal model of psychotherapy, technology of awareness of reality.

Психотерапия на современном этапе своего развития пришла «к невероятному смешению и мозаичности в корпусе психотерапевтических теорий и практик, где наибольшую трудность представляет совмещение концептуальных представлений об объектах, на которые направлено психотерапевтическое воздействие» [1]. Ряд учёных уже представили свои варианты систематизации психотерапевтических школ. Это система Курильченко Н.Н., предложившая четыре оси дифференциации психотерапевтических методов (по цели, объекту, продолжительности психотерапии и объёму формирования возможностей личности) [2]; система Ковалёва С.В., создавшего форму «матрёшки» психотерапий по феноменам уровней жизни в плане последовательной смены четырех ее этапов: инструментального, интенциального, смыслового и трансцендентного [3]; система Вознюка А.В., выдвинувшего идею создания Универсальной Модели Психотерапии (далее — УМП), обращая внимание на реакции человека на основной источник психологических проблем — стресс [4]. Но какой бы фактор не был базовым для создания УМП, он является проявлением того, что составляет феномен личности. Александров А.А. в своей работе "Интегративная психотерапия" сделал вывод, что «личностно — ориентированные системы психотерапии акцентируют своё воздействие на какую — то одну функцию личности (когнитивную, эмоциональную, поведенческую), но не могут полностью игнорировать другие» [5]. 
В современной психологической науке есть только единство в том, какие психологические явления и их компоненты составляют личность, но отсутствует восприятие целостной картины психической реальности, которая проявлена на всех уровнях — от биологического до духовного [6]. Существуют только различные теоретические схемы о составляющих личности. В. Н. Мясищев в своё время эмпирически доказал, что отношение, как функция сознания и личности, является центральным компонентом, создающим целостность личности, и поставил вопрос о выявлении всей её структуры [7]. Интегративная психология В. В. Козлова, предложившая периодизацию когнитивных процессов в сознании [6], на наш взгляд, ближе всего подвела психотерапию к созданию УМП, потому что только по осознаваемым факторам можно судить о личности. Поэтому ещё в мае 2009 г. наш психологический центр ООО "РЦ "Интеграция" г.Тамбова (далее «Центр») выдвинул гипотезу, что осознание движется по компонентам личности, зафиксированным в сознании человека. Таким образом, когнитивный процесс осознания и феномен личности имеют единую структуру.
Всего в исследовании за три года приняло участие 60 человек, переживающих фрустрацию и зацикленность от панических атак (далее «симптом»). Они условно были разделены на две группы по 30: экспериментальную — те, кто проходил психотерапию, когда моделировался процесс осознания и складывалось видение структуры личности, май 2010 г. — июнь 2012 г., и ТОР – группу — это клиенты Центра с сентября 2012 по июнь 2015 г., когда уже проверялась эффективность психотерапии по выявленной структуре личности в логике процесса осознания. В качестве контрольной группы мы выбрали карточки 30 клиентов Центра с данным симптомом до эксперимента (май 2008 г. — апрель 2009 г.). Основными методами исследования были эксперимент и индуктивный анализ полученной информации. В первом этапе исследования клиентам предлагалось мысленно представить симптом как некую одежду на себе, затем как будто снять её руками и описать, от чего диссоциировались и что осталось во внутренней реальности. Так мы вели клиента по уровням психологических состояний до эффекта пустоты, когда ему уже осознавать было нечего. Описания и рассуждения клиентов записывались, и по ним мы определяли, на каком мета — уровне что становится объектом внимания человека. Периодически мы проводили сопоставление показаний и сначала пришли к дифференциации видов информации, определив их как уровни информации в сознании. 
Это:1) фактический (о фактах); 2) процессуальный (о динамике переживаний и личных стратегиях поведения); 3) идеологический (о решениях и убеждениях); 4) сенсорно — чувственный (об эмоциях и чувствах); 5) аутентичный (об интерпретации опыта); 6) консолидированный (о мировоззрении и нравственной ориентации) [8]. 
Данная дифференциация показала, что в каждом уровне информации имеются свои доминантные объекты внимания. И мы стали вести психологическую диагностику по уровням информации. Это стало вторым этапом исследования (сентябрь 2010 г. — июнь 2012 г.), в ходе которого выяснилось, что испытуемые быстрее и лучше осознавали причинно — следственные связи своих проблем в логическом порядке характерных доминирующих привычек. Их мы назвали «шаблоны личности». Это комплекс стереотипов, который и входит в определённый шаблон, т. е. форму проявления определённого психологического явления. Шаблоны личности структурировались по принципу матрёшки: один в другом [9].

Таблица 1. 
Систематизация уровней информации, шаблонов личности и психологических явлений.



Рассмотрев психологию отношений Мясищева В.Н. [7], мы увидели, что типы отношений в его теории личности логически структурируются по, так называемой нами, «матрёшке шаблонов» личности. Получились следующие категории отношений:

Таблица 2. 
"Лестница этапов осознания" и категории отношений в феномене личности.



Последовательность этапов осознания и определённая нами структура личности, как «матрёшка шаблонов», дала пошаговое понимание всей причинно — следственной цепочки формирования психологической проблемы и чёткое видение, когда и какому методу психотерапии стоит отдать предпочтение, осознавая, с каким компонентом психики и типом отношений мы работаем в конкретном шаблоне личности в определённом этапе. Данную психотерапевтическую модель мы назвали «Технология Осознания Реальности» (ТОР – подход). В результате проверки эффективности работы по алгоритму ТОР – подхода (третий этап исследования май 2012 г. — июнь 2015 г.), срок курса по преодолению панических атак и состояния фрустрации от них сократился по среднестатистическому показателю на 35%: в среднем с 38 консультаций в контрольной группе до 13 в ТОР – группе. 
Но главный потенциал консультационной матрицы ТОР – подхода в том, что:
1) психотерапевт может оставаться в рамках своего метода и вести психосессию и курс в целом, чётко видя к какому шаблону личности он переходит в конкретном этапе консультирования (это становится понятным по типу информации, которую озвучивает пациент/клиент);
2) по ней может вести многоуровневую психотерапию один специалист (это зависит от многогранности его профессионализма), определяясь в каждом этапе какой психотерапевтический метод стоит применить в конкретном этапе психосессии (этапе осознания) к конкретному шаблону личности;
3) может с одним пациентом работать и бригада специалистов, передавая от этапа к этапу пациента тому специалисту, профилирующий метод, которого лучше всего резонирует шаблону личности клиента, с которым необходимо провести работу. Это очень удобно для медицинской (клинической) психотерапии, где с одним пациентом может работать бригада врачей-психотерапевтов и психиатров. 
Поэтому имеет смысл апробировать данную систему консультирования в условиях медучреждений, где психотерапия ограничена временными рамками стационарного лечебного курса. ТОР – подход интегрирует краткосрочную психотерапию с её акцентом работы на преодоление симптома и долгосрочную — с её акцентом работы на преобразование качеств личности в единую систему.

Таблица 3. 
Универсальная Модель Психотерапии на основе структуры личности и этапов когнитивного процесса осознания (осознания шаблонов личности и стереотипов в отношениях. Она же - консультационная модель ТОР-подхода.


В случае успешной апробации, создание и принятие всем психотерапевтическим сообществом Универсальной Модели Психотерапии может быть более чем возможным, а ТОР-подход, надеемся, будет четвёртой ступенью к её созданию.

Список литературы:
1. Воробьева Л.И. Интеграция психотерапии — возможно ли это? // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. Специализированное научно — аналитическое издание. Москва. МГППУ. Издатель: Издательство «Институт психологии РАН», 2005, № 2005, — 245 с. 
2. Курильченко Н.Н. К вопросу профессиональной идентификации практического психолога, психотерапевта в вузе. Электронный ресурс:http://psychology.net.ru/articles/content/1180647215.html
3. Ковалёв С.В. Матрёшка психотерапий и уровней жизни. Электронный ресурс: https://psy-in.ru/articles/kontseptsiya-urovnej-psihoterapii-i-integralnoe-nejroprogrammirovanie
4. Вознюк А.В. Универсальная модель психотерапии: монография. Житомир, 2017, 145 с.
5. Александров А.А. Интегративная психотерапия. — СПб.: Питер, 2009, — 352 с.
6. Козлов В.В. Сознание как предмет интегративной психологии. Седьмая волна психологии. Вып.7. Ярославль, МАПН, ЯрГУ, 2010 — 3 — 18 с.
7. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности: тексты / Под ред., А.А. Пузырея, — М., 1982, — 35 — 38 с.
8. Гафарова О.Н. Технология осознания реальности — подход психологического консультирования// Психолог, 2015. № 4, — 317 — 356 с. 
9. Гафарова О.Н. «Метеозависимость». Сборник трудов «VII Международная научно — практическая конференция «Психология человека в условиях здоровья и болезни» Тамбов, 07 июня 2017 г. Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, — 254 с.

Публикация: Журнал Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 1 (58), 2019 г.
Ссылка: https://euroasia-science.ru/wp-content/uploads/2019/02/35-39-Gafarova-O.N..pdf

 



Просмотров: 379
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Технология Осознания Реальности — подход психологического консультирования.
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Сила метода Технология Осознания Реальности или что дает осознание реальности
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Структура личности. Модель архитектоники бессознательного
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • 3. Модель понимания. Структура личности: русская матрешка.
  • Работа с нарциссическим расстройством личности методами архетипической психотерапии
  • Роль личности врача в психотерапии
  • О депрессивной личности и психотерапии депрессии
  • Расстройство личности - что это?
  • Психологические границы личности. Что это и зачем нужны?
  • Личный опыт психотерапии расстройств личности (психопатий).
  • психотипы личности по восприятию информации
  • Нарциссическое расстройство личности. Определение, диагностика, задачи психотерапии
  • Ресурсы личности. Что это и зачем надо?
  • Раздвоение личности. Множественные личности
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Аннотация к учебному пособию "Психология личности: определение, схемы, таблицы", 2015
  • Технология Осознания Реальности для "Чайников"-2: для психологов и не только.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь