Архетип Мудрец и Архетип Трикстер.

Автор статьи: Коновалова Ирина

Архетип Мудрец и Архетип Трикстер



Мудрец – это часть личности, которая стремиться к познанию, персонифицированная мудрость, зрелость, жизненный опыт. Архетипу присущи, по мнению Юнга, следующие качества: знания, размышления, мудрость, озарение, ум и интуиция. 

Это персонаж и мужской и женской психологии, в мужской ипостаси можно вспомнить образы отшельников, в православии - старцев, образ Мерлина, гуру, философов, пророков; в женской ипостаси воплощается в образах прорицательницы Вёльвы в скандинавской мифологии, собирательный образ травниц, знахарок, Баба Яга в русском фольклоре, во всех этих фигурах просматриваются определенные черты – они все владеют обширными познаниями, основанными на богатом опыте, могут помочь в трудную минуту, когда обычных способов уже недостаточно. 
Их ответы рождаются из глубины понимания жизни в целом и явлений, которые они неоднократно наблюдали и рассуждали о них, эта мудрость не только имеет умственное свойство, но и в большей степени эмоциональное, интуитивное. 




Мудрец, в первую очередь – это советник, который не принуждает к действиям и выбору решения, а направляет и указывает на эти решения. Он проливает свет истины на самые важные и волнующие вопросы. 

Архетип Мудрец проявляется в нашем бессознательном тогда, когда нам приходится сделать некий важный выбор, или найти решение трудной жизненной ситуации. Чем больше таких моментов мы переживаем, тем больше развит в нашем бессознательном этот архетип, и тем проще сознанию получать от него ответы и озарения через сновидения, пограничные и измененные состояния сознания. 

Архетип Мудрец имеет также негативную, теневую сторону, проявляющуюся в одержимости безумием, и крайних формах затворничества. 





Архетип Трикстера встречается во множестве мифологических сюжетов, персонажи которых вели себя шутливо, дурашливо, лгали, притворялись, превращали все в игру, подчас злобную. По словам Юнга, Трикстер – это «предтеча спасителя, и подобно последнему является Богом, человеком и животным в одном лице. Он - и не человек, и сверхчеловек, и животное, и божественное существо, главный и наиболее пугающий признак которого - его бессознательное». 

Он сам частенько попадает впросак и часто рискует жизнью и благополучием из-за своих проказ, но таким образом справляется с излишним давлением традиций, ритуалов, чрезмерной серьезностью происходящего ради поиска новых путей. Шалости Трикстера как бы погружают сознание во тьму неизвестности, в которой может произойти все, что угодно, он непредсказуем и его действия зачастую бывают лишены смысла. 

Терапевтическое действие мифов, заключающееся в избавлении от нежелательных паттернов поведения и в напоминании о низком интеллектуальном и моральном уровне более развитому человеку, чтобы он не забывал о социальных правилах, позволило сохраниться Трикстеру и в условиях развитой цивилизации и дойти до наших дней, не смотря на попытки общества забыть о более раннем состоянии. По словам американского антрополога Пола Радина («The World of Primitive Man» 1953г.), с психологической точки зрения можно утверждать, что история цивилизации в значительной степени является описанием попыток забыть о трансформации из животного в человеческое существо. 

Трикстер – это коллективный образ тени, все самые низкие, нелицеприятные и ущербные черты характера, свойственные людям. Параллель с индивидуальной тенью обнаруживает, что за ней также может прятаться Трикстер, так как зачастую имеет явные и четкие черты и ассоциации, пряча под собой более значительное содержание. 
Влияние Трикстера соотносят с влиянием Джокера на карточную игру, источника трансформаций, превращений, перемен, перестановок. 





Наиболее яркие мифологические образы, с которыми можно соотнести этот архетип – Ананси (Западная Африка), Сет (древний Египет), Локи (германские племена), Гермес (древняя Греция), Барон Самеди (культ вуду), Пак (кельты), Бамапана (Австралия), Бала-Кришна (Индия), и т.д… 

Основная функция Трикстера – возможность выхода страстей, не признающихся моральными устоями, поиск новых вариантов действия, обрушение стереотипов, он - источник энергии для развития. В мифах племени Виннебаго (группа сиу, Висконсин, США), часто встречается сюжет перехода Трикстера в героя, спасителя. После осознания несчастья, Трикстер поднимается на более высокую ступень развития, чтобы распутать запутанный клубок судьбы благодаря своему уму и способностям. 

(Использованы материалы: К. Г. Юнг «Собрание сочинений. Психология бессознательного», «Душа и миф: Шесть архетипов») 



Просмотров: 1469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Тень и архетип Трикстера
  • Архетип Трикстера или почему полоса неудач и неприятные случайности могут быть не случайны.
  • Архетипы таро в легендах и мифах. Аркан Шут как трикстер и мудрец
  • Все о рыцарях: Строитель воздушных замков и архетип Героя
  • 29 февраля и архетип Маг. Все мы маги или нет?
  • Архетип Рождества. Это касается каждого из нас.
  • Что такое архетип и зачем его знать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мужчины- вечные юноши: архетип Пуэра в мужской психике и в современной культуре
  • Архетип героя: друг или враг?
  • Ангелы и демоны. Архетип Тени. Часть 4. "Ген" предательства: по ту сторону доверия
  • Архетип Самость – возможность жить из центра себя
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Пробуждение: Ведьма. Архетип. Его уроки и дары.
  • Ангелы и демоны. Архетип Тени.Часть 6. Стервология, ведьмы и герои
  • Архетип Тени в кино
  • Ангелы и демоны. Архетип Тени. Часть 2. Портрет Света и Тени. Дориан Грей
  • Ангелы и демоны. Архетип Тени. Часть 3. Удар в спину и враг в тылу
  • Ангелы и демоны. Архетип Тени. Часть 5. Сплетни и слухи: удовольствие и оружие
  • Ангелы и демоны. Архетип Тени. Часть 7. Хитрость, лицемерие, коварство и манипуляция.
  • Бессознательное, архетип Христа и ипохондрия
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • На все ли вопросы можно найти ответы?
  • Для психологов и людей: зачем нам нужно определять архетип?
  • Дионис – сирота и повеса. Архетип поиска любви и доверия
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Архетип Ужасной матери: краткий обзор мифов.
  • Архетип — Социальная роль или грань моей личности?
  • Архетип Вселенной в Северной Традиции: нижние миры. Бессознательное



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь