Диагностические и арт-терапевтические возможности техники «коллаж».

Уважаемые коллеги!
Цель моей статьи состоит желании поделиться опытом использования арт-терапевтической техники «коллаж» в психологической практике.
Буду рада, мы сможем обменяться мнениями и опытом.
Благодарю за внимание!

Арт-терапевтическая техника «коллаж» используется специалистами в области арт-терапии  достаточно успешно. Данная техника позволяет получать большой объем информации о проблемных зонах клиентов для психолога, а клиенту помогает актуализировать психологические проблемы уже осознанные им, и так же самостоятельно вскрыть существующие у него проблемы, комплексы, страхи, не осознаваемые им ранее.

Техника «коллаж» замечательна еще и тем, что она доступна практически всем клиентам и  позволяет осуществлять работу над проблемой  пролонгировано (возвращаясь к коллажу снова и снова).  

Достоинства этой техники очевидны: проста в использовании, доступные материалы, информативность, хороший отклик клиентов.

Работая над проблемой эмоционального выгорания с клиентами, одним из первых шагов является работа со стрессом. Факторы, вызывающие стресс могут быть различными, как и выходы из стрессовых ситуаций у каждой личности индивидуальны.

Мы поделимся опытом использования техники «коллаж» в групповой арт-терапевтической  работе.

Занятие «Я и стресс. Как я выхожу их стресса».

Участникам группы было предложено создать диптих-коллаж на тему «Я и стресс. Как я выхожу их стресса».

Творческой работе предшествовало групповое обсуждение темы «Стресс в нашей жизни». Участники рассказывали о своих переживаниях, реакциях на стрессовые ситуации, делились опытом по выходу из стресса с наименьшими потерями для здоровья.

Арт-терапевт предложил выполнить диптих - два коллажа, отражающих контрастные состояния: стрессовое состояние (напряжение, переживания) «Я и стресс»  и состояние борьбы со стрессом «Выход из стресса», изобразить способы борьбы, используемые ресурсы.

Для работы над первым коллажем «Я и стресс» предлагалось погрузиться в воспоминания какой-либо болезненной ситуации, вызвавшей стресс, постараться вспомнить чувства, эмоции, переживания и попробовать подобрать образы, отражающие данные состояния.

Перед началом второй работы было рекомендовано отойти от рабочего места, отдохнуть в течение нескольких минут. Затем вернуться, вспомнить состояние покоя равновесия, все то, что помогает сохранять душевное равновесие, и отобрать образы, соответствующие данному состоянию.

Предложенные материалы: журналы разной тематической направленности, листы А3, клей-карандаш, гуашь, цветная бумага, фольга, фломастеры, цветные карандаши.

Первая  участница изобразила стресс в виде осьминога, опутывающего своими щупальцами все вокруг, изобразила свой испуг, ужас. Хотя, отметила, что маленький кораблик, выбранный ею и помещенный на коллаж - это надежда, что все будет хорошо. Она была сильно взволнована, чувствовалось, что участница испытывает сильные переживания, старается сгладить, заглушить те чувства, которые вызвала ее работа. Сильные эмоциональные переживания вызвали бурную эмоциональную реакцию (участница заплакала). Призналась, что искусственно прячет свои переживания. И работа над коллажем позволила посмотреть своему страху в глаза.

 Диагностические и арт терапевтические возможности техники коллаж

Создавая второй коллаж, участница попыталась выбрать большое число образов, отражающих выход их состояния стресса.  Изобразила все, что по ее мнению может спасти ее от стресса: мечты, релаксация, любовь, путешествия. В процессе интерпретации она призналась, что все это только в ее мечтах, что это желаемое, а не действительное.

Эмоциональный отклик группы на данную работу был очень активным, так как переживания участницы, вызванные внезапным осознанием иллюзорности ее представлений о том, что ей помогают лишь ее мечты, вызвало в группе активное желание найти возможность помочь участнице найти имеющиеся у нее реальные ресурсы, способные помочь ей преодолеть стресс.

Диагностика СЭВ показала у этой участницы доминирующий симптом I фазы СЭВ «Напряжение» - переживание психотравмирующих обстоятельств.

Вторая участница заключила стресс - «зло» в клетку, на прутьях которой написала: «Господи, дай мне силы и разум принять то, что не могу изменить».  Пространство листа было использовано лишь частично. В пояснении к работе она затруднялась описать свои переживания. Помощь группы принимала неохотно.

 

Для создания второго коллажа выбрала образы церкви и девушки. Образ девушки объяснила тем, что образ просто понравился, возможно, это она, а возможно и нет, себя она давно не рассматривает серьезно, свою роль в жизненных ситуациях, поэтому поверх этого образа приклеила ангела.

Обе работы этой участницы отличаются скудным набором образов, выбором наименьшего использования пространства листа.

Методика диагностики СЭВ  Бойко выявила у данной участницы сформированность всех трех фаз СЭВ, с доминирующим симптомом «психосоматические и психовегетативные нарушения».

 Доминирующие симптомы диагностики СЭВ: сфера экономии эмоций, напряжение. Участница постоянно говорила о необходимости «держать себя в руках», держать эмоции под контролем.

 

Третья участница изобразила стресс в образе вращающихся шестеренок. В левом нижнем углу, пояснила она, фигурки людей в масках – это ее переживания, связанные с межличностными отношениями в коллективе.

Участники группы отметили, что шестеренки напоминают им фигуры людей с заостренными конечностями. Автор коллажа призналась, что при выборе образов даже не заметила, что «шестеренки» состоят из человеческих фигур. Призналась, что сегодняшняя ее ситуация представляет стадию становления в должности руководителя, идет процесс адаптации в новом коллективе в данном качестве.

 

Создавая второй коллаж, выбрала для работы образы, отражающие семейный очаг, уют, возможности расслабления и релаксации. Несмотря на остро переживаемы психотравмирующие обстоятельства, ей удается находить время для поддержания ее психологического здоровья и пополнения психоэнергетических ресурсов (к сожалению, работа не сохранилась).

Диагностика А. Бойко показала доминирующий симптом СЭВ у данной клиентки «переживание психотравмирующих обстоятельств».  Синдром СЭВ не сформирован.

 

Работа четвертой участницы отличалась  ярко выраженным эмоциональным переживанием и произвела на участников группы большое впечатление.

Оба коллажа она выполнила на одном листе, что по ее мнению, логично, так как помогает увидеть целостную картину. Участники группы отметили, что правая часть работы, отражающая борьбу со стрессом, очень мала, что говорит о том, что необходимо искать ресурсы для борьбы с проявлениями стресса.

Работа над коллажем самому автору понравилась. По ее словам, ей удалось посмотреть в глаза собственным переживаниям. Однако, она отметила, что сдерживать свои эмоции и чувства ей достаточно сложно. Ее переживания на данный момент времени связаны с расставанием. Участники группы отметили, что работа напоминает им разлетающиеся языки пламени, сдерживаемый огонь, плохо поддающийся усмирению.

 

Результаты диагностики по методике  Бойко данной участницы показали, что СЭВ у нее полностью сформирован. Доминирующими симптомами являются: тревога и депрессия, загнанность в клетку, эмоциональный дефицит.

 

Пятая участница выполнила оба коллажа на одном листе, аргументируя это тем, что хорошо справляется с проблемой стресса и у нее много ресурсов, помогающих справляться со стрессовыми состояниями.

 

 

Результаты диагностики по методике  Бойко данной участницы показали, что доминирующими симптомами СЭВ у нее являются: редукция профессиональных обязанностей и неадекватное эмоциональное реагирование.

Рефлексия занятия.

В ходе обсуждения итогов занятия участницы отмечали, что испытали чувство, что узнали нечто новое о себе, что группа помогла им найти скрытые проблемы, о которых они и не подозревали. Осознание было болезненным, но необходимым.

Работа над коллажами позволила погрузиться внутрь собственного «Я» и попробовать найти ответы на тревожащие вопросы, научиться не бояться собственного страха.

Завершение занятия.

Участникам было предложено отработать некоторые приемы аутотренинга, релаксации в целях нормализации эмоционального состояния.

 

 



Просмотров: 513
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Стресс, что это и что с ним делать?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Саморазвитие, работа над ошибками: что делать, когда деструктив найден... а дальше-то что?
  • Что такое СЭВ? И как не допустить эмоциональное выгорание?
  • СТРЕСС. Что это и как с ним справляться.
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Что значит переживать? Особенности терапевтической работы по восстановлению переживания
  • О стрессе: что такое стресс, и как стресс влияет на нас.
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Тренинг «снижение стресса на основе осознанности»: что это такое и как помогает
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Что же такое самооценка и что она значит в нашей жизни?
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • Выбрала любимую работу. Как понять, что она и есть та САМАЯ?
  • Что такое интуиция и почему она так помогает в жизни?
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Что такое работа над отношениями в семье.
  • Какую девушку выбрать? Как понять, что это ОНА!
  • Что такое арт-терапия? И почему она поможет?
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Сегодня узнала, что беременна... Чувства, переживания, шок?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь