Концепция циклов личностного развития в Транзактном Анализе

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ЦИКЛОВ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ В РУСЛЕ ТРАНЗАКТНОГО АНАЛИЗА



В истории современной психологии и психотерапии описаны немало моделей и стадий развития личности. О психологической значимости этого процесса уже известно каждому представителю нашей профессии. Однако из-за исторических условий становления психологической мысли на постсоветском пространстве многие всемирно известные и динамично развивающиеся направления психотерапии остаются малопредставленными в практике и теоретических разработках украинских специалистов. Это утверждение справедливо и для транзактного анализа как отрасли психотерапии в целом, так и для моделей развития личности, разработанных в этом методе. Русскоязычным специалистам уже могут быть известны базовые принципы и понятия Транзактного Анализа [5, с.15]. В рамках настоящей работы мы остановимся на описании модели, разработанной Памелой Левин [9], и иллюстрации возможностей её использования в психотерапевтической практике.

П. Левин выделяет шесть стадий развития в возрасте от рождения до восемнадцати лет, каждая из которых подразумевает свои задачи. На каждой стадии интенсивно развивается одно из структурных эго-состояний Родитель, Взрослый, Ребёнок первого и второго порядка [3, гл. 2, 4]. На первой стадии «существования» от рождения до шести месяцев интенсивно развивается Соматический Ребёнок (рис. 1). Задача этой стадии – выжить, получать заботу, удовлетворять базовые потребности [9, с.130], получать поглаживания [11]. Отрицательное влияние на развитие личности в этом возрасте оказывает отстранение родителей, неадекватные реакции на потребности ребёнка, недостаток физического контакта.

Вторая стадия «действий» длится до полутора лет, в течение этого времени интенсивно развивается эго-состояние Маленького Профессора [9, с.131]. Задача этого периода – исследование мира без ограничений. Ребёнок отождествляет себя со своими действиями. При ограничении действий и познавательного интереса родителями ребёнок может получить запрет на достижение целей [1, с.37] и страх новизны.

Третья стадия «мышления» длится от полутора до трёх лет, в течение которых развивается Взрослое эго-состояние [9, с.132]. ребёнок активно осваивает речь и причинно-следственное мышление, психологически отделяется от родителей через отрицание. Здесь можно проследить закономерную связь с проявлениями кризиса трёхлетнего возраста [2, с.149]. Помешать нормальному развитию на этой стадии может запрет родителей на собственное мнение ребёнка. Важно давать ребёнку думать самому. Начинает формироваться эмоциональная грамотность [10, с.47].

Четвёртая стадия «идентичности и силы» проходит в возрасте от трёх до шести лет [9, с.133]. Реальность постигается с помощью развития фантазии. Это также возраст закрепления сценария [4, с.29]. Происходит социализация и половая идентификация. Если стадия не пройдена должным образом, возникают суеверия и отсутствие разделения реальности и фантазий.

Пятая стадия «структуры и навыков», проходящая до двенадцати лет, подразумевает освоение новых знаний и навыков, интериоризации норм и правил [9,с.133]. Формируется Родительское эго-состояние. Ребёнку на данном этапе развития важно выработать свои правила, которые могут отличаться от родительских.

Наконец, шестая стадия «регенерации» объединяет все психологические достижения ребёнка в целостную личность [9, с.134], происходит становление взрослого типа сексуальности. Характерна неустойчивость поведения. В этом процессе интеграции могут частично скомпенсироваться неблагоприятно пройденные ранние стадии.

Если ребёнок не смог успешно решить задачи стадии, то он переходит на следующую с некоторым «арестом развития». Во взрослой жизни это проявляется комплексом специфических проблем, исходя из характера которых можно сделать вывод о возрасте её возникновения.

Наиболее интересным моментом концепции является предложение цикличного повторения стадий [9, с.135]. С каждым циклом наступает новый этап в жизни, в котором есть шанс завершить процесс, начатый на аналогичной стадии предыдущего цикла. Таким образом, во втором цикле последняя стадия завершается в возрасте в среднем тридцатишести лет, что часто проявляется так называемым «кризисом среднего возраста». Однако каждое серьёзное изменение жизни, например, заключение брака или смена работы, запускает новый цикл, который накладывается на календарный, и человек, как правило, проживает несколько стадий в разных сферах жизни одновременно. Используя этот подход, можно утверждать, что причина частой смены работы или отношений как запроса на психологическую проработку может скрываться в особенностях прохождения этих стадий в детстве. Кроме того, сам характер запроса клиентов, обращающихся к спихологу, может дать информацию о стадии развития, которую он переживает в актуальное время. [7, 8]

Для иллюстрации приведём случай клиентки Л., молодой женщины 27 лет, обратившейся за помощью с просьбой помочь принять решение относительно отношений с мужем. Она не могла самостоятельно принять решение, стоит ли ей продолжать отношения или расстаться. Анализ стадий развития личности, проведённый в рамках первичного интервью и первых нескольких встреч консультирования, показал, что актуальной для клиентки является стадия структуры. В детстве во время прохождения данной стадии она вынуждена была следовать жёстко установленным правилам поведения, которые диктовала достаточно контролирующая и авторитарная мать. В результате в психике клиентки присутствовали ряд запретов и контаминаций [5, с.196]. Для деконтаминации в течение 8 сессий было предпринято следующее:

1) «Если чего-то не умеешь, то лучше не браться»: дано разрешение пробовать новые действия, в результате чего впервые в жизни испекла торт. Затем пасхальные куличи, чем закрепила уверенность в том, что может печь.

2)«Мужчина должен уметь всё делать по дому»: прояснили, что именно таким был отец клиентки, но другие мужчины имеют право быть непохожими на отца.

3)«Женщина должна принимать решения»:вспомнила случаи, когда решения принимал муж, а не она, и «мир не рушился».

4) «Я неуклюжая»: не смогла вспомнить ни одного случая из взрослой жизни, где это могло бы подтвердиться. Признала, что это слова мамы, которым она поверила.

5) «Нужно контролировать чувства»: начала накапливать новый опыт выражения чувств и убеждалась, что жизнь от этого не портится.

Далее, из истории, длительности и характера конфликтов во взаимоотношениях с мужем стало ясно, что в этих отношениях клиентка переживает стадию мышления. Невозможность самостоятельного принятия решений, неосведомлённость о своих желаниях, проявления негативизма – всё это характерные проблемы данной стадии. В ходе работы над этими вопросами в ходе 10 сессий выявлено раннее детское решение о сдерживании чувств [1, с.42], конфронтирован рэкет беспомощности [6], даны разрешения думать, действовать, получать удовольствие. В течение времени консультирования клиентка приняла самостоятельное решение о раздельном проживании с мужем, а затем – ещё одно решение о построении с ним же отношений на принципиально новых условиях.

Таким образом, концепция цикличности стадий развития позволяет на практике быстро определить точки «арестов развития» клиента и необходимые действия специалиста.

Литература:

1. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. -М.: «Класс», 1997. — 288 с.

2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов – М.: «Академия», 2002. – 456с.

3. Стюарт Й., Джойнс В. Основи ТА: транзакцiйний аналiз: Пер. з англ. – К.: ФАДА ЛТД, 2002. – 393 с.

4. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. –СПб: Питер, 2003. – 416 с.

5. Шустов Д. И. Руководство по клиническому транзактному анализу. – М. «Когито-центр», 2009. – 367с.

6. English F. Rackets and real feelings. Transactional Analysis Journal Vol.2, N1, January 1972 pp. 23-27

7. Illsley Clarke J., Dawson C. Growing Up Again, 1988.

8. Levin P. Becoming the Way We Are, 1988.

9. Levin-Landheer P. The cycle of development. Transactional Analysis Journal Vol.12, N2, April 1982 pp.129-139.

10. Steiner C. Emotional Literacy: Intelligence With a Heart. – Fawnskin, California, 2003.

11. Steiner C. The stroke economy. Transactional Analysis Journal Vol.1, N3, July 1971 pp.9-15.



Просмотров: 399
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Стадии развития трансферентных отношений в анализе
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Место для шага вперед: стадии развития предприимчивости
  • 4 стадии развития нарушений учебных навыков
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Стадии развития (со)зависимых отношений
  • Стадии развития отношений в паре.
  • Стадии развития женско-мужских отношений
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Стадии развития травматической реакции-2
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Стадии развития общества в срезе понятия «индивидуальность»
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Стадии развития любви, или первая любовь
  • Стадии развития женщины и женского Анимуса
  • 5 стадий развития отношений: ЛЮБОВЬ или ПРОЕКЦИИ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь