Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду

Фрейд, описывая инфантильное развитие ребенка, выделил несколько стадий (фаз) психосексуального развития. Эти стадии широко известны и описаны в литературе – оральная (до 1,5 лет), анальная (до 3-3,5 лет), фаллическая (до-6-7 лет), латентная (до наступления пубертата), генитальная (половое созревание).

В процессе онтогенеза ребенок переживает все эти фазы. Постепенно по мере развития, проживая каждую фазу и переходя к другой, ребенок раскрывает для себя свое тело, тело матери, учится отделять Я от не-Я, принимать, отдавать, оценивать, он раскрывает для себя поле социального пространства, а затем мир интерсубъективных отношений.

 

Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду



Эти фазы развития рассматриваются Фрейдом через призму влечений. Согласно Фрейду, человек движим влечением. Влечение – пограничное явление, находящееся на границе между телесным и душевным, соматическим и психическим. Влечение обретает свою жизнь в зонах удовлетворения телесных потребностей, связанных как с биологическими, физиологическими потребностями, так и с потребностями удовольствия. Речь идет о соматических раздражениях, которые захватывают и психическое.

До генитальной фазы мы имеем дело с частичными влечениями. Оральная, анальная и фаллическая фазы контурируют жизнь влечения совершенно по-разному. В этом смысле инфантильная сексуальность представляет собой многообразие частичных влечений, связанных с телесными зонами – оральной, анальной, генитальной. И только лишь на генитальной фазе все частичные влечения собираются и объединяются под приматом гениталий (Фрейд).

Итак, Фрейд выделяет три телесные зоны, три опорные точки психосексуальности – оральная, анальная и генитальная.

Оральная – это первая телесная фиксация, первая телесная зона, которую осваивает ребенок.  Здесь он учится отделять внешнее от внутреннего. Ребенок осваивает первые формы мышления - психические механизмы проекции и интроекции. Оральное тело – наиболее архаический пласт психического, отмечается агрессивностью, жаждой, яростью, контрастностью.

Анальная – вторая телесная фиксация. Ребенок осваивает свое тело, он уже не только вбирает в себя, но начинает владеть своим телом, контролировать его. В анальной точке фиксации внимание смещено на выделительные отверстия тела и на продукцию, которая из них исходит. Ребенок учится контролировать дефекацию, получая удовлетворение от этого акта, а также от его задержки. Формируется различение чистого и грязного, ценного и неценного. Таким образом, здесь тело еще становится и частью социального и культурного пространства.

Генитальная – третья телесная фиксация. На фаллической стадии ребенок начинает проявлять интерес к своим гениталиям, он открывает половые различия. Появляется интерес к родителям как к паре. В представлении ребенка формируется эдипальный треугольник, в котором он – лишний, увы. Идея соперничества - «Вырасту и женюсь на маме» или «Выйду замуж за папу» - т.е. появляются отношения, интерсубъективность. Здесь появляется идея об ограничении и возможности запрета удовольствия.

Конфликты эдипальной ситуации сложны и неразрешимы для столь маленького ребенка. Потому на латентной фазе этот опыт подвергается амнезии – инфантильная амнезия, стирающая все, что имеет отношение к сексуальности. И только лишь в пубертатный период ребенок переживает взрыв – сексуальность вдруг прорывается и обрушивается на него со всей силой.

В связи с этим Фрейд говорит о том, что наша сексуальность рождается дважды. Первый раз – ранние истории инфантильной сексуальности, связанные с оральной, анальной и фаллической фазами. Этот тот ранний опыт, который подвергся вытеснению, забвению.

Второе рождение сексуальности – происходит после латентного периода в пубертате, с завершением эндокринологического созревания организма. Но переживая вторичное рождение сексуальности, естественно, мы не помним тот опыт ранней сексуальности – инфантильной, даже архаичной (оральная и анальная фаза). Но этот как бы утраченный опыт лежит в основе наших побуждений, чувств, переживаний, выборов и поступков, тех любовных сценариев, которые мы создаем в своей жизни. Преданный забвению опыт продолжает влиять на нас, определяя реалии нашей внешней и внутренней жизни. 

Поэтому оральная, анальная и генитальная точки в нашей психосексуальности – это не то, что оставлено в прошлом, будучи когда-то пройденным, а то, что постоянно находится в некоей динамике и сохраняется у человека на всю жизнь. Эти три точки контурируют для нас три концепта телесности и сексуальности. Также и три концепта бессознательного – и мы можем говорить о бессознательном, связанном с оральной, анальной или генитальной фиксацией.



Просмотров: 442
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Три стадии психосексуального развития (оральная, анальная, фаллическая)
  • Фазы психосексуального развития. Анальная стадия.
  • Фазы психосексуального развития. Оральная стадия.
  • Фазы психосексуального развития. Латентная и генитальная стадия
  • Моё тело - это Ребенок... и этот ребенок женского пола))
  • Фазы психосексуального развития. Фаллическая стадия.
  • Анальная стадия психосексульного развития: почему в ней важно не застрять
  • Ребенок 2,5 лет: агрессия или норма развития?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Три факта из физиологии сексуальности, которые меня удивили
  • Взрослый-Ребенок-Родитель - как эти трое уживаются внутри нас
  • Трехлетний ребенок открывает для себя мир конфликта
  • А для чего ваш ребенок пришел в этот мир?
  • Моё тело - это Ребенок
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Ребенок плохо учится. Что делать?
  • Что делать, если ребенок плохо учится.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Ваш ребенок вырос, и Вы не можете найти с ним общий язык? Тогда эти советы для Вас.
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Мой ребенок студент – как отпустить с пользой для него и себя
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Индия, одиночество, внутренний ребенок и как все это между собой связанно.
  • Три положения сексуальности
  • Ребенок для себя: как, когда, зачем
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Мой ребенок студент – как отпустить с пользой для него и себя (продолжение)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь