«Красная Шапочка» - сказка о сексуальности?

На первый взгляд - это просто поучительная история. Но так ли это? Если задуматься об образах в ней - почему шапочка красная, волк проглотил Бабушку, а дровосеки вспороли ему брюхо, то вырисовывается и другой смысл. И чтобы  подумать об этом, нужно пройтись по сюжету истории. 

За основу я беру вариант Шарля Перо, потому что он мне нравится больше. Хотя самой сказке больше 600 лет и она пережила совершенно разные интерпретации. В одной из которых, например, волк съел Бабушку, накормил Красную Шапочку ее кусочками и потом съел ее саму. Думаю,  это было давно и наверное, культурный, а также социальный контекст были другими. В близких нам вариантах, девочка с бабушкой остаются в живых. 

История начинается с того, что бабушка очень любила свою внучку и однажды подарила ей красную шапочку. Девочке она так понравилась, что носить она ее стала все воремя. И соседи так и стали ее называть - Красная Шапочка.

О каком же другом смысле можно думать с начала истории. Возьмём первый образ - саму Красную Шапочку. Это история о ней, о девочке, у которой на один из дней рождения появилась, как подарок, красная шапочка. И красная, я думаю не случайно. В разных источниках по-разному интерпретируют этот образ, а я соглашусь с мнением Эриха Фромма о том, что это символ начала детородного периода женщины. Или другими его словами, менструальный образ.

Ведь в истории так и говорится, что девочка стала носить шапочку все время и люди ее так и называли Красная Шапочка. Другими словами, и сама девочка и люди вокруг признавали ее взрослеющей девушкой. Бабушка же ей передала шапочку, как женский символ, как знание о женской природе и одобрила это. Что-то вроде обряда первого причастия в католической вере, на мой взгляд. 

Далее мы видим в сказке, как мама отправляет девочку в гости к бабушке, с пирогом и горшочком масла. И даёт напутствие о том, что идя через лес, ей нужно быть осторожной и никуда не сворачивать, чтобы избежать опасности и не встретить волка. 

Мне кажется, что мама говорит ей, другими словами, идти и знакомится со взрослой жизнью, в которой есть опасности (волки и сам лес) и пытается предупредить о них. Но делает это с хорошим посылом, давая с собой в путь вкусную еду, приготовленную ею же. Т.е.давая что-то питательное и доброе с собой, например умение позаботиться о себе или что-то в этом духе. 

Ещё один интересный момент здесь, почему она отправляет ее именно к бабушке? Я думаю потому, что бабушка это образ женской мудрости их рода. Ведь раньше воспитанием детей занимались как раз дедушки и бабушки, так как уже не были столь активными, чтобы много работать. И в сказке мама, отправляет свою дочь к бабушке, узнавать что-то о себе, как о женщине. Давая гостинец с собой, как бы задабривая Бабушку и одобряя этот процесс. 

Далее мы можем видеть, как девочка весьма успешно преодолевает свой путь через лес, встречаясь там с волком и беседуя с ним, собирая по дороге цветы. Как бы наслаждаясь своей дорогой по жизни. Что интересно, она рассказывает волку, куда она идёт и где живет бабушка. Может быть, это о том, что встречаясь с опасностью, она не боится адресовать ее к более сильной женщине из семьи, например. Или просто не боится контактировать с чем-то опасным, так как знает, как о себе позаботиться. 

И вот в доме у Бабушки разворачивается самое интересное. 

Волк к этому времени проглотил бабушку и занял ее место в кровати. Девочка с самого начала подозревает, что что-то тут не так, слыша грубый голос Бабушки но тем не менее заходит в дом и говорит с ней, выясняя почему у неё такие большие глаза, уши и нос. Соглашается прилечь с ней рядом и оказывается проглоченной Волком. Но на помощь приходят дровосеки с топорами, вспоровшие брюхо Волку и выпустившие совершенно невредимыми Бабушку и Красную Шапочку. 

Давайте разберёмся с этой частью. Все события происходят не просто в доме Бабушки, а в ее кровати. И можно думать, например, о том, что это образ указывающий на сексуальный характер конфликта или имеющий связь с сексуальностью. В который вовлечены обе женские героини, а также Волк и дровосеки. 

На мой взгляд Бабушка здесь олицетворяет женщину как таковую, воплощая, женскую энергию, сексуальность и мудрость. Да, она пожилая в сказке, но именно это и наводит на мысль о том, что увядая, она передаёт своё знание молодому поколению - внучке. 

Волк - как мне кажется, тоже, обладает женской энергией, представляя в этой истории такие сильные чувства как страсть, желание обладать, злость и т.п. Если представить, что Волк не поедает Бабушку, в прямом смысле, а поглощает ее, например, то тогда они становятся одним целым. И волчья натура придаёт этой женщине определенные черты - увеличивает ей зубы, глаза и нос, делает голосом грубым или хриплым. Что, например, может напоминать возбужденную или злую женщину. И по сценарию Красная Шапочка это видит, но не может точно сказать кто перед ней - Волк или Бабушка. Как если бы человек столкнулся с кем-то, кто испытывает сильные чувства и из-за этого не похож на себя, но остаётся при этом собой же. И девочку эти чувства не пугают, она решает к ним присоединиться, попробовать их на себе. В сюжете мы видим, как она решает лечь рядом в кровать с Бабушкой/Волком и он ее проглатывает. Т.е. эти чувства ее тоже поглощают. 

Чем же заканчивается история? А тем, что проходя мимо дома Бабушки, дровосеки слышат шум от храпа Волка и решают зайти. Увидев Волка, они ему вспарывают живот, откуда появляются совершенно невредимыми Бабушка и Красная Шапочка. 

Дровосеки -  мужской образ и их действия агрессивны, но я думаю об этом эпизоде, как о демонстрации мужской/фаллической энергии, которая проникая внутрь/в живот разряжает накал страстей, возбуждения или других сильных чувств. После чего, женщина остаётся цела и невредима. 

Подводя итоги, хочу сказать, что я не думаю, что в сказке есть прямой сексуальный подтекст, а скорее речь идёт о сильных чувствах, в образе Волка и о том, как с ними можно знакомиться, обращаться. Что они могут видоизменять человека, но не разрушать его. 

Думаю, что здесь разыгрывается история о передаче женской мудрости из поколения в поколение. Под женской мудростью, я подразумеваю знание о своих чувствах, причём разных - о любви, влечении, интересе, а также злости и агрессивности. Также о понимании своей физиологии и своём теле, о том, что с ним происходит в разные периоды. 

Сказка очень интересная, особенно если пофантазировать о ее смыслах и образах. Интересно, какие образы и ассоциации у вас есть?

Елена Нестеренко, 2018.

 



Просмотров: 352
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне
  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Злость, откуда и зачем она появляется, что с ней делать?
  • Перфекционизм – что это такое и как с ним работать?
  • А бабушка знает лучше как и что
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • На те же грабли: тоска по бывшим. Часть вторая: почему она приходит, и что с ней делать?
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Что такое концепция, и как она формирует поле и реальность?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • Что такое уверенность в себе и откуда она берется?
  • Путь к здоровому эгоизму - что это такое и как не перейти черту
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Психосоматика. Что это и как ее лечить?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • СТРАДАНИЯ КАК ФОН ЖИЗНИ. ПОЧЕМУ ТАК И ЧТО ДЕЛАТЬ.
  • Неуловимое ощущение, что все сложится именно так: Предвидение или программирование.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь