«Винни-Пух и все-все-все» типы привязанности

Ослик Иа-Иа очень любил свой
хвост и «был к нему привязан».
 
        Всеми любимая сказка про Винни-Пуха и его друзей – не только кладезь цитат и афоризмов, но и наглядная иллюстрация типов привязанности. По всем признакам бодрый Винни-Пух обладает надежной привязанностью, меланхоличный Иа-Иа проявляет ненадежный избегающий тип привязанности, а нервозному Пятачку свойственна, скорее, ненадежная тревожно-амбивалентная привязанность.
 
        Но сначала немного о самом феномене привязанности, которая зарождается в раннем возрасте. Между ребёнком и взрослым, чаще всего матерью, устанавливается эмоциональная связь, которая особенно сильно проявляется, когда ребёнок ищет утешения при переживании тревоги и страха, в случаях новизны ситуации, опасности, стресса. Привязанность дает ребёнку ощущение защищённости, безопасности, комфорта. Поскольку психика младенца только формируется, и он еще не обладает способностью к саморегуляции, то привязанность к взрослому с первых месяцев жизни становится катализатором психического развития.
В формировании того или иного типа привязанности играют роль как темперамент младенца и другие биологически обусловленные особенности, так и способ взаимодействия значимого лица с ребенком, чуткость и отзывчивость взрослого. Немаловажным фактором является и то, какой тип привязанности сложился у этого взрослого человека в его раннем детстве по отношению к его родителю(-ям), так как эта ранняя модель привязанности переносится на значимые отношения в последующей жизни.
 
        Различные типы привязанности отличаются степенью доверия к миру, чувством безопасности и готовностью исследовать окружающую обстановку, обращаясь за поддержкой к матери или замещающему её лицу. Кроме того, современные исследования подтверждают, что надежный тип привязанности облегчает интеграцию ребенка в среду сверстников, а ненадежная привязанность – создает препятствия в общении с другими детьми и взрослыми.
 
        Давайте теперь вернемся к героям сказки и попытаемся на их примере рассмотреть типы привязанности.
Винни-Пух активен, весел, предприимчив, он легко идет на контакт и не ждет подвоха от окружающих. Медведь вполне доволен собой и не страдает от каких-либо комплексов, а его самооценка, возможно, даже чуть выше его реальных способностей. «У меня правильнописание хромает. Оно хорошее, но почему-то хромает» - отвечает Винни на вопрос Совы о том, умеет ли он писать. Но и самоиронии ему не занимать.
        Винни производит впечатление разностороннего гармоничного персонажа с надежным типом привязанности. Если пофантазировать о его детстве, то можно предположить, что мама-медведица внимательно воспринимала сигналы своего ребенка, верно их интерпретировала и своевременно на них реагировала, была чуткой, нежной, эмоциональной. Вероятно, она давала Винни достаточно свободы, поощряла его исследовательское поведение, веселье и маленькие шалости, но всегда была готова обнять, успокоить и позаботиться о ребенке, когда он пугался незнакомых зверей или непривычной ситуации.
 
        Как было подтверждено в ходе многочисленных экспериментов, в которых участвовали дети в возрасте от одного до полутора лет, малыши с надежным типом привязанности на расставание с мамой (или с замещающим ее человеком) реагируют плачем, зовут и ищут ее, испытывая явный дискомфорт. Но когда мама возвращается, они радостно ее встречают, протягивают к ней ручки, просят утешения, а через короткое время возобновляют свою игру, прерванную уходом матери.
 
 
        Совсем иной тип привязанности сформировался у ослика Иа-Иа, страдающего депрессивной симптоматикой. Ниже приведено несколько примеров высказываний ослика:
 
        - Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар! (перейдя озеро вброд) Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше…
        - Доброе утро, Винни-Пух. Если оно вообще доброе. В чём я лично сомневаюсь…
 
        Меланхоличный, замкнутый, недовольный собой и окружающими, Иа-Иа, скорее всего, воспитывался достаточно холодными, отстраненными родителями. Также может быть, ухаживающие за осликом взрослые постоянно менялись. Это наводит на мысль о сформировавшейся у Иа избегающего типа привязанности (один из двух видов ненадежной привязанности).
 
        При проведении упомянутых выше экспериментов дети этой группы не огорчаются при разлуке с матерью (или замещающим ее лицом), но игнорируют её при встрече. В их отношениях присутствует отчуждение и отсутствие чувства безопасности у ребёнка. Парадоксально, но факт: несмотря на отсутствие протеста и яркой реакции на расставание, дети переживают этот момент как стресс, о чем свидетельствуют показатели физиологических и психологических изменений в реакциях данной группы испытуемых. Получается, что ребенок с избегающим типом ненадежной привязанности испытывает всю гамму чувств, что и дети с надежной привязанностью, только не демонстрирует их вовне.
 
        Избегающий паттерн привязанности - это поведенческая стратегия ребенка, которая помогает ему приспособиться к раннему окружению. Малыш хочет быть ближе к родителям, но они не отвечают на его потребности, поэтому увеличение дистанции является компромиссом – так ребенок может оставаться в контакте с родителями, не раздражая их. Можно наблюдать, как ребенок сдерживает свои естественные поведенческие проявления: не протестует при расставании с родителем, не кричит и не плачет, не цепляется за него. Дети с избегающей формой привязанности зачастую защищаются от своих аффектов (сильных чувств) с помощью когнитивных процессов.
        В подростковом и взрослом возрасте такой человек может выглядеть отстраненным, замкнутым, сухим, предпочитающим чтение книг живому общению, он любит философствовать на отвлеченные темы, оперировать абстрактными понятиями, но с трудом может выразить собственные чувства. На вопрос «Ты меня любишь?» такой человек с большой долей вероятности предпочтет уклончиво ответить: «А что такое любовь? Как ее оценить или измерить?»
 
 
        Другой вид ненадежной привязанности - тревожно-амбивалентный, больше соотносится с образом Пятачка. В сказке он изображается нервным, тревожным, боязливым, немного неуверенным в себе и зависимым от других. Дети этой группы отличаются, тем, что гневно реагируют на уход матери (или замещающего ее лица), но не идут на контакт с ней при встрече. Сопротивляются, когда она берёт на руки, хотя, очевидно, требуют внимания. Ребёнок демонстрирует двойственное отношение к матери и отсутствие чувства безопасности. Детям с тревожно-амбивалентной привязанностью свойственна повышенная эмоциональность, когда чувства захлестывают разум и нарушают когнитивные процессы.
        На примере Пятачка можно предположить, что амбивалентность, или двойственность, могла возникнуть в отношениях между ним и его мамой вследствие гипертрофированной опеки с ее стороны. Возможно, мама привязывала его к себе сверх меры, избыточно контролировала и слабо замечала стремление ребенка отделяться от нее и исследовать окружающий мир. Не исключено, что мама-свинка воспитывала Пятачка одна, и ребенок в какой-то степени был для нее надежной эмоциональной базой, которую она боялась потерять.
        Тревожность мамы в сочетании с естественными импульсами ребенка приводят к тому, что Пятачок одновременно и желает отделения от мамы, и противится сепарации.
 
        Безусловно, индивидуальные особенности ребенка вносят определенный вклад во взаимодействие и в формирование привязанности. Справедливости ради следует отметить, что беспокойный младенец, испытывающий проблемы с едой или сном, постоянно кричащий будет испытанием даже для очень чуткой матери.
 
        В то же время, по мнению современных исследователей, закрепление ненадежного паттерна привязанности с большей долей вероятности может происходить в случаях, когда ребенок испытывает потребность в близости и безопасности, тревожится в пугающих ситуациях, а взрослый либо не реагирует, либо реагирует неадекватно. Конечно, здесь стоит говорить не о единичных эпизодах, а о повторяющихся ситуациях в жизни ребенка. В зоне риска оказываются дети, которые регулярно или на долгое время разлучаются со значимыми взрослыми, воспитывающиеся в детских домах или психически нездоровыми (неустойчивыми) родителями.
 
        Итак, рассмотренные три типа привязанности (надежная, ненадежная избегающая и ненадежная тревожно-амбивалентная) являются своеобразными адаптационными стратегиями, позволяющими ребенку приспособиться к окружению, и находящиеся в рамках нормы. За пределами этого обзора остался еще один тип – дезорганизованная привязанность, а также различные нарушения привязанности. Их я опишу в отдельной статье, поскольку во всех этих случаях стоит говорить как раз об отсутствии адаптационной стратегии у ребенка в силу различных обстоятельств.


Просмотров: 596
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как определенный стиль привязанности может повлиять на процесс сепарации и индивидуализации в подростковом возрасте?
  • Как отличить любовь от привязанности
  • О том, как стили привязанности влияют на характер парных отношений.
  • Теория привязанности и отношения, которые повторяются.
  • Сила привязанности
  • Терапия нарушений привязанности
  • Коммуникации, провоцирующие патологию привязанности
  • ДЕСЯТЬ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ ПРИВЯЗАННОСТИ
  • Отцы и дети, или Как запрет матери на отношения с отцом формирует судьбу ребенка.
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Здесь и теперь в контакте матери и ребенка. Как быть плохой матерью
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Винни-Пух и компания на приеме у психолога
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Образ жизни — почему его нужно учитывать при целеполагании
  • «Мама, почему я никто»: как поднять самооценку ребенку и сделать его уверенным в себе
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • 7 "тревожных звоночков" в отношениях или когда что-то пошло не так
  • Мир сражающихся женщин. Все, что вы когда-либо хотели знать о борьбе за любовь.
  • Что делать, если у ребенка умерла мама



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь