О психических убежищах

Мне бы хотелось затронуть довольно интересную тему, с которой я часто сталкиваюсь в своей практике. Речь пойдет о концепции «психических убежищ», предложенной психоаналитиком Джоном Стайнером.
Многие пациенты описывают свою жизнь, как нечто похожее на психическое убежище, в котором им спокойно и в каком-то смысле комфортно, но остальная жизнь, как будто бы, проходит мимо них. Они замкнуты в своих желаниях, возможностях, боятся попробовать что-то новое и выйти за пределы модного сейчас слова «зоны комфорта».
С попыткой выйти из этого убежища люди справляются по-разному. Кто-то представляет, что с понедельника начнет новую жизнь, кому-то легче думать о том, что все мучения и переживания скоро закончатся и он уходит в мир иллюзий и фантазий, замыкаясь в своем внутреннем мире. Такие клиенты часто утверждают, что им скучно, им кажется, что они ходят по замкнутому кругу и каждый день выглядит как «день сурка». «Обеспечиваемое убежищем облегчение достигается ценой изоляции, застоя и отступления…».
Концепцию психического убежища, как патологической организации личности активно изучал психоаналитик Джон Стайнер. Он пишет: «Аналитик наблюдает психические убежища как такие душевные состояния пациента, в которых тот «застрял» и пребывает в изоляции, вне досягаемости».
В основном к аналитику доходят пациенты, которые ощущают у себя наличие этой патологической организации и в той или иной мере жалуются на нее.
Джон Стайнер неоднократно подчеркивает сложность, с которой сталкиваются аналитики в работе с такими пациентами: «Интерпретации аналитика ощущаются пациентом как вмешательства, угрожающие его пребыванию в убежище, и он боится, выйдя из-под защиты такого убежища, столкнуться с неотступной дезинтеграцией или невыносимой депрессивной болью».
Мне бы хотелось рассмотреть данную патологическую организацию на примере исландского фильма «Гора девственности» (Дагюр Каури, 2015). Конечно, описанный случай представляет крайнюю степень изоляции и побега от реальной жизни, но на нём довольно четко прослеживается описанный выше механизм. Даже для тех, кто этот фильм не видел, будет в целом понятно, что имеется ввиду.
Мы видим мужчину, ему 45, он живет с мамой, у него никогда не было отношений. Его взгляд и отношение к своему телу кажутся довольно отрешенными, как если бы он был погружен в свой внутренний мир и не хотел видеть ничего вокруг себя. Мать, недовольная своими собственными отношениями, непрерывно меняет мужчин и хочет, чтобы сын никогда ее не бросал. 
И вот, на день рождение ему дарят абонемент на танцы, где он знакомится с девушкой. Девушка, по сути репрезентирующая его депрессивную и несчастную часть, пугающуюся любых изменений. Она то готова начать с ним отношения, то отшивает его. То хочет с ним жить, то резко меняет свое решение и скрывается от него и от мира. 
Кажется, очень многим сложно выйти за пределы своей маленькой комнаты, где они чувствуют себя безопасно, но никак не могут развиваться и не чувствовать себя в изоляции. Так, главный герой долго работает на одно и той же работе, где у него не складываются отношения с коллегами, но в чем он не хочет признаваться самому себе и окружающим, и, таким образом, никак не может изменить эту ситуацию. 
Он никогда не покидал свой родной город. Его главное развлечение - играть во вторую мировую войну с игрушечными фигурками на столе, где разворачивается мнимая жизнь. 
Но, что будет, если попробовать лопнуть этот мыльный пузырь? 
Конечно, он начинает сталкиваться с неизвестностью, разочарованиями, недовольством матери, что он может ее бросить и жить самостоятельно и чувством вины перед ней. «Как, ты меня бросишь?» Но без этих неприятных чувств и эмоций невозможна и сама жизнь, нельзя чувствовать себя живым и наполненным, если вся твоя жизнь на протяжении 45 лет выглядит одинаково, и ты ничего не делаешь, чтобы это изменить. Пытаясь изменить свою жизнь он сталкивается с неудавшимися отношениями и болезненным поиском себя, сменой работы и страхом перед путешествием. Его желание уехать за пределы города можно рассматривать как его желание выйти из той изоляции, в которой он так долго жил.
   Закончить данную виньетку мне бы хотелось словами Джона Стайнера: «Убежище оказывается областью психики, где можно укрыться от столкновения с реальностью, где фантазии и всемогущество могут существовать беспрепятственно, где все дозволено».
Литература:
Дж. Стайнер. Психические убежища. Патологические организации у психотических, невротических и пограничных пациентов. Когито-Центр, 2013. 
Бойко Наталия,
Психоаналитический психотерапевт
Psychoterapevt.org


Просмотров: 338
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как привлечь мужчину в свою жизнь и не потерять его?
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • Ресурс: где его найти и как восполнить
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Как сохранить самооценку? Даже если кажется, что никак
  • На твою жизнь влияет то, как ты родился.И можно ли выйти из под этого влияния?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Что такое детские решения и как они влияют на вашу жизнь?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Как пережить тяжёлые времена? Где брать силы на жизнь.
  • Психолог услуга, которая помогает изменить себя и свою жизнь.
  • Что мешает нам изменить свою жизнь к лучшему
  • Утолить нельзя жить. Как "выглядит" эмоциональная зависимость и что с ней можно сделать?
  • Убей в себе ЛОСЯ или Как изменить мышление, чтобы изменилась жизнь.
  • "Ничего там хорошего не будет!" Или как помочь себе выйти из зоны комфорта
  • КАК ОСТАВИТЬ СЕБЯ В ПОКОЕ И ПЕРЕСТАТЬ МЕНЯТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ?
  • Девочка, девушка, женщина: где ты потерялась?!... Мама, а ты, что здесь делаешь?!
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • Жить «для себя» или «всю жизнь положить на эту неблагодарную скотину».
  • Психотерапия: изменить жизнь или оставить все, как есть?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Как изменить свою жизнь?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Как изменить свою жизнь с помощью «перепрошивки»
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь