Как можно решить проблемы детско-родительских отношений, работая с телом?

В телесно-ориентированной психотерапии есть упражнение, которое называется «Идеальный родитель»: клиенту предлагают сесть на пол, поджав к себе ноги, обняв колени руками и опустив голову. С согласия клиента терапевт или, если упражнение выполняется в групповом формате, другой участник группы садится сзади, плотно обнимает клиента и начинает плавно раскачивать его из стороны в сторону. В какой-то момент клиент чувствует, что теряет равновесие, но при этом может довериться мягкому и надежному контакту человека, воплощающего образ «идеального родителя». Когда упражнение выполняется в группе, участники имеют возможность поменяться местами и попробовать себя в обратной роли – предоставляя поддержку человеку, готовому им довериться.

Для многих клиентов это мощное упражнение, хоть и не всем оно дается легко. Оно позволяет на уровне физических ощущений, эмоций и символизации пережить опыт того принятия и безусловной защиты, которых ребенок ждет от своего родителя. 

К сожалению, очень часто за психологической помощью обращаются люди, которые в детстве были лишены такого рода отношений или пережили травмы, перечеркнувшие их умение доверять и принимать поддержку. Детская психика, тем более в самом раннем возрасте, лишена сложных защитных механизмов, которые оберегают взрослых от нападок извне. Поэтому для детей единственным способом противостоять разрушающему воздействию со стороны родителей и других факторов среды становятся телесные реакции: мышечное напряжение, изменение осанки и походки, психосоматические расстройства. Они возникают на бессознательном уровне и воплощают те непереносимые чувства, с которыми ребенок не способен справиться.

Многие представители телесно-ориентированного подхода в психологии описывают случаи, когда конфликты в детско-родительских отношениях приводили к физиологическим нарушениям, сохранявшимся даже у взрослых клиентов, например:

  • блок плечевого пояса, выражающий страх поднять руку на своего родителя и проявить агрессию 

  • бронхиальная астма, возникающая от боязни напугать своим плачем гиперопекающую и тревожную мать

  • гипертония и желудочные болезни как следствие необходимости с детства брать на себя непосильную ответственность и заботиться о несостоятельных родителях (например, тяжело больных или химически зависимых)

 

Подобных примеров из реальной жизни можно привести очень много... Но даже когда болезнь достигает критического уровня и вызывает боль и другие неприятные симптомы, с ней все еще можно работать. Главное - внимательно ее исследовать, обратившись за помощью и к врачу, и к психологу.  Регулярная психотерапия помогает восстановить связь между своими психосоматическими реакциями, событиями прошлого и текущими переживаниями. На смену болезненным воспоминаниям и тяжелым чувствам приходит самопринятие, желание заботиться о себе и любовь к собственному телу.

Телесно-ориентированные методы работы дают возможность максимально ярко пережить новое, более естественное и благоприятное состояние и исследовать сложные эмоции на понятном языке собственного организма. Работа с телом помогает метафорически смоделировать тот опыт, который клиенту необходим, заново прожить травмирующие ситуации, но уже с позиции взрослого человека, готового принимать иные решения. На уровне физических ощущений и простых действий клиент получает возможность освоить новые навыки, которые оказались заблокированы в его конкретном случае в связи с различными нарушениями – в том числе и в сфере детско-родительских отношений. Как следствие, такая работа создает условия, в которых человек получает то, что ему необходимо, может более свободно выражать себя и принимать свой жизненный опыт таким, какой он есть. 



Просмотров: 820
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Упражнение для клиентов, которые не знают, чего хотят на самом деле
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Психологический инцест в детско-родительских отношениях
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как исследовать сексуальность в паре. Упражнение
  • 5 простых техник: как принимать решения легко (и не сожалеть впоследствии)
  • Телесно-образная терапия как лекарство после развода: опыт психолога
  • Упражнение для завершения неразрешенной ситуации из прошлого
  • Упражнение для выявления глубинных психологических проблем клиента
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Психологические проблемы, которые доводят нас до психосоматики (упражнение).
  • Упражнение: «Не играйте мне на нервах или как научиться противостоять третированию»
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека?
  • Психотерапия эффективна в той мере, в какой терапевт способен к присутственному контакту
  • Как не сделать из ребенка “своего родителя”
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Как лучше понять своего партнёра? Упражнение
  • В поддержку тем, кто регулярно ходит к психологу и очень хочет и ждёт быстрых результатов.
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Сложно принимать решения? Читайте как с этим справиться
  • Когда человек не чувствует своего Я
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРАКТИКИ ПСИХОТЕРАПИИ И САМОПОМОЩИ
  • Почему стоит учиться телесно-ориентированной психотерапии?
  • Родитель и ребенок: поменяться местами
  • Упражнение для прояснения и изменения состояния, ситуации.
  • Интроекция. Когда клиент на себя наговаривает
  •  «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»,                                           (размышления о самооценке)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь