Какой стиль воспитания приводит к нарциссической дезадаптации?


Родители - это первые люди, которые оказывают влияние на формирование нашей личности.

С раннего детства ребёнок впитывает (интроецирует) их мировосприятие, установки, модель поведения. Наибольшее влияние на личность оказывает тот родитель, с которым ребёнок предпочёл себя идентифицировать. Нельзя не учесть и влияние различных психотравм в процессе становления личности (эмоциональная депривация, смерть близких, травма развода и другие).

В этой статье речь пойдёт лишь о стилях родительского воспитания и их влиянии на личность.

Нарциссический тип дезадаптации

Первый стиль воспитания, формирующий нарциссическую дезадаптацию, назовём "козёл отпущения".

Дезадаптация возникает по причине эгоцентризма, отсутствия эмпатии и патологической зависти к успехам других. Зависть может быть настолько патологична, что единственным способом избавиться от неё для нарцисса становится либо разрыв отношений с объектом зависти, либо его моральное (а может и физическое) уничтожение. Эгоцентризм не оставляет в жизни нарцисса места другим людям и их потребностям. Нарцисс убеждён, что обладает какими-то особыми правами, что другие обязаны уделять ему больше внимания и оказывать другие преференции. При этом, он холоден к чувствам других, ведёт себя снисходительно, высокомерно, обесценивающе, но искренне не понимает, почему в коллективе с ним мало кто испытывает желание общаться. Невозможность получить то, чего нарцисс считает себя достойным, по какой-то своей внутренней оценочной шкале, приводит к последующему озлоблению и изоляции от социума, либо нарцисс впадает в депрессию, начинает злоупотреблять алкоголем, срывать ярость на более слабых и зависимых.

Формирует такой тип дезадаптации воспитание в обстановке эмоциональной депривации, сравнения и унижения.

Ребёнок по каким-то причинам не нравится родителю, его злость и непринятие выражаются в насмешках над ребёнком, в присваивании ему унизительных прозвищ, в обесценивании его успехов, в неверии в него, в сравнивании его с ровесниками, которые могут лучше учиться, выглядеть.

Нарциссизм формируется как гиперкомпенсация в ответ на попытки родительской моральной инвалидизации.

Реагирование родителей в процессе воспитания и межличностных отношений - аффективное или пассивно-агрессивное, доминантное, холодное. 

Другой тип воспитания, формирующий нарциссическую дезадаптацию - "авансированный успех".

В этом случае родители внушают ребёнку, что он - особенный и достоин особого общественного положения. Ребёнок находится с родителями в симбиотических отношениях, они хвалят его за любые, даже незначительные достижения, при этом постоянно подчёркивают, что в сравнении с другими он - самый умный, подающий большие надежды. В результате, ребёнок доверяет этому внушению, начинает и правда думать, что он особенный. Вдобавок ко всему, у него формируется ложное "Я", когда собственные ориентиры стираются, а за основу берутся ориентиры значимых других.

Благодаря непосильной ответственности, возложенной на него родителями, он испытывает большой страх "потерять лицо", не быть самым успешным в какой-то деятельности, компании, потерпеть фиаско. Человек живёт с установкой, что если он не будет успешен, его ждёт отвержение. 

Крах наступает, когда человек начинает осознавать свои ограничения, невозможность соответствовать уготованной роли (например, человек, которому в детстве внушали, что он будет преуспевающим юристом, не может им стать из-за завышенных притязаний и трудностей в коммуникации с людьми; его внутренняя убеждённость, что он обладает особыми правами вдруг вступает в противоречие с суровыми реалиями, в которых ему нужно быть таким как все). Такое разочарование приводит к тому, что человек озлобляется на мир, и идёт работать в такси, ненавидя свою судьбу и срывая злость на близких. Если "планка" слишком высока, то разочарование и вовсе может закончиться суицидом.

Человек может стать и вполне успешным, но в середине жизни оказаться в глубокой депрессии, осознав, что всё это время воплощал нереализованные амбиции своих родителей, жил по их сценарию, создал семью с человеком, которого не любил. Злость нередко переносится и на родителей, с которыми человек отказывается общаться, заботиться о них в старости.

Такой личности человек обязан воспитанию на основе детоцентризма, когда все чаяния родителей связаны с ребёнком и его успешностью, поощряется эгоизм и завышенное самомнение. Вместе с тем, ребёнок со временем понимает, что родители его не любят, а лишь тешат своё самолюбие, и не хотят принимать его слабым и неуспешным.

Следующий тип воспитания, формирующий нарциссическую дезадаптацию - "прививка стыда". 

Ребёнка воспитывает депрессивная, самовлюблённая, отрешённая мать, которая сетует ему на ущербность их окружения (глупые, бедные родственники, отец - алкоголик или ущербный, с маленькой зарплатой, соседи-неудачники...).

На фоне такого воспитания у ребёнка может формироваться стыд в отношении своих "бедных родственников" и своего незавидного положения, стремление отделиться от них с последующим подчёркиванием этой пропасти через демонстрацию личного превосходства.

Он в угоду матери старается избавиться от тех своих качеств, которые бы вызвали в ней хоть малейшую ассоциацию с "неблагополучными" родственниками. Таким образом, у него начинает формироваться ложное "Я", то, которое одобряемо его матерью. Кроме того, мать налагает на ребёнка долженствование вырасти успешным человеком, чтобы не быть, как его отец, предположим, или "бедные родственники", которых можно только стыдиться, чтобы в будущем он смог позаботиться о своей постоянно страдающей матери, обеспечить ей должный уровень статуса и комфорта.

Впоследствии, человек испытывает затруднения с психологической сепарацией от матери, оставаясь сильно подверженным её мнению. Во главу угла ставится социальный успех, благодаря которому он может приносить матери всё новые трофеи. Малейшие неудачи приводят к панической тревоге и депрессии. Отношения с противоположным полом обесцениваются, т.к. на партнёров проецируется страх, что им важен только успех, и в ситуации личной уязвимости он будет предан и покинут. Вместе с тем, мать может внушать ему, что он достоин только какой-то особенной девушки.

Такой человек склонен интроецировать мировоззрение только тех, кого считает успешными, авторитетными, остальных может не считать за людей. Ситуации сравнения личного материального положения с материальным положением других не в свою пользу вызывают сильное чувство фрустрации, вплоть до глубокой депрессии и полного самообесценивания.

Невозможность достичь успеха, чтобы соответствовать чаяниям матери, может сформировать представление о себе как о неудачнике и привести к отказу от дальнейших попыток чего-то достичь, в тяжёлом случае - к суицидальной попытке.




Просмотров: 230
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Какой стиль воспитания приводит к антисоциальной дезадаптации?
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Как созависимый человек может осознать, что он созависимый?
  • Что может и не может сделать с вами психолог за 1 час. И почему.
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • СТРАХ СМЕРТИ. В ЧЕМ ЕГО ПОЛЬЗА? И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Ребёнок отказывается есть. Нужно ли заставлять его есть?
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • О том, как человек захотел безопасности и гарантий и даже не заметил чего это ему стоило
  • За, что, женщина, может быть благодарна мужчине?!
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • Ну что там с Принцем и его конем?
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Почему зависть может быть только черной
  • Ревность, как и забота, может быть приятной, а может и задушить…
  • ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА Часть 3. НАКАЗАНИЯ. Как можно, а как ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка.
  • Когда человек делает то, что он хочет…
  • Что делать, когда близкий человек расстроен?
  • Что может мешать зарабатывать простым и честным людям?!
  • Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу. Цикл сексуального контакта и его срывы.
  • “Я больше его не хочу. И вообще никого не хочу”. Цикл сексуального контакта и его срывы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь