Конспект занятия по линейной графике с детьми подготовительной группы «Космические карты»
(в рамках ООД (рисование, линейная графика), образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» (МБДОУ «Детский сад № 26»)
Цель: Создание художественного образа космического пространства средствами линейной графики.
Задачи:
- Развивать моторику руки и линейного рисования на основе графических изображений предметов.
- Закрепить навыки ориентирования на месте и рисования различных графических линий при разном расположении тела. Продолжать отрабатывать рисовальные движения крупного и мелкого характера с переключением нагрузки с одних мышц на другие.
- Развивать навыки управления своим телом при рисовании на наклонной, вертикальной и горизонтальной плоскости материалами разной твердости (фломастеры, мел, на пластилине)
- Развивать способность работать над образами и развивать абстрактно-логическое мышление на базе объективных научных данных о космосе, материалов научной фантастики и воображаемых образов вселенной.
- Совершенствовать образные представления на основе знаков и символов, способствующих процессам кодирования информации.
Материалы:
Демонстрационный: карта Вселенной, телескоп, образцы с изображением объектов, телеграмма, мольберт, стол для рисования на песке, бейджики для детей, очки, нарукавники.
Раздаточный:
Карточки для нанесения изображения (части карты), фломастеры.
Музыкальное сопровождение:
Звукозапись «Звуки космоса», аудиозапись «Сигнал тревоги».
Ход занятия.
Звучит аудиозапись «Внимание, внимание!»
Воспитатель: Уважаемые сотрудники, правительство России, по электронной почте прислало нам срочное задание (читает письмо) «Научно-исследовательскому институту космоса поручено разработать маршруты полётов к другим планетам нашей галактики для передачи космонавтам в центр управления космическими полётами»
Воспитатель: В связи с появлением новых технологий все страны мира активно занимаются исследованием всех планет солнечной системы. Так как Россия крупнейшая держава и первая, вышедшая в космос, она не может остаться в стороне. И перед нами стоит задача подготовить карту с маршрутами полетов ко всем планетам нашей галактики, собрав, как можно больше сведений о космических телах, объектах, явлениях, находящихся в открытом космосе.
Поскольку мы с вами ученые, то должны ответственно отнестись к выполнению задания. От нас зависит безопасность полётов космонавтов. Для этого у нас есть знания и оборудование (телескоп, орбитальный пункт).
Сначала мы подойдем к орбитальному пункту (дети подходят к стеклянному столу) и вспомним, что мы знаем о нашей галактике…
Дидактическая игра с использованием изображений графических навыков по песку (изображение планет)
Воспитатель: Солнце – огромный раскалённый шар. Он кажется нам маленьким потому, что находится очень далеко (насыпает песок желтого цвета, изображает солнце)
- Ребёнок: Самая близкая планета к Солнцу – Меркурий. На одной стороне всегда день, на другой – ночь. С одной стороны – пустыня, на другой – холод (черная — желтая)
- ребенок: Вторая планета – Венера. Она окутана облаками и изображу я её розовым цветом.
- ребенок: А это – Земля. Из космоса она кажется голубой.
- ребёнок: Четвертая планета – Марс. Он очень похож на землю. Там есть снег, вода, воздух, но дышать им нельзя. Изображу планету красным цветом.
- ребенок: Юпитер – пятая планета, самая крупная. Он кажется полосатым, т.к. покрыт облаками, они кажутся разноцветными.
- ребёнок: Сатурн – планета с кольцами, состоящими из камней. Бордовый цвет, камни – черные
- ребёнок: Седьмая, восьмая и девятая планеты – Уран, Нептун и Плутон – самые дальние планеты. Уран – фиолетовый. Нептун – Синий, Плутон – Черный. О них мы знаем мало.
Дети во время ответов надевают шапочки планет.
Воспитатель: Знания вы показали хорошие, теперь отдохнем.
Игра «Солнце и планеты»
(Под музыку планеты двигаются вокруг Солнца по своей орбите)
После игры дети снимают шапочки
Воспитатель: Ну что ж, пора приступить к исследованиям. В космосе кроме планет движется ещё много объектов (кометы, астероиды, космические вихри, мусор). Чтобы безопасно долететь до планет, встречаться с ними нежелательно. Поэтому на карте мы их изобразим графически.
Комментарии: дети изображают линии в соответствие с рисунком – образцом и дают пояснения, прорисовывая в воздухе, на доске, на картографе.
Воспитатель отмечает на карте флагом планету Земля и вместе с детьми чертит маршруты пунктирными линиями.
Воспитатель: Посмотрите в телескоп. Какой объект видите?
1 ребенок: Я вижу в телескоп комету. Рассказывает о кометах.
Воспитатель показывает графическое изображение кометы
(изображают на доске и картографе округлыми линиями).
2 ребенок: Я вижу космические вихри.
(изображает на доске спиралевидными линиям и картографе).
3 ребенок: Я вижу в телескоп космические бури.
(изображает на доске и картографе завитки)
4 ребенок: Я вижу млечный путь
(изображает на доске и картографе волнистыми линиями)
5 ребенок: Я вижу взрыв планет
(изображает на доске и картографе волнистыми линиями)
6 ребенок: Я вижу звезды
(изображает на доске и картографе прямые линии, проходящие через центр)
7 ребенок: Я вижу астероиды
(изображает на доске и картографе точками).
6 ребенок: Я вижу космический мусор
(изображает на доске ломаными линиями).
Воспитатель: Потренировались, а сейчас приготовились к самостоятельному изображению на частях карты.
Воспитатель: Приступим к созданию карты. Присаживаемся за свои рабочие места. Надеваем нарукавники, берём фломастеры. На столах у каждого часть карты. Изобразите на своей части карты графически всё, что можно встретить на пути к планетам графическими линиями.
Под музыку дети самостоятельно изображают космические тела.
Воспитатель: Закончили работу, соберём всю карту на столе и определим пунктирными линиями безопасный маршрут от Земли к другим планетам.
Вывод: Посмотрите, ребята (карта на доске), какие безопасные маршруты мы наметили для космонавтов. Благодарю коллеги за плодотворный труд. Теперь нужно отправить её в Цент управления космическими полетами (сворачивает и убирает в тубус).
Воспитатель: А сейчас можно отдохнуть.
Звучит музыка, дети изображают невесомость или танцуют (динамическая пауза)
Затем воспитатель вместе с детьми относят изготовленную карту в другую группу – Центр управления космическими полетами.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости и коллеги! Мы, ученые НИИ, разработали для вашего центра подробную карту космических маршрутов к планетам нашей галактики с графическими изображениями всех космических тел и объектов. Желаем вам безопасных полётов.
|