Старший воспитатель НРМДОБУ «Детский сад «Медвежонок» Борисова Ольга Владимировна
Цель: учить вырезать геометрический орнамент.
Задачи:
- закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры, цвета;
- обучение правильной (экономной) разметке фигур на бумаге по образцу;
- совершенствование резания бумаги ножницами по линиям разметки, смазывание по-верхности бумаги клеем;
- формирование умения составлять план выполнения работы и оценивать своё изделие по вопросам педагога;
- коррекция мелкой моторики: развитие дифференциации движений пальцев;
- воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: ножницы, клей, кисточка, салфетка, цветная бархатная бумага, картон.
Скачать конспект
Словарь: геометрический узор, шаблон, ромб. берестяная крышка, туесок.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
«Цветок необыкновенный».
Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
Доброе утро нашим гостям,
Доброе утро всем нам!
Воспитатель предлагает создать «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова, с которыми обращаются к родным людям: маме, папе, бабушке, другу, а ко всем окружающим ребятам и взрослым. Давайте произнесём эти слова и запомним.
Какими счастливыми станут люди, которые услышат эти слова! Как радостно забьётся их сердце!
Отгадайте загадки
На колпак похож я тоже… (треугольник)
3. Воздушный шар зацепился за столб,
А форма его похожа на… (ромб)
- Эти геометрические фигуры
Нам предстоит отправится в страну, где живут эти фигуры. Приглашаю посетить выставку декоративно-прикладных изделий и предметов в нашем музее. (игольница, берестяная крышка, туесок и.т. д.)
Изделия украшены орнаментом.
- из каких элементов состоит хантыйский орнамент?
- какие цвета используют мастерицы
- назовите особенности хантыйских орнаментов
Тема: Сегодня мы с вами будем рукодельницами. будем учиться вырезать орнамент, как хантыйские мастерицы.
Орнамент – это узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов. Орнамент — предназначается для украшения различных предметов. видов изобразительной деятельности человека, определенными знаками. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы.
По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей. У женщин хантов было специальное приспособление – тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специ-альная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки храни лись в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы вы-полнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Так-же узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.
Проверка готовности.
- Проверим, готовы ли вы приступить к работе в мастерской рукоделия. Я называю, а вы проверяете глазками.
- Инструменты лежат с правой стороны: клей -карадаш, ножницы, а необходимые для заня-тия нам материалы с левой стороны: цветная бархатная бумага, шаблоны, салфетка.
Повторение правил.
- К занятию в мастерской вы готовы, а теперь повторим правила безопасной работы.
Приложение 1.
- Сегодня мы освоим приемы моделирования орнамента из геометрических фигур.
Орнамент — Строгий порядок в его основе лежит строгое геометрическое чередование
2. Планирование работы.
Для того чтобы составить такой узор мы должны сделать заготовки деталей, т.е. геометриче-ские фигуры
Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Каждый знак что-нибудь означает.
Зубчики – народы ханты сравнили их с щучьими зубами и так и назвали «щучьи зубы»
Используют ханты пять цветов: белый, красный, синий, жёлтый, зелёный. Каждый цвет что-то обозначает: основной цвет – красный;
- Красный – цвет жизни.
- Жёлтый – знак огня.
- Зелёный – тайга.
Синий – цвет рек, воды, неба
Орнамент «щучьи зубы».
Анализ образца последовательности вырезания элементов.
Линия сгиба
- сложить полоску длиной 20 см пополам,
- хорошо прогладить линии сгиба,
- сложить еще раз пополам и прогладить линию сгиба,
- Сложить еще раз пополам, прогладить линии сгиба,
получилась фигура квадрат (похож на книжечку),
- Держим левой рукой за линию сгиба квадрата,
- Ставим ножницы на 0,7 мм выше угла нижнего правого края,
и по диагонали простригаем квадрат с уголка на уголок,
не прорезая до самого угла
- Разворачиваем и у нас получилось 4 симпатичных
одинаковых треугольника.
- Из полученных одинаковых треугольников выкладываем орнамент на изделии (шаб-лоны у детей на столе)
Еще один узор РОМБ – отдельно взятый ромб коренные жители называют – сердца углубление. Ромбовидные изделия, изделия с орнаментом «ромб» вешали у ребенка на люльке. Ромб является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «поленница дров», «ель». По сегодняшним представлениям хантов, жучков нельзя убивать – это наши бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького невидимого жучка».
Чтоб получился ромб быстро и красиво. Нам необходимо выполнить похожие действия с полоской бумаги.
- сложить полоску длиной 20 см пополам, хорошо прогладить линии сгиба,
- сложить еще раз пополам и прогладить линию сгиба,
- Сложить еще раз пополам, прогладить линии сгиба, получилась фигура квадрат (по-хож на книжечку)
- Развернуть квадрат
- Сложить пополам по горизонтали и прогладить
- Берем ножницы и простригаем как показано на рисунке зеленым цветом
линия сгиба
Наши ромбы помогут сложить узор
А если мы соединим треугольник и ромб получится совершенно другой орнамент
3. Самостоятельное выполнение работы дошкольниками
Заполнение шаблонов геометрическими формами
4. Оценка изделия.
5. Выставка работ.
6. Рефлексия
– Посмотрите, какая у нас получилась замечательная выставка, а самое главное все ваши из-делия не похожи друг на друга.
- Что мы с вами сегодня научились составлять?
- Что можно украшать этим орнаментом?
- Теперь у вас есть работа, которая может радовать не только вас, но и ваших друзей и род-ных.
Приложение 1.
Инструкция по охране труда для воспитанников при работе с ножницами в ДОУ
- Работать с ножницами необходимо в определенном, хорошо освещенном месте.
- Перед работой с ножницами наденьте фартук.
- Пользуйтесь ножницами только под контролем воспитателя группы детского сада.
- Не берите ножницы без разрешения воспитателя ДОУ.
Техника безопасности при работе с ножницами
- Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
- При работе внимательно следите за направлением резания.
- Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
- Не держите ножницы лезвием вверх.
- Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
- Не режьте ножницами на ходу.
- Не подходите к товарищу во время работы.
- Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
- Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
- С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
- Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
- Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
- При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
- По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
- При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
|