Волкова Надежда Александровна. Воспитание интереса и любви к книге у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание интереса и любви к книге у детей старшего дошкольного возраста

«Дети перестали читать» — как часто мы слышим эту фразу. Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Остро выявляется проблема литературного обозрения детей, приобщения их к чтению.

Еще В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный, но, если первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру будет своевременным и успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщаться к духовному опыту человечества.

Тяга книги появляется у детей, как правило в раннем детстве. Книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному стабильному и к новому незнакомому. Книга — величина постоянная. Ребенок — переменная. Ребенок берет книгу в руки в любое время, а она все та же. У ребенка происходит самопроверка самоутверждения. Книга – это и возможность общения со взрослыми, через их речь, интонацию воспринимается сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенным от злого и страшного. Есть много других причин, объясняющих любовь детей к чуду, имя которому – детская книг. И в любом возрасте при встрече с книгой своего детства нас охватывает радостное трепетное чувство «Ах какие это были книги». У них было не только содержание, у них были, и внешность, и запах, и вкус. По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, «чтение» — воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.

 

Я поставила перед собой цель: воспитывать у детей бережное отношение и любовь к книге. И восприятие художественного произведения во всем его богатстве.

Я вижу свои задачи в приобщении детей к книге:

  1. привить детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
  2. дать возможность наслаждаться музыкой стиха, звуком, словом, помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;
  3. научить его сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

Важным в своей работе я считаю раннюю социализацию детей и просветительную работу с родителями.

Работа над приобщением детей к миру

Я большое внимание уделяю нравственному началу произведений, с помощью литературы хочу пробудить в ребенке «добрые чувства». Взрослый, читающий ребенку, должен постоянно помнить об «учительской» роли литературы, о том, что литература — «правдивая и волнующая запись человеческого опыта», который полезнее усваивать с детства.

Я считаю, что обращение к нравственным проблемам текста не должно быть назойливым. Не следует открыто призывать ребенка поступать так, как поступает положительный герой произведения, вести себя так, как ведет он.

Я думаю, что произведение надо прочитать так, чтобы ребенок сам понял «Что такое хорошо, что такое плохо».

В моей группе работа по оформлению у ребенка интереса к книге строится на следующих педагогических принципах:

  1. системный подбор литературы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  2. интеграция процесса приобщений к книжной литературе с разными видами детской деятельности – игрой, художественным трудом, изобразительной, театрализованной, деятельностью;
  3. взаимодействие с родителями;
  4. сотрудничество с городской библиотекой.

Мною выстроена система работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы, включающая:

а) ежедневное свободное чтение беседы о прочитанном самостоятельное рассматривание книг;

б) ежедневное специально организованные занятия;

в) свободное общение с детьми на основе художественной литературы.

Систему работы по ознакомлению детей с книжной культурой я построила на основе ритмического чередования чтения произведений разных жанров – рассказов, сказок, стихотворений, энциклопедических и объемных книг.

1-я неделя – чтение детям народных и авторских сказок; драматизация небольших произведений;

2-я неделя — чтение стихотворений; лирических, игровых, юмористических;

3-я неделя — чтение детям рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций;

4-я неделя — знакомство с энциклопедической литературой.

Основное мое правило – ежедневное чтение детям!

Совместные беседы о прочитанном способствуют развитию детской мысли, умению рассуждать, делать выводы, развивают монологическую и диалогическую речь ребенка.

С помощью специальных занятий практически решаются все задачи по ознакомлению с художественной литературой; обобщать, систематизировать, имеющиеся у детей представления том или ином произведении, его своеобразии, жанре, литературном языке, о произведениях того или иного писателя, художника.

Кроме того, ознакомления ребенка с книгой, я осуществляю через разные виды детской деятельности.

Для самостоятельного знакомства детей с художественными произведениями в группе оборудован уголок книги. Уединившись в уголке книги, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают зарисовки, понравившихся сюжетов. В книжном уголке подобрано специально литература для мальчиков (о машинах, оружии, роботах — трансформерах) и для девочек (волшебные сказки, шьем кукле Барби одежду, детские прически).

Детские книги размещены не только в уголке книги, но и во всех центрах развития ребенка. Зоологические альбомы, книги о растениях, о животных — в уголке «Природы». Литература о творчестве художников и народных промыслах — в уголке ИЗО.

Таким образом, каждый уголок имеет свой книжный мини уголок со специально подобранной литературой, которая периодически обновляется.

Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.

Уже стало традицией в группе «Дни погружения в детскую литературу с утра до вечера». Я выбираю благоприятный, свободный от больших мероприятий день и в течение всего пребывания детей в группе читаю подходящие к режиму дня, событиям детской жизни произведения литературы: о гигиене, завтраке, об играх и игрушках, цветах, дружбе, хорошем настроении, новичке, колыбельные. Это приводит к тому, что дети становятся внимательными, быстрее реагирует на просьбы.

Я в своей группе периодически организовываю выставку литературы.

Тематика выставок самая разнообразная – авторская книга, книги, оформленные известными художниками – иллюстраторами, разные издания одной и той же известной детям сказки, иллюстрированные разными художниками, русские народные сказки, сборники стихотворений о природе, веселые книжки. Тематика выставок напрямую связана с наличием книг. На тематическую выставку книг я с детьми приглашаю детей из других групп.

Приобщая ребенка к книге, я формирую бережное отношение к ней, отношение – умение не рвать, не мять, не загибать листы. В группе у нас есть детская мастерская, называется она «Книжки Айболит». Мы с детьми оказываем «больным» книгам своевременную «скорую помощь», подбирая для этого необходимый материал.

В сотворчестве с родителями мы делили: книжки-самоделки, книжки- ширмы; книжки-малышки.

В совместных делах со взрослыми дети расширяют активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают читательскую любознательность.

Чтобы сориентировать родителей в книжном мире, я в родительский уголок помещаю перечень программных произведений и рекомендуемой детской литературы для домашнего чтения, формирования интереса к книге и чтению, следует помнить, что взрослый – главный посредник во взаимодействии ребенка с книгой. Приобщая детей к книжной культуре, я и родители призваны заложить основы эстетического воспитания художественных произведений: сформировать бескорыстную радость, душевное волнение от встречи с добрым и красивым миром, и испытывать сострадание и сочувствие к героям книг, мысленно ощущая себя рядом с ними. Это и будет фундаментом литературного образования.

Конечным результатом всей моей работы стало творческая деятельность детей: заучивание, разыгрывание эпизодов, раскрашивание ксерокопированных иллюстраций, работы в книгах — альбомах и т. п.

Такая концепция общения с книгой выражает закономерности возраста детей: включение в трудовые процессы, контакт со сверстниками, эмоционально окрашенная двигательная активность, всяческое поощрение речевой активности, совершенствуется чувственное и действительное восприятие искусства.

В будущем считаю целесообразно продолжить работу над воспитанием интереса и любви к книге, так как приобщение к книге, как к величайшей ценности, воспитывает грамотного читателя, способствует духовной связи ребенка с окружающей действительностью, развивает творческие способности дошкольника. Ведь быть грамотным человеком важно не только для самого человека, но и для общественного развития страны в данный исторический момент.

Просмотров: 355
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Сивергина Любовь Анатольевна. Проект «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с художниками-иллюстраторами коми детской книги»
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Савина Ольга Анатольевна. Отчет работы над проектом «Книга – лучший друг» (к международному дню детской книги) для 2 младшей группы
  • Елена Алексеевна Родина. Презентация по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: «Приобщение детей к книжке»
  • Маркина Ольга Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности. Чтение художественной литературы. Сказки В. Сутеева.
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Выжанова Людмила Николаевна. Конспект НОД по речевому развитию для детей 5-6 лет: Чтение художественных произведений. «Не жалей минутки для веселой шутки»
  • Шанцуева Ирина Михайловна. Интегрированная НОД к неделе детской книги в подготовительной к школе группе «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет!» (по мотивам сказки «Теремок»)
  • Проскурина Ольга Викторовна. Экспериментальная деятельность дошкольников через чтение художественной литературы
  • Худякова Вера Анатольевна. Книга в жизни ребенка. Семейное чтение
  • Агаркова Наталья Александровна. Как научить детей любить книжки? Из опыта работы с детьми с ОВЗ
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Стрельцова Ольга Викторовна. Как привить детям любовь к чтению книг
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
  • Кочурова Наталья Витальевна. Описание работы по воспитанию трудолюбия у детей старшей группы с помощью художественной литературы
  • Горбачева Юлия Анатольевна. НОД во второй младшей группе. Чтение художественной литературы «Мой мишка» З. Александрова
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Арбузова Виолетта Генриховна. Картотека конспектов НОД в старшей группе ДОУ. Образовательная область 'Чтение художественной литературы'
  • Шальнова Олеся Владимировна. Чтение художественной литературы
  • Алёна Мосейчук. Конспект интегрированной НОД 'чтение художественной литературы и развитие речи' в старшей группе. Тема 'Золотая осень'
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • ВАЛЕНТИНА АБАНЬКОВА. Консультация для родителей «Первые книги ребенка»
  • Фаттахова Наталья Вячеславовна. Сценарий деловой игры с педагогами на тему «Роль детской книги в речевом развитии детей»
  • Тушева Юлия Леонидовна. Конспект занятия Чтение художественной литературы Сказка «Снегурочка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь