Михальченкова Татьяна Олеговна. СЕМИНАР для педагогов по теме: «Эффективное взаимодействие с родителями. Стратегия поведения при конфликтной ситуации»

СЕМИНАР для педагогов по теме: «Эффективное взаимодействие с родителями. Стратегия поведения при конфликтной ситуации»

Подготовила педагог-психолог первой квалификационной категории: Михальченкова Татьяна Олеговна, МБДОУ № 4 «Детский сад «Колокольчик»

«Что нужно знать, для того чтобы эффективно работать с родителями»

Образовательный уровень современных родителей довольно высок, но зачастую обнаруживаются вопиющие пробелы в психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках обращения с собственным ребенком. Это противоречие можно выделить как одну из проблем, которая возникает при взаимодействии педагогов детского сада и родителями. Разберемся, чем отличается взаимодействие педагога с родителями, из чего оно складывается и какие при этом задачи стоят перед педагогом.

 

Известно, что взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Последние три составляющие зависят от внутреннего состояния участников. В случае, если педагог или родитель недоволен тем, что происходит в детском саду (к примеру, какие покупаются игрушки, что ремонтируется и т.п.) или недостаточно информирован, взаимодействие педагога и родителя может иметь негативный вектор направленности. Взаимодействие воспитателя и родителя при этом может быть достаточно эффективным и негативным одновременно. Необходимо заметить, что в некоторых детских садах ежегодно происходит переход детей из группы в группу, порождающий психологически неоправданную смену детей и родителей. которая лишний раз убеждает воспитателей в том, что незачем тратить на родителей свои душевные силы. В этом случае может произойти даже отчуждение воспитателя от группы, от детей и от родителей. Отсутствие моральных и материальных стимулов при работе с родителями еще больше осложняет взаимодействие педагога и родителей. В большинстве случаев воспитатели взаимодействуют с родителями по необходимости или по указанию свыше: сбор денег, подготовка к праздникам и т.д.

Очень часто педагог убеждается, что взаимодействовать с родителями помимо решения насущных проблем не имеет смысла ( «Зачем напрягаться, мне за это не платят!»).

Перечислим те непростые задачи, которые стоят пред педагогом детского сада в рамках взаимодействия с родителями.

  • Преодолеть назидательное отношение к членам семьи воспитанника.
  • Выработать способ доверительного общения.
  • Воспринимать родителя как соучастника педагогического процесса, как равноправного партнера.
  • Осознавать ответственность за свои советы.

Особенность позиции педагога по отношению к родителям состоит в том, что в ней сочетаются две функции – формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух ролях одновременно: в роли официального лица и доверительного собеседника. Взаимодействие педагога с родителями проходит успешно, если обе стороны выступают как равные собеседники с правом собственной позиции. Но при этом каждый остается со своей манерой общения, несет свои переживания, которым еще только предстоит стать общими. Важную роль в установлении контакта с родителями играет форма общения. Педагоги, предпочитающие авторитарный стиль общения с детьми, сходным образом общаются и с родителями.

Структура взаимодействия педагога с родителями, которую необходимо использовать для создания доверительного контакта, выглядит следующим образом (В. А. Петровский):

  • Трансляция родителям положительного образа ребенка

Часто в повседневном общении с ребенком родители, сосредотачиваясь на негативных проявлениях, упускают из виду положительные черты его личности.

  • Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье и могут оказаться неожиданными и интересными.
  • Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, в котором активная роль принадлежит именно родителям.

Памятка для педагогов. Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями

  1. При взаимодействии с родителями не допускать, чтобы преобладали отрицательные эмоции.
  2. Признать, как минимум половину своей вины за возникновения конфликтной ситуации, а не перекладывать всю вину на родителей.
  3. Помните, что стереотипы общения могут мешать как педагогу, так и родителям (если папа – «большой начальник», он и педагогом может начать разговор как с подчиненным).
  4. После конфликта дать возможность успокоиться себе и родителям.
  5. Не избегать общения после конфликта.
  6. Через некоторое время обсудить случившееся, разобрать причины эмоциональных реакций, как родителей, так и педагога.
  7. Выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметить общую стратегию, чтобы подобное не повторялось.

Рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей***

1 тип: идет напролом, агрессивен, бесцеремонен и временами даже груб. Часто не видит и не слышит ни себя, ни собеседника. Взаимодействие рассматривает как игру-соревнование, боится оказаться неправым и, чтобы не проиграть нападает первым.

Рекомендации. Лично к вам агрессия не имеет отношения – он ведет себя так со всеми. Говорить необходимо кратко, ясно, спокойно, уверенно, так, чтобы чувствовалась ваша сила. Не говорите, что он не прав. Излагайте свою точку зрения как иную, отличную от его точки зрения. Оставляйте последнюю реплику за собой.

2 тип: склонен к скрытой агрессии, прямое нападение не характерно. Нападает исподтишка.

Рекомендации. Никогда не пропускайте подобные нападения, тактично дайте понять, то заметили нападение. Например, можно спросить: «Что вы имеете в виду?» В открытом поединке проигрывает, поэтому помогите достойно выйти из положения, например при помощи шутки.

3 тип: как обиженный ребенок может неожиданно взорваться. Не в состоянии простить ни себе, ни другим потерю над ситуацией. Постоянно недоволен самим собой и другими.

Рекомендации. Дайте разрядиться, проявите сочувствие.

4 тип: всегда всем недоволен, не верит ни себе, ни другим и во всем разочарован.

Рекомендации. Покажите, что вы понимаете проблему, это поможет такому родителю вернуть уважение к вам и себе. Ему важно, чтобы его услышали и поняли. Переключите его энергию на поиск выхода из проблемы.

5 тип: все знает лучше других и не терпит компетентности других. Хочет управлять событиями, соперников буквально парализует острыми замечаниями и бестактностью.

Рекомендации. Не воспринимайте его бестактность как личное оскорбление, он ведет себя так со всеми. Излагайте свою позицию в разговоре с ним: «Может быть», «Мне кажется». Используйте местоимение: «мы», «у нас». Этот подход может превратить родителя в союзника.

6 тип: сильно переживает по любому поводу и ни с кем не делится своими переживаниями. Ощущает безысходность и заряжает всех окружающих этим ощущением. Постоянно стремится к совершенству и не может его достичь.

Рекомендации. Не критикуйте и не торопите. Эффективная позиция «Да, это все ужасно!». Эта позиция может развернуть такого родителя на 180 градусов. Найдите и подчеркните в оценках все то, что является полезным и конструктивным.

7 тип: Очень хочет понравиться другим и пытается сделать это любой ценой. Готов делать все, что угодно, лишь бы понравиться, и, как правило, подводит в трудную минуту.

Рекомендации. Необходима четкая договоренность: что, где, когда. Подчеркните, что вам важна правдивость высказываний.

8 тип: Находится в тени, не проявляет себя, боится ответственности. Не тщеславен, не стремится к самоутверждению.

Рекомендации. Такого родителя при разговоре необходимо подбадривать шутками. Показать, что позиция «в тени» не только вредит самому родителю, но и может иметь отрицательное последствие для ребенка.

Помните!!! КОНФЛИКТ – это желание общаться, только неумелое.

КОНФЛИКТ — это желание прокричать о своих проблемах!!!

_________________________________________________________

  • ** эта типология (восемь психологических типов «трудных» родителей) достаточно условна, однако разглядев в себе или партнере по взаимодействию определенный психологический тип, можно выработать стратегию эффективного взаимодействия).
Просмотров: 529
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Брысина Ольга Юрьевна. Семинар-практикум для педагогов по теме: «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения»
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Алевтина Тарасова. Совместное мероприятие с родителями в подготовительной группе 'Спасибо вам, мамы, за то, что мы есть!'
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Тимофеева Ангелина Николаевна. Развивающие игры, как средство формирования мотивационной готовности будущих первоклассников. Взаимодействие с родителями, как залог успешной адаптации дошкольников к обучению в школе.
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Дорохина Наталья Дмитриевна. Трудности, возникающие при организации общения с родителями в ДОУ.
  • Мироненко Марина Ивановна. «Взаимодействие педагога с родителями детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания»
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Сабирзянова Э. Н.. Мастер – класс с родителями: «Что такое экспериментальная деятельность?»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Белоусова Ю.А.. Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»
  • Афанасьева Светлана Генриховна. Методическая разработка по работе с родителями «Что такое толерантность»?
  • Сабирзянова Эльвира Наильевна. Мастер – класс с родителями: «Что такое экспериментальная деятельность?»
  • Гугина Ольга Васильевна. Заметки воспитателя группы раннего возраста, или как построить работу с родителями
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Мравян Оксана Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
  • Наумова Марина Валерьевна, Абдухалыгова Наина Умудваровна. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста
  • Павлова Екатерина Николаевна. Конспект занятия в адаптационной группе (совместно с родителями) «Что ж ты, Еж, такой колючий?»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Раиса Кочкина. «Портфолио группы как эффективное средство взаимодействия с родителями и детьми»
  • Семенова Елена Николаевнв. «Родительский клуб как активная форма взаимодействия с родителями»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь