Белоусова Ю.А.. Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»

 Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»Белоусова Юлия Александровна

Воспитатель МКДОУ Центр развития ребенка – детский сад №5 «Тополек» Воронежская обл., г. Лиски

 Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам».

 Пожалуй, не стоит долго распространяться о том огромном влиянии, которое оказывает на человеческую душу художественная литература. И, как у любого явления, у этого есть две стороны: произведение может и облагородить, просветлить человека, и ввергнуть его в бездну ужаса и безысходности. Поэтому, выбирая детские книги, не поленитесь лишний раз перелистать их, чтобы освежить в памяти содержание и спрогнозировать реакцию впечатлительного, робкого ребенка. Ему не стоит рано читать страшные сказки типа «Синей бороды» и «Карлика Носа» или грустные вроде «Русалочки», «Стойкого оловянного солдатика» и «Девочки со спичками» Г-Х. Андерсена. Народные сказки, в том числе и русские, должны быть литературно обработаны, и именно для детей, поскольку в «непричесанном» варианте слишком много жестокой архаики.

Когда ребёнок капризный, впечатлительный, робкий, боится темноты и одиночества, можно обратиться к книгам, которые подсказывают, как вести беседу с ним, переубедить его, как на примере сказочных героев отучить от недостатков, повысить его самооценку, дать положительный пример.

Трусишкой и капризулей быть, конечно, плохо, и нужно преодолевать эти комплексы. К счастью, сказочные герои современных писателей помогают детям со смехом расправиться со своими страхами и капризами.

В дошкольном возрасте следует больше читать веселых произведений отечественных и зарубежных классиков детской литературы: «Буратино», «Чиполлино», «Винни-Пух», «Малыш и Карлсон», «Баранкин, будь человеком!», «Старик Хоттабыч», книги Волкова, Драгунского, Успенского, Носова, Маршака, Михалкова и другие. Они не только развлекают, но и многому учат. В том числе и смелости. А в «Приключениях желтого чемоданчика» С.Прокофьевой эта тема вообще ключевая, и с детьми, которым театрализация по душе, можно подготовить на основе этого сюжета целый кукольный спектакль.

 

Дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рассказы про животных, но взрослые не должны забывать о том, что в природе господствует беспощадный естественный отбор, и, учитывая психологические особенности детей, либо опускать кровавые подробности, либо временно воздержаться от чтения некоторых повестей и рассказов. Скажем, я бы не стала читать пяти - или даже семилетним трусишкам повесть В. Бианки про злоключения мышонка Пика. Из нее можно, конечно, почерпнуть много сведений о повадках мышей, птиц и прочих «братьев наших меньших», но вполне вероятно, что в детской памяти запечатлеется, к примеру, такая картина: «Ветви этого куста были усажены длинными острыми колючками. На колючках, как на пиках, торчали мертвые, наполовину съеденные птенчики, ящерки, лягушата, жуки и кузнечики. Тут была воздушная кладовая разбойника». Или вот такая: «Пик посмотрел, на чем он лежит, и сейчас же вскочил. Лежал он, оказывается, на мертвых мышах. Мышей было несколько, и все они закоченели: видно, лежали здесь давно».

Очень взвешенно надо подходить и к чтению детских книг приключенческого или исторического жанра. Допустим, развитому семилетнему ребенку вполне по плечу «Приключения Тома Сойера», но если он страшится темноты, одиночества, смерти и бандитов, его ночные кошмары обогатятся еще и образом индейца Джо. И уж тем более следует отсрочить знакомство с «Принцем и нищим». Взрослые обычно помнят лишь забавную интригу с переодеванием и нелепыми ситуациями, в которые попадает не знающий придворного этикета Том Кенти, но напрочь забывают тягостные и страшные подробности из жизни бедняков, а также сцены пыток и казней, которые, следуя исторической правде, описывает в своей книге Марк Твен.

Сказка венгерской писательницы, создательницы детских телепередач Агнеш Балинт (1922-2008) «Гном Гномыч и Изюмка», которую пересказал для русских читателей Г. Лейбутин. Чем привлекает эта книга? Тем, что учит родителей правильно общаться с детьми. Изюмка ведь ещё тот проказник и озорник: умываться не любит, за столом чавкает, дружить не умеет, хвастается, ленится и обманывает. Одним словом, его необдуманные поступки напоминают поступки современных дошколят.

А начинается сказка так: жил да был гном. Самый обычный маленький гном, звали его уважительно Гном Гномыч. Жил он один-одинёшенек на улице Кузнечиков в старой шляпе, а когда её унесло ветром, перебрался в новое жилище — огромную тыкву. И вот теперь приходилось свой новый, увы, съедобный домик охранять.

«— Слепые вы, что ли? Неужели не видите, что здесь живут? — возмущённо кричал он и размахивал метлой из гусиных перьев. — Тоже мне харчевню нашли!

Как-то раз хозяин не мог заснуть... Лежал то одном боку, то на другом. И вдруг услышал странный шорох».

В нашем доме нет затишья... 
Жутко в сумраке ночном,
Всё тужит забота мышья, 
Мир не весь окован сном.
Кто-то шарит, роет, гложет, 
Бродит, крадется в тиши...

Нет, эти строки сочинил не Гном Гномыч, они принадлежат литовскому поэту-символисту Юргису Балтрушайтису.

За стеной домика кто-то чавкал. Это был маленький голодный поросёнок, похожий на сушёную изюмку, его, кстати, так и звали — Изюмка.

Доброму Гному жалко стало бедного поросёнка, и он сказал:

— Знаешь что, Изюмка, оставайся-ка ты лучше у меня! Всё равно гном я одинокий. Сижу, скучаю, пока ветром случайно не занесёт сюда какую-нибудь старую газетёнку для чтения.

Пожалел ли о своём решении гном, вы узнаете, когда прочитаете повесть о мудром гноме, его воспитаннике Изюмке, их соседях и друзьях: Дядюшке Граче, зайчике Сене, мышке Кишмишке, рыженьком хомячке-потеряшке Фадейке.

В повести «Дядюшка Шорох и Шуршавы» Владислава Бахревского мы становимся свидетелями интересных приключений двух братьев: младшего Жени и старшего Лёни! Ох и непросто им ладить друг с другом: тут и зависть, и обида, и соперничество.

Мальчики совершенно случайно попадают в сказочный мир и здесь находят вещи, которые когда-то забылись и потерялись.

Братья знакомятся с Дядюшкой Шорохом и Шуршавами, успевают спасти сказочный мир от злобного короля летучих мышей и находят пропавший мамин перстень. Эта история расцвечена юмором, озарена сказочной фантазией и не обходит стороной вопросов, которые в определенном возрасте должен решать каждый растущий человек.

Теперь редко кто боится лешего, кикимору, русалок, а Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и вовсе не в счёт. Ребята любят пугать друг друга, в темноте рассказывают всякие страшные истории о привидениях, домовых, ведьмах. Рассказчики и сами порой трепещут от страха. А дети из повести финского писателя Ханну Мякеля «Господин Ау» никого не боятся.

Главный герой — маленький смешной ленивый человечек, который стремился напугать всех вокруг. Такова была его «работа», с которой он не всегда хорошо справлялся. Тем же занимался и его прадедушка, и его дедушка, а папа куда-то пропал.

Иногда просыпаясь раньше обычного, он находил много интересных занятий дома. Очень часто совершал глупые ошибки, но тем забавнее в наших глазах становится этот старичок. Писатель так интересно и подробно описал Господина Ау, что можно поверить в его существование.                       

Сказки немецкого писателя Отфрида Пройслера (1923-2013) весело читать, в них много приключений, озорных проделок и шуток. И в то же время это серьёзные сказки. Автор не боится показывать своим читателям проблемы взрослого мира, старается пробудить самые лучшие качества: сострадание, благородство, стремление понять другого.

Он был учителем начальной школы, со своими учениками путешествовал, рисовал, рассказывал им разные истории, смешные и грустные, серьёзные и беззаботные. А потом записал эти рассказы. Так родились его книги: «Маленький Водяной», «Маленьким Ведьма», «Маленькое Привидение». Водяной, Ведьма и Привидение маленькие, а значит совсем не страшные.

За весёлыми приключениями и лукавым колдовством скрыты у Пройслера нравственные уроки. Развлекая читателей, автор вселяет в них силу духа и смелость. В сказках целая панорама  характеров: застенчивые и отчаянные, трусливые и самоуверенные... Жаждущие жестокой расправы и готовые всегда прийти на помощь. Мудрые и глуповатые. Печальные и озорные. Всё как в жизни. И, как в жизни, много шуток и юмора. «Ах, брось! — говорит Ворону Маленькая Баба Яга. — Без шуточек как-то скучно». А юмор защищает детей, помогает им почувствовать свободу души.

Встреча с книгами Отфрида Пройслера может стать одним из запоминающихся моментов в жизни ребенка. Вместе читать и размышлять над сказками этого немецкого писателя, продолжить их в игре — занятие увлекательное и полезное. Тем более, что перевёл, а точнее пересказал их замечательный детский писатель Юрий Коринец.

Книги О. Пройслера доставят радость: чтение вслух, совместные переживания, общее веселье, ответы на возникающие вопросы, пояснения незнакомых слов, рассматривание иллюстраций. Эти мудрые сказки сблизят взрослых с детьми, старших ребят с пятилетними малышами, и всем будет интересно.

Прочитав, можно побеседовать, домыслить, пофантазировать. И будет здорово, если возникнет желание перевоплотиться в героев книжки. Из бумаги, марли, ваты и кусочков материи можно сделать костюмы ворона Абрахаса, филина Шуху. И здесь хорошим помощником будет иллюстрация. Цветные и чёрно-белые рисунки И. Кабакова очень выразительны.

Перевоплощаясь в героев книжки, дети продумывают речь и манеру поведения, характер и мотивы поступков. Простор для забавных занятий с малышами обширен. Можно разыгрывать сценки и устраивать чтение, распределив роли. Интересно поразмыслить, как бы поступили сказочные герои в определённых ситуациях в нашей жизни. Например:

Что бы сделала Маленькая Баба Яга, если бы увидела, как большие мальчишки обижают малышей?

Что бы произошло, если бы Маленькое Привидение заметило в зоопарке девочку, которая дразнит животных?

Какое наказание придумал бы Маленький Водяной для людей, которые сбрасывают в речку мусор?

Сказки Пройслера подсказывают сюжеты для игр: ведь, правда же, увлекательное дело — устроить День стрелка, или Лесной карнавал, или показать фокусы. Творческое пребывание в атмосфере сказок Пройслера, несомненно, оставит у ребёнка светлые воспоминания.

Конечно, очень может статься, что ваш ребенок «псевдотрусишка» и страх был у него признаком какого-то другого душевного конфликта: неутоленной жажды лидерства, ревности, страдания из-за ощущения своей ненужности, заброшенности. В психологических играх это все быстро выявится, и тогда то, о чем пойдет речь дальше, к вам не относится. Но если ваш ребенок от природы робок и боязлив, не стремитесь сделать из него супермена. Психологические игры, а главное, бережное, тактичное обращение взрослых, помогут ему избавиться от патологических страхов, но не обольщайтесь, отчаянным храбрецом и сорвиголовой он, вероятнее всего, не станет. Ориентируя такого ребенка на подобные примеры, вы только лишний раз понизите его самооценку, а, в конце концов, сформируете комплекс неудачника. Как же быть?

У каждого человека есть свой предел возможностей, не выходя за грань которого, можно добиться очень многого. Надо только правильно определить, что человеку органически присуще, а что – нет. Принято считать, что практически любой недостаток человека можно обратить в достоинство. Трусишкой быть, конечно, плохо, но, если, преодолев болезненные страхи, ребенок станет осторожным и осмотрительным, вреда от этого никому не будет, а будет только польза. Тем более что от природы робкий ребенок тоже способен проявить чудеса мужества, но не на том поле битвы, на котором побеждают герои приключенческих романов и боевиков. Его сфера – интеллектуальная: наука, искусство, литература. Поэтому предлагайте ему читать больше книг об ученых, писателях, художниках (судя по тому, к чему у него самого есть склонности). В них он найдет достойный образец для подражания, созвучный с особенностями своей натуры. Да и приключений, подвигов, которых так жаждет подросток, в этих книгах тоже будет немало. Одна история Коперника или Галилея чего стоит! Упорно отстаивать свои взгляды, стойко вынося нападки врагов, разве это не подвиг? Даже монотонная с виду жизнь кабинетного ученого может быть наполнена мужественными, дерзновенными поисками, только это будут поиски научной истины, а не сокровищ Вест-Индии.

Кстати, о сокровищах. Вряд ли имеет смысл нацеливать впечатлительных, ранимых детей на занятие бизнесом. Прежде всего, разумеется, потому, что эта сфера сейчас сильно криминализирована, и человек с тонкой душевной организацией не сможет чувствовать себя в ней спокойно и уверенно, а, следовательно, не добьется больших успехов. Но даже если бы все наши бизнесмены стали бы в одночасье порядочными, культурными людьми, свято чтущими закон, творческим личностям (а я уже говорила, что у робких детей, как правило, большой творческий потенциал) разумнее поискать более интересную область приложения своих талантов. Короче, не требуйте от Зайчишки-Трусишки, чтобы он стал Волком, но постарайтесь, чтобы он постепенно превратился в здорового, уверенного в себе, красивого Зайца. И не паниковал при мысли о волках.

 

 

 

Просмотров: 544
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Чуйкова Елена Борисовна,. Родительское собрание Что и как читать ребёнку 5-6 лет дома
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Золотых Анастасия Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Малиновская Ольга Павловна, Потапова Наталья Александровна, Потапова Наталья Александровна. Интегрированное занятие по здоровому образу жизни «Что бы здоровье сохранить — научись его ценить»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Борисова Валентина Анатольевна. Что читать детям разного возраста
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Ирина Викторовна Пермякова. Как хорошо, что есть театр!
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Марина Бурунова. Творческий проект: «Что за прелесть эти сказки!»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь