Бычкова Елена Анатольевна. Применение наглядных пособий и дидактических игр в процессе ознакомления старших дошкольников с родным краем

Применение наглядных пособий и дидактических игр в процессе ознакомления старших дошкольников с родным краем

подготовила Бычкова Елена Анатольевна

Название (номер) учреждения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

Должность: старший воспитатель

Город (село, поселок), Область, Край: Пос. Чегдомын, Верхнебуреинский район, Хабаровский край

«Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати – поле», — писал Д.С. Лихачев.

Скачать конспект

Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному), чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного “созревания”. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным краем.

Мы живем хоть и в небольшом, но очень уютном и шахтерском поселке Чегдомын. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет, и наша задача — раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к своему поселку, помочь детям узнать, чем замечателен поселок, кем он знаменит, что мы о нем знаем, дать о нем некоторые доступные исторические сведения, показав все то, что будет напоминать в дальнейшем о поселке, в котором он родился. Мы также прекрасно осознаем, что воспитывать наших малышей нужно на конкретных примерах, исторических событиях, даже на уровне небольшого поселка, такого, как наш. В октябре 2012 года на базе дошкольного образовательного учреждения была открыта инновационная площадка по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомление детей с родным краем в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и социума». Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты мониторинга в детском саду по ознакомлению дошкольников с родным поселком, районом, показал низкий уровень мотивации и интереса детей к краеведческой деятельности. Дети имели скромные представления о природе и достопримечательностях поселка, символике района, что вывело наш педагогический коллектив на необходимость усиления работы в данном направлении, наполнении ее новым содержанием.

В результате инновационной деятельности были разработаны:

1. Учебно – методический комплекс для сопровождения образовательного процесса с дошкольниками по теме:

  • Дополнительная образовательная программа «До чего же он хорош, край, в котором ты живешь».
  • Разработан совместный план музейно — образовательной деятельности: «Музей и дети».
  • Практический материал для образовательной деятельности с детьми сценарии познавательных занятий, цикл экскурсий и наблюдений, дидактический материал, подборка видеопрезентаций и видеофильмов о жизни посёлка, труде шахтёров, первых поселенцев. Проекты: «Эвенки –лесные люди», «Профессии моих родителей», «Старость надо уважать», «Чегдомын-шахтерский поселок».

Оформлены:

  • Уголок краеведения в группах
  • Фотостенд: «Люби и знай свой родной край»,
  • Фотокнига: «Чегдомын — мой поселок родной, которая пополняется фотоматериалами, заметками о посёлке: его жизни, социальных объектах, предприятиях, природе и тд.
  • Макеты: «Главная улица поселка», «У чума», карта «Вот эта улица, вот этот дом..»

Подробно хотелось бы остановиться на прекрасном дидактическом пособии, которое позволяет подать всю имеющуюся информацию в доступной, занимательной и компактной форме, закрепить представления о родном поселке, районе – лэпбук (тематическая, интерактивная папка).

Пособие ориентировано:

  • на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, внутреннего и духовного мира;
  • на свободное сотрудничество взрослых и детей, а также детей друг с другом;
  • на единство и взаимосвязь содержания образования по всем направлениям.

Лэпбук интересен и полезен тем, что мы его делали в совместной деятельности с детьми, в форме представления итогов проекта «Чегдомын — мой поселок родной», развивающие задания просты, реальны и доступны для каждого ребенка. В книгу вошли страницы с изображением карты Чегдомына и символики Верхнебуреинского района, информация о природе, растениях, животных, встречающихся на его территории, малочисленных коренных народах, проживающих здесь, предприятиях, достопримечательностях поселка, профессиях и тд.

В центре папки помещена фотография главы Верхнебуреинского района, “Герб, флаг Верхнебуреинского района ”. Дети рассказывают о значении символики района (флаг, герб). уже зная историю возникновения поселка, стараются сами объяснить, почему на нём изображены те или другие элементы.

  • «От прошлого к настоящему»

Цель: закрепление знаний о родном поселке в процессе сравнения характерных особенностей старого и современного поселка Чегдомын. Развитие мышления и речи, воспитание интереса к его настоящему и прошлому.

Материал оформлен в виде ленты с попарно закрывающимися окошками, где изображены улицы, учреждения, события старого и современного поселка.

Фотографии становились темой для обсуждения жизни поселка в прошлом и настоящем.

  • Кармашек с фотографиями «Предприятия поселка».

Цель: закрепление представлений детей о предприятиях поселка.

Материал к игре: фотографии видов предприятий.

Детям предлагается составить рассказ о полезных ископаемых, добываемых на этих предприятиях, значении их добычи для всего Хабаровского края, России.

  • Книжка – гармошка «Как все начиналось».

Цель: в форме ленты-времени дети шаг за шагом знакомятся с историей образования главного предприятия поселка.

Наглядно представлен материал в фотографиях посвященных истории образования угледобывающего предприятия поселка Чегдомын «Ургалголь».

Приобщая детей к истории возникновения поселка и его названия, через увлекательные рассказы вводили детей в то далёкое время. Дети составляли рассказ о том, как появился на земле наш поселок. Первые геологические экспедиции, приезд людей на строительство шахты, военные годы, тяжелый шахтерский труд. Книжка — гармошка «Как все начиналось» повествует ребятам об исторических событиях, связанных с развитием шахты, с которой тесно связана и жизнь чегдомынцев. Для удобства книжку можно открепить, дополнить новыми снимками.

  • Книжка-малышка «Первые поселенцы».

Цель: закрепить знания детей о первых поселенцах поселка, эвенков, развивать толерантные чувства по отношению к другим народам.

Перелистывая странички книжки, дети вспоминают об историческом прошлом поселка, рассказывают о том, что узнали об эвенках их быте и жизни в давние времена и сегодня из рассказов экскурсовода краеведческого музея, видеофильмов о народах Севера и тд.

Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме.

  • Конверт с разрезными картинками: «Составь картинку и назови улицу»

Цель. В игровой форме закрепить название улиц поселка.

Варианты заданий:

Составь картинку и назови улицу.

Покажи улицу на карте поселка.

Какие достопримечательности находятся на этой улице?

Что означает название улицы? И тд.

  • Карта поселка «Пройдемся по улицам поселка».

Цель. Уметь ориентироваться по карте- схеме поселка, закрепить знания о названиях улиц, расположения основных социальных объектов, предприятий, достопримечательностях.

Дети находят и называют улицы поселка, учреждения, предприятия, достопримечательности, значками отмечают местонахождение детского сада.

  • Дидактическая игра «Деревья-кустарники»

Цель. Обогащение знаний детей об окружающей природе родного края.

В процессе игровых заданий учим сравнивать и называть характерные особенности разных видов деревьев, кустарников произрастающих на территории детского сада, поселка. Развиваем память, мышление, речевую активность.

Материал представлен дидактическими карточками с изображением деревьев и кустарников, круга со стрелочкой, карманом.

Варианты игровых заданий:

  • Загадай загадку, укажи стрелочкой отгадку.
  • Расскажите стихотворение о растении, на которое указала стрелочка
  • Какого растения не стало?
  • Какое растение лишнее? Почему? (лиственное, хвойное и тд)
  • Разместите в кармашке деревья, которые растут у нас на участке.
  • Какие хвойные деревья? Лиственные? Почему они так называются?

8. «Угадай и расскажи»

Цель: закрепление знаний о лесных жителях природы Верхнебуреинского района, их среде обитания и образе жизни, питании.

Задание оформлено в форме открывающегося восьмиугольника и напоминает бумажный цветок. На каждом лепестке имеется загадка с ответами- картинками (8 загадок о птицах, животных). Каждую книжку можно дополнить новой информацией. Дети отгадывают загадку, открывают отгадку, рассказывают о животном (чем питается, какой ведут образ жизни)

9. Фотоальбом «Профессии моих родителей»

Цель: формирование представлений дошкольников о труде людей разных профессий.

В книгу вошли фотографии с экскурсий на рабочие места родителей. С помощью опорных картинок дети рассказывают о труде взрослых. В процессе составления рассказов особое внимание уделяем усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?). Фотоальбом крепится к странице лэпбука с помощью липкой ленты.

Приложением к лэпбуку является игра по типу «Гусек», «Путешествуем по родному поселку.

Цель: выявление общих представлений детей о том, какие предприятия, учреждения, достопримечательности находятся в поселке Чегдомын. Уметь рассказать о них.

Игровая цель: Кто быстрее доберется до нашего детского сада. Материалом служит большая фотокартина с видом поселка, на которой нанесены основные учреждения, достопримечательности поселка, кости, фишки. На карте обозначена исходная позиция для играющих «Вокзал поселка Чегдомын», от которой идет дорожка из кружков до конечного пункта «Детский сад». Фишку передвигают вперед по пунктам — кружкам, на число, выпавшее на костях. Продолжить пусть можно после того как ребенок расскажет о данном объекте, его значении для поселка, если информация не верна — шаг назад. Для придания игре остроты можно добавить правила пропуска хода назад, переход на несколько ходов вперед. Задания можно усложнить, используя карточки с вопросами об истории, достопримечательностях, природе района поселка. Цвет карточек указывает на сложность вопроса.

Варианты вопросов:

  • Как называется поселок, в котором живем?
  • Почему поселок называют шахтерским?
  • Что обозначает герб района?
  • Кто является автором гимна Верхнебуреинского района?
  • Что обозначают цвета на флаге района?
  • Как переводится название поселка Чегдомын?
  • Какие народы живут на территории района?
  • Какие деревья произрастают в поселке?
  • Как называется заповедника в нашем районе?
  • Назовите полезные ископаемые, добываемые на территории района? и тд.

Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать- поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Возможности, заложенные в папке, помогут познавательному развитию детей по региональному компоненту. Воспитывая у детей любовь к родному поселку, подводим их к пониманию, что их поселок — это частица Родины.. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубинная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Поэтому педагоги нашего детского сада буду продолжать работу по ознакомлению дошкольников с историей создания и развития поселка.

Просмотров: 448
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Захарова Наталья. Отчет о работе детского сада «Родничок» в номинации «Эковолонтеры поселка»
  • Зельман Наталья Евгеньевна. Конспект СОД «Достопримечательности поселка Дергачи»
  • Каменских Надежда Васильевна. Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы Тема: «Памятники поселка Юго-Камский»
  • Сергеева Тамара. Первичная профсоюзная организация государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №57 комбинированного вида Приморского района Санкт — Петербурга
  • Минаева Светлана Викторовна. Презентацию о моем родном городе — поселке Чкаловский Щелковского района Московской области «Мой любимый город»
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анжела Анатольевна Винюкова. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности
  • Нескучаева Ирина Юрьевна. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Как человек рассеянный с улицы Бассейной узнал, что такое чистота»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Саранцева Елена Геннадьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Что такое телевидение».
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Светлана Сычева. Игра « Что к чему и почему?» Игра для детей 4 - 7 лет
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Ан Таисия Евгеньевна. СЦЕНАРИЙ ОСЕННЕГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЧТО МЫШКА ДЕЛАЕТ ОСЕНЬЮ?»
  • Наталья Бондаренко. Конспект организованной учебной деятельности по английскому языку в старшей группе детского сада на тему Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь