Булатова Эльвира Юрьевна. Дифференцированный подход к профилактике заикания

Дифференцированный подход к профилактике заикания

О необходимости профилактики заикания говорят все авторы которые занимались вопросами изучения его этиологии, патогенеза и коррекции.

Необходимость профилактики заикания обусловлена тем, что это одно из наиболее часто наблюдающихся расстройств речи.

С возрастом это нарушение в большинстве случаев закрепляется и резко утяжеляется, обрастает психогенными наслоениями, сопровождается трудовой и социальной декомпенсацией, приводит к значительным трудопотерям.

Существующие системы преодоления заикания не во всех случаях дают желаемые результаты.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что профилактика заикания и по сей день является задачей, имеющей социальное и экономическое значение. Обзор литературных источников показывает, что рекомендации профилактической работы сводятся в основном к перечислению ряда мероприятий без должного учета причинных и возрастных факторов, т.е. игнорируется дифференцированный подход.

 

Скачать конспект

Этими исследованиями была охвачена большая грушш детей, страдающих заиканием, состоящих на учете в медицинских учреждениях. Основными методами исследования явились:

  • анализ медико-педагогической документации заикающихся;
  • опрос родителей, позволяющий выявить особенности развития ребенка, бытовые условия, взаимоотношения в семье,уровень сформированности речевой деятельности у ребенка к моменту возникновения заикания.

Был осуществлен сопоставительный анализ причинных, возрастных факторов возникновения заикания и периодов формирования высказывания у ребенка в онтогенезе. А также, обнаружен наиболее опасный возрастной период возникновения заикания под воздействием неблагоприятных факторов (Вересова (Булатова) Э.ЮМ Ермилова К.Г. Связь возникновения заикания с овладением ребенком синтаксическими (Сб. Психолого-педагогического изучение детей с нарушениями умственного и физического развития. — М., 1985).

Данные исследования и мой опыт работы с детьми, речь которых отягощена логоневрозом, позволяют сделать вывод что дифференцированный подход.

В целом задачи профилактики заикания сводятся к созданию условий, способствующих:

  • нормальному физическому развитию;
  • нормальному речевому и психическому развитию;
  • формированию положительных эмоционально-волевых качеств.

Учитывая такие причины заикания, как генетическая обусловленность, резус-конфликт, родовая травма, асфиксия, полагаю, что его профилактика в данном случае должна начинаться еще в консультации для будущих матерей Она должна состоять в том, что логопед проводит беседу о формированию речевой и психической деятельности в онтогенезе и выдаст на руки памятку для молодой матери по профилактике заикания.

Дети,перенесшие резус-конфликт в сочетании с асфиксией,нуждаются в очень раннем осуществлении медикаментозного лечения по устранению отрицательного невропатического фона, т.е. еще до появления фразовой речи. С этими детьми следует проводить на первом году жизни специальные занятия,стимулирующие речевое развитие (С-Л-Новоселова, 1985; Янушко, 2007; Р.СЛемцов, 2002; Е.ВЛПереметьева, 2012). В том числе, по методике, предложенной М-М. Кольцовой (1973, 1998) и ее сотрудниками, основывающейся на раннем развитии мелкой моторики ведущей руки^

Учитывая, что одним из факторов, вызывающих заикание, в сочетании с вышеперечисленными является соматическая ослабленность, необходимо с первых месяцев жизни ребенка с целью укрепления всего организма по консультации врача проводить профилактическую работу в виде закачивания. Используя опыт ТЛ. Воронцовой (1980), можно рекомендовать те же мероприятия, что и для детей с врожденным расщеплением нёба. Это должны быть воздушные ванны, водные процедуры, прогулки, физические упражнения и т.п. Процедуры необходимо проводить как можно раньше, учитывая индивидуальные спобнности ребенка и постепенно увеличивая нагрузку. С целью профилактики в работ) ^ вводится гимнастика, проводимая матерью под наблюдением врача. Планирование физических упражнений должно соответствовать физическим этапам развития ребенка в онтогенезе. Развитию движений на первом году жизни способствует ползание, что подготавливает ребенка к правильному сидению, ходьбе, улучшает дыхание.

Как отмечает Т.Н. Воронцова (1980), в динамическую гимнастику должны быть включены такие упражнения, как: стимуляция ползания за яркой, красивой игрушкой, при поддерживании за обе руки.

В более позднем возрасте в динамическую гимнастику включаются упражнения, способствующие формированию ходьбы,бега, ползанию, бросания, развитию мелкой моторики рук.

В сочетании с физическими упражнениями должна проводиться дыхательная гимнастика.

Необходимо создавать специальные условия для формирования фразовой речи детям в возрасте от полутора до четырех лет, помогать оформлению сложного предложения от четырех до пяти лет и репродуктивно монологической речи от пяти лет и выше. С этой целью могут быть использованы вес пособия, которые рекомендуются для работы по формированию речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

Во всех случаях работы по формированию речевой деятельности у д^гей, склонных к заиканию, необходимо учитывать ведущее значение практически) й деятельности, т.е. действие с предметами.

Дети с наследственной предрасположенностью к заиканию, а также перенесшие асфиксию, родовую травму,резус-конфликт, соматическую ослаблснность, нуждаются в развитии навыков смелого поведения, коллективной игровой деятельности, в щадящем отношении к их нервной системе на протяжении всего дошкольного возраста, о мере возможностей эти дети должны также избегать контакта с заикающимися. Необходима широкая, действенная, научно обоснованная пропаганда знаний среди родителей и дошкольных работников о недопустимости перевоспитания левшества.

Просмотров: 340
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Шилейко Елена Валентиновна. Значение игровой деятельности в устранении заикания у дошкольников
  • Алешина Елена Ивановна. Консультация для родителей «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях»
  • Татьяна Моторина. Методы и приёмы, оптимизирующие коррекционную работу по преодолению заикания
  • Забалуева Яна Александровна. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУКЛОТЕРАПИИ
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Куриленко Татьяна Алексеевна. «Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Брык Галина Ивановна. Опыт работы: «Создание условий для возникновения у детей раннего возраста эмоционально — положительных состояний и обогащения их эмоциональных переживаний»
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Васильева Марина Александровна. Необходимость развития мелкой моторики в жизни ребенка.
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Никулова Т. И. Конспект интегрированного досуга для детей с общим недоразвитием речи и их родителей «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое терроризм?»
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Ерышканова Наталья Владимировна. Конспект коррекционного занятия по развитию мелкой моторики рук «Что умеют наши пальчики»
  • Хохлова Елена Юрьевна. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Осеннее путешествие»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Каракина Ксения Сергеевна. Значение мелкой моторики рук в общем развитии ребенка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь