Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'

Методическая разработка Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на светеМетодическая разработка "Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете"

(Беседы о правах ребенка) Старшая группа

Цели:

  • П.р. Способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о «Конвенции о правах ребенка”.
  • Учить детей правильно понимать значение слов «права и обязанности».
  • Познакомить с основными гражданскими правами и обязанностями детей.
  • Учить анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы.
  • С – к. р. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности.
  • Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Р.Р. Формировать умения и навыки связно излагать мысли, обогащать словарный запас.
  • Ф.р. Развивать основные физические качества детей с помощью подвижных упражнений и игр, поддерживать позитивное отношение к здоровому образу жизни.

Сентябрь.

 

Беседа 1. Понятие о правах и обязанностях. Право на жизнь.

Ребята, сегодня к нам из волшебного сада, прилетела чудесная птица, а зовут её Птица — Счастья. В своем клюве она принесла нам необычную, но очень важную книжечку, в которой прописаны права маленьких граждан. Книга эта называется «Конвенция о правах ребенка».

Теперь эта книга останется в нашей группе, птица хочет, чтоб каждый ребенок был счастлив, а для этого нужно знать свои права и никому не позволять их нарушать.

-Ребята, как вы думаете, что такое права?

Права – это правила, по которым живут люди.

Каждый из нас является частью общества, а значит должен жить по определенным правилам.

Права не нужно покупать или зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.

Пусть, наконец, узнает каждый и расскажет всем, всем, всем,

Что ребёнок — тоже человек, только маленький совсем.

Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.

Ребята, а вы знакомы с такой ситуацией когда дети говорят:

«Я — ребёнок, мне всё можно».

Чуть что в крик:

«Не имеете права!».

Законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих.

Имея права, ребёнок должен соблюдать и свои обязанности.

Обязанности – это те действия, которые ребенок должен выполнять сам постоянно. Права и обязанности неразрывно связаны друг с другом.

Сегодня мы познакомимся с первым очень важным правом, которое имеют все дети на планете — это право на жизнь, ведь как только ребенок рождается, любые попытки причинить вред его здоровью преследуются по закону.

Ребята, а как надо вести себя детям, чтобы не нарушать это право? (Нельзя играть в опасные игры).

Ребята, в сказках, права сказочных героев тоже часто бывают нарушены. (Показать иллюстрации к сказкам «Колобок» и «Волк и семеро козлят»)

Подумайте, кто из героев этих сказок нарушил право на жизнь?

(Волк, проникнув в домик козлят, съел их. Лиса съела колобка.)

Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).

Игра «Спасатели»

Цель игры: Закрепление права на жизнь. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, в горящем доме).

Ход игры: Добежать до обруча, взять игрушку и вернуться назад.

Игра проводиться в виде эстафеты, используются два обруча, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.

Октябрь.

Беседа 2. Право на воспитании в семейном окружении.

Ребята, посмотрите Птица — счастья снова прилетела к нам, а значит,

сегодня мы познакомимся с новым правом, а узнать, о каком праве идет речь нам поможет загадка и эта фотография (семейная фотография).

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я»
Что получится? (Семья)

А как одним словом можно назвать всех людей, изображенных на фотографии?

(Семья).

Что такое семья?

Семья — это когда взрослые и дети живут вместе.

Семья является опорой каждого ребёнка, это «маленький островок» безопасности, где всегда ждут, любят, заботятся о вас.

В книге прав ребенка записано, что каждый ребенок имеет право проживать в семье, со своими мамой и папой, а также имеет право на любовь и заботу со стороны родителей.

«Коли есть отец и мать, то ребенку благодать», – гласит народная пословица.

Очень трудно самому,
Жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.

В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

А какие обязанности необходимо выполнять, чтобы в семье всегда было согласие, дружба, понимание?

  • Надо слушаться своих родителей.
  • Надо помогать своим родителям.
  • Не огорчать своих родителей.
  • Надо быть всегда вежливыми.
  • Если нарушил правило, надо попросить прощение.

Пословицы:

  • Кто живет ладно, у того все складно
  • Вся семья вместе – так и душа на месте
  • Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

И как напутствие вам, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и прочитаем строчки из одного стихотворения:

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездка на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно, семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните.

Хочу, чтоб про вас говорили, друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.

Ноябрь.

Беседа 3. Право на имя.

(Птица – Счастья приносит в клюве свидетельство о рождении)

При рождении все дети нашей страны получают документ. Он называется «Свидетельство о рождении».

Эта книжка — невиличка,
Нет рисунков на страничках,
Но в любое время дня
Все расскажет про тебя.

В этом документе закреплено право ребенка на имя.

Получение имени – это тоже право каждого ребенка.

Имя каждому дано и у всех оно одно!

Мы привыкли к тому, что у человека есть собственное имя.

Но иногда можно услышать, как дети или даже взрослые, вместо имени называют прозвище, называют друг друга по фамилии? Это правильно? (нет)

- Какая обязанность есть у вас, связанная с этим правом? (Обращаться и называть друг друга только по имени по имени).

И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку — это нарушает его право на имя.

Если человек родился
Имя дать ему должны.
Будет жить в любви, заботе,
Гражданин своей страны.

Игра «Паутинка»

Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из детей, называя того ласково по имени:

-Сашенька!

Саша наматывает нить на палец, а клубок бросает дальше, называя следующего игрока:

–Сереженька! Сергей наматывает нить на палец, а клубок бросает дальше, обращаясь ласково к следующему ребенку:

– Олечка! И т.д.

В руках у детей получится «паутинка».

Декабрь.

Беседа 4. Право на получение образования.

Ребята, а вам интересно, какие права ещё есть у детей? Тогда давайте позовем Птицу – Счастья. (Прилетает, приносит Букварь)

- Узнаете эту книгу?

-Кто догадался, о каком праве мы с вами будем говорить сегодня?

Дети имеют право на получения образования.

Где можно получить образование?

(в школе, в детском саду, в университете).

Да, право на образование существует для того, чтобы каждый ребёнок мог учиться, начиная с детского сада, потом школа, и другие учебные заведения.

Для чего надо учиться? (быть грамотными, много знать, получить профессию)

* Нужно всем учиться в школе
Чтобы грамотными стать
И никто у вас не может
Это право отобрать.

- «Землю украшают нивы, человека – знания»

-В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться, не пропускать занятия без причин, соблюдать дисциплину в школе, не наносить вред материальному имуществу учреждения, соблюдать чистоту.

Правильно, ребята, скоро вы пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания.

Поиграем в игру «Продолжи пословицу».

- Я начну, а вы продолжайте:
* Учись смолоду — … (не помрешь под старость с голоду)
* Ученье – свет, а… (не ученье – тьма)
* Грамоте учиться — … (всегда пригодится)

* Не стыдно не знать – стыдно… (не учиться)
- Учиться — … (всегда пригодится).

Январь.

Беседа 5. Право не подвергаться жестокому обращению.

(Птица приносит детям сердечко)

Ребята, это сердечко — символ тепла человеческих сердец.

Дети имеют право на безопасные условия жизни — это значит, что если вас кто-то обижает, унижает, избивает или оказывает на вас воздействие, то есть убеждает вас сделать то, что вы считаете для себя недопустимым, пожалуйста, не ищите выхода из этого трудного, а порой и унизительного положения самостоятельно, а обратитесь за помощью к старшим, например, к родителям, бабушке или к воспитателю. Поверьте, они найдут способ помочь вам в этой беде.

Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить детей запрещено.

Целовать их нужно чаще,
И подольше, и послаще.

Обязанности — слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание.

Дети, каждый из вас скажет без труда, сколько ему лет. А есть ли у вас братья и сёстры, которые младше вас?

Вы их не обижаете?

Можете ли вы ударить просто так?

«Глупые ссорятся, а умные договариваются» — гласит пословица.

Также ваша обязанность заботиться о тех, кто младше и слабее вас и не обижать их.

Вспомните, ребята, как в сказке «Буратино» Карабас – Барабас относился к своим куклам? (бил их плеткой, унижал).

-Имел он на это право?

-Что должны были сказать ему куклы?

(Не имеете права подвергать нас пыткам и жестокому обращению).

Февраль.

Беседа 6. Право на защиту от всех форм эксплуатации.

Птица — Счастья приносит иллюстрации к русским народным сказкам «Крошечка -Хаврошечка», «Маша и медведь»

Ребята, вы узнали героиню этой сказки? Вспомните, как жилось Крошечке – Хаврошечке?

Осталась она сиротой, взяли ее жить к себе злые люди, выкормили, да работой заморили: она все прибирала, и за всё отвечала. Мачеха и ее три дочери только и знали, что у ворот сидели, на улицу глядели, а Хаврошечка все на них работала: их и обшивала, для них и пряла, и ткала и слова доброго никогда не слыхала.

Птица – счастья сегодня прилетела, чтоб познакомить вас с еще одним правом детей:

Все дети имеют право на защиту от всех форм эксплуатации – это значит, что дети не должны выполнять никакую работу, которая может представлять опасность для их здоровья.

Иногда случается, что детей из многодетных или бедных семей заставляют работать. Эти дети выполняют тяжелую работу по дому, на огороде или даже вне дома (например, моют чужим людям машины, нянчат соседских детей и т.п) для получения каких-либо денег.

Ребята, запомните, никто не вправе заставлять вас работать не по силам, даже родители. А вот помогать – да!

Представьте такую ситуацию, мама попросила сына убрать за собой игрушки и пропылесосить ковер или заправить свою постель, а он как закричит:

-Не имеете права заставлять меня работать, вы нарушаете мои права!

Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?

- Нет, он не прав, потому что игрушки он должен убрать за собой и пропылесосить тоже — за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству.

- Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать ее право и помогать ей.

Показать иллюстрацию к сказке «Маша и медведь»

- Вспомните, как называется эта сказка?

Какие права нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой?

- Право жить и воспитываться в семье. — Он хотел, чтобы Маша у него жила, в лесу.

-Право на защиту от всех форм эксплуатации — Он хотел, чтобы Маша, в избушке убирала, печку топила, пирожки пекла, кашу варила, да его кашей кормила.

Как должна ответить Маша, защищая свои права? … (Не имеешь права заставлять меня работать).

-Право на жизнь — А если Маша убежит, то он ее поймает и съест.

Март.

Беседа 7.. Право на дом и на приемлемый уровень жизни.

- Как вы думаете, почему Птица – Счастья принесла нам иллюстрацию с изображением дома?

Потому, что все дети имеют право на дом и на приемлемый уровень жизни.

У человека дом был всегда. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха.

Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!

Никто не имеет право выгонять вас из дома, входить в чужой дом без разрешения хозяев, нарушать неприкосновенность вашего жилища.

Никогда не открывайте дверь чужому человеку, даже если у него приятный голос.

- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

Показать иллюстрацию к сказке «Заюшкина избушка»

- Ребята, из какой сказки эти герои?

Посмотрите кто здесь не прав?

- Лиса не имеет право выгонять зайца из его собственного дома. Она не права.

В дом без спроса к вам никто,
Заходить не может.
Ваши вещи и добро,
Брать не может тоже.

Апрель.

Беседа 8. Право на отдых и досуг.

Птица – Счастья приносит картинку с изображением мяча.

Ребята, сегодня птица – Счастья снова прилетела к нам, но на этот раз она хочет, чтобы вы поиграли с мячом.

Игра «Горячая картошка» Цель: передавать мяч точно в руки, никого не пропуская.

Описание: Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, — по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.

Указание: Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

-Ребята, кто из вас догадался, почему знакомство с правами детей мы сегодня начали с игры? Что это может обозначать?

Это значит, что все дети имеют право на отдых — на свободное время для игр и развлечений, занятий любимым делом, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом, искусством, музыкой, театральными постановками.

- Как вы любите отдыхать? (гулять, смотреть телевизор, играть в игры, рисовать, ходить в театр и кино, спать и т.п.)

- Без отдыха человек может заболеть.

«Сделал дело – гуляй смело» — гласит пословица.

- Ребята, есть ли примеры, когда вы сами нарушаете это право? (включаете музыку, свет, когда рядом с вами живущий уже отдыхает.)

«Делу – время, потехе – час».

Каждый из нас обязан соблюдать права других ребят.

Для реализации права на отдых вам достаточно записаться в кружки, спортивные секции, творческие студии.

Май

Беседа 9. Право на медицинское обслуживание.

Птица — счастья приносит иллюстрацию машины скорой помощи.

Ребята, вы узнали эту машину?

Когда мы вызываем машину скорой помощи? (Если заболели)

Если заболело ухо
Если в горле стала сухо,
Не волнуйся и не плач
Ведь тебе поможет врач.

- Почему врач вам поможет?

- Потому что каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь.

- Вот мы с вами и раскрыли ещё одно право.

- А как можно вызвать скорую помощь?

- По номеру 03.

Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.

Да, дети, вы вправе требовать, чтобы вас лечили различные доктора, но что вы обязаны делать, чтобы сохранить свое здоровье?

(относиться бережно к своему здоровью: одеваться по погоде, больше есть овощей и фруктов).

Правильно, ребята, а еще — солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья.

Нужно закаляться и спортом заниматься!

Немало пословиц и поговорок сложено о здоровье:

«Здоровье дороже золота»
«Чистота — залог здоровья»
«Здоровье, ни за какие деньги не купишь»
«В здоровом теле — здоровый дух»

Игра «Чистюли»

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: какие предметы нужны, чтобы ваши волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше дети назовут предметов, тем лучше).

Затем воспитатель говорит: "Руки”. Дети отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагирует на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло), «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» (зубная щетка, мыло, полотенце, расческа)

и пр.).

Ребята сегодня птица — Счастья прощается с вами, но вы с ней обязательно еще встретитесь, она надеется, что вы навсегда запомнили свои права и никому не позволите их нарушать. Также никогда не нарушите права других людей и не забудете про свои обязанности.

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нём важны нам все права,
Они великой силой обладают.

Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
Как хорошо, что есть права!
Права останутся навеки.

Они помогут человеку,
Мир восстановят навсегда.

Использованная литература;

  1. Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
  2. Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада, М.: Просвещение, 2006.
  3. Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО “Издательство “Детство-пресс”, 2014.
  4. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.
Просмотров: 1103
Категория: По направлениям » Для детского сада » Правовые занятия для детей




Другие новости по теме:

  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Мария Максимовна Акишева. Конспект занятия по правовому воспитанию (для детей подготовительной к школе группы) «Каждый имеет право на имя»
  • Жданова Наталья Николаевна. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по воспитанию умения соблюдать свои права и права других людей «Мишка-топтыжка и странное происшествие»
  • Волоскова Н.В., Комарова И.В.. Проект «Как хорошо, что есть семья»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Макарова Галина Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «ПРАВО РЕБЕНКА НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»
  • Рыбалкина Марина Викторовна. Конспект занятия (НОД) для подготовительной группы «Ваши права, дети».
  • Михелева Надежда Сергеевна. Проект по ознакомлению дошкольников и их родителей с правами ребенка «Имеем право»
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Бочкова Екатерина Сергеевна. Проект «Право на жизнь»
  • Шеховская Татьяна Юрьевна. Психолого-педагогическая гостиная в старшей группе по теме: «Ваши права, дети!»
  • Максимова Тамара Витальевна. Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Я – ребёнок имею право»
  • Безаева Елена Анатольевна. Конспект организованной образовательной деятельности по формированию правового сознания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «ПРАВО РЕБЁНКА НА ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЮ».
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Редактор. Многодетная семья: права и льготы
  • Лубинова Светлана Владимировна. Сценарий к Единому уроку «Права детей и обязанности»
  • Володькина Марина Викторовна. Сценарий семейной гостиной «Право имею»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Лидия Никонова. Конспект НОД в старшей группе «Право на жильё и неприкосновенность».
  • Клементьева Наталья Константиновна. Варианты заданий и упражнений для формирования и развития понятий «лево – право»
  • Бунятова Юлия Владимировна. Дискуссия-диалог с дошкольниками на тему: «Я ИМЕЮ ПРАВО»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь