Андреева Г.М. » Методы социальной психологии



56 страница


ва, с новым комплексом проблем, свойственных именно таким  

его характеристикам.  

Соображение о том, что социальная психология изучает <сквоз-  

ные> проблемы человеческих взаимоотношений, их общие, уни-  

версальные механизмы, не может поправить дела. На протяжении  

всего курса мы стремились показать, что действие этих механиз-  

мов различно в различных социальных контекстах. Следователь-  

но, анализ этого нового контекста необходим. Такая задача не может  

решаться в короткие сроки; поэтому первая ее часть - это именно  

осознание ситуации, принятие в расчет того, что новый <социаль-  

ный контекст> для нас сегодня - это глубочайшая нестабильность  

общества. Под социальной нестабильностью не следует понимать  

просто эквивалент быстрых и радикальных социальных измене-  

ний. Нестабильность проявляется в рассогласованности этих из-  

361  

менений - по их направленности, по их темпу, по мере их ради-  

кальности в разных частях общественного организма (например,  

достаточно быстрая ломка политических институтов и медленные  

преобразования в экономике). Термин <кризис> все чаще употреб-  

ляется для характеристики переживаемого периода.  

Проблема осложняется еще и тем, что социальная нестабиль-  

ность, хотя и обладает некоторыми общими чертами, когда она  

возникает в определенные периоды развития в разных странах,  

принимает в каждом случае специфическую форму; она сочетает-  

ся с особыми условиями исторического развития каждой страны,  

ее традициями, национальным менталитетом. В частности, неста-  

бильность <накладывается> и на тот образ общества, который су-  

ществовал в массовом сознании до периода радикальных преобра-  

зований. Это зависит от того, предшествовал ли периоду кризиса  

период стабильного развития с жесткой регламентацией стереоти-  

пов и ценностей, или, напротив, период достаточно динамичного  

развития. В России новая возникшая ситуация оказалась психоло-  

гически особенно сложной потому, что в прежний период, в тота-  

литарном обществе, стабильность его декларировалась как офи-  

циальной идеологией, так и самой организацией общественной  

жизни. Ведь стиль жизни <в прошлом> содержал позитивную оценку  

всякой незыблемости устоев, заданности их объективным ходом  

истории, несокрушимой верой в правильность принимаемых ре-  

шений. Именно стабильность и прочность воспринимались как  

норма, а всякое расшатывание их как опасное отклонение от этой  

нормы. Жизненная ориентация личности была связана не с пре-  

образованием, тем более в масштабах всего общества, а, напротив,  

с его абсолютной устойчивостью и неколебимостью. Это было  

поддержано и высокой степенью институционализированности  

общественных структур, жесткой регламентацией их деятельности.  

В становящемся новом типе общества его нормы - плюрализм  

мнений, допустимость различных вариантов экономических ре-  

шений, права человека - воспринимаются многими социальными  

группами достаточно тяжело. Что означает кризисное состояние  

общества для массового сознания? От четкого ответа на этот во-  

прос во многом зависит программа преобразования общества, да и  

самой социальной психологии, если она хочет ответить на вопро-  

сы общества. Уже сегодня можно обозначить те процессы, с кото-  

рыми сталкивается массовое сознание в ситуации нестабильности  

и которые требуют пристального социально-психологического вни-  

мания.  

Прежде всего это глобальная ломка устоявшихся социальных  

стереотипов. Сама природа стереотипов, распространенных в на-  

362  

шем обществе в предшествующий период, весьма специфична. Во  

всяком случае никакое из известных социально-психологических  

исследований не имело дела с такого рода стереотипами: они <жили>  

весьма долго (практически в течение всего существования совет-  

ского общества они передавались из поколения в поколение -  

<мудрость вождя>, <дружба народов>, <преимущества социалисти-  

ческой собственности>, <справедливость партийных решений> и  

т.п.); они имели чрезвычайно широкий ареал распространения  

(внедрялись в сознание практически всех социальных групп, хотя,  

конечно, в различной степени и с возможными частными исклю-  

чениями); они были поддерживаемы не только силой господству-  

ющей идеологии, но и институтами государства. Слом такого рода  

стереотипов непросто осуществляется в массовом сознании. Более  

того, он часто воспринимается отдельными группами как утрата  

идеалов.  

Изменение системы ценностей - второй блок социально-пси-  

хологических феноменов, требующих особого внимания исследо-  

вателей.  

Это касается вопроса о соотношении групповых (прежде всего  

классовых) и общечеловеческих ценностей. Воздействие идеоло-  

гических нормативов на массовое сознание было так велико, что  

идея приоритета классовых ценностей принималась как сама со-  

бой разумеющаяся и, напротив, общечеловеческие ценности за-  

частуго интерпретировались как ценности <абстрактного гуманиз-  

ма>, т. е. получали негативную оценку. На более конкретном уров-  

не это проявляло себя как принижение значения таких ценностей,  

как ценности жизни, человеческого существования, добра и пр.  

Неготовность к их принятию обернулась тем, что в условиях ради-  

кальных преобразований <старые> ценности во многом оказались  

разрушенными, а <новые> не приняты. Утрата ориентиров отно-  

сительно иерархии ценностей оплачивается дорогой ценой, она  

порождает порою нравственный беспредел.  

Кризис идентичности - еще один пример существенных изме-  

нений в массовом сознании в эпоху перемен. Социальной психо-  

логии удалось на теоретическом и экспериментальном уровне до-  

казать, что механизмом формирования социальной идентичности  

является категоризация - процесс <отнесения> индивидом себя к  

определенной социальной группе. Социальные категории, как и  

категории вообще, выступают в процессе познания как порожде-  

ния стабильного мира: они фиксируют устоявшееся, прочное. Когда  

сам реальный мир становится нестабильным, социальные катего-  

рии как бы разрушаются, утрачивают свои границы. Так, социаль-  

ные и этнические группы, обозначаемые определенными катего-  

363  

риями, или размывают свои границы или просто <исчезают> (как  

быть сегодня с такой, например, социальной категорией как <со-  

ветский человек>?). Последствия этого драматичны для многих  

социальных групп; пожилые люди испытывают потерю идентич-  

ности, молодежь - затруднения с определением своей идентич-  

ности и т.п. Перечень проблем, порождающих особое - тоже не-  

стабильное - состояние массового сознания в эпоху радикальных  

преобразований, можно продолжить. Однако вывод уже ясен на  

основании приведенных примеров: социальная психология стал-  

кивается с новой социальной реальностью и должна осмыслить ее.  

Это требует огромной работы всего профессионального сообщест-  

ва. Мало просто обновить проблематику социальной психологии  

(например, исключить из курса тему <психологические проблемы  

социалистического соревнования> или добавить тему <мотивы тру-  

довой деятельности в частной фирме>); мало также просто зафик-  

сировать изменения в психологии больших и малых социальных  

групп и личностей в той, например, части, как они строят образ  

социального мира в условиях нестабильности, хотя и это надо сде-  

лать. Необходим поиск новых принципиальных подходов к анали-  

зу социально-психологических феноменов в изменяющемся мире,  

новой стратегии социально-психологического исследования. С этой  

точки зрения все изложенное в данном учебнике - лишь база,  

основа для новых поисков.  

Возможно, они приведут и к совершенно новой постановке  

вопроса о социальных функциях социальной психологии. Хотя в  

принципе такие функции определены и исследованы, но содержа-  

ние их может существенно меняться, если взгляд социальной пси-  

хологии на общественные проблемы станет более пристальным и  

если она сумеет избавиться от нормативного характера, который  

был ей свойствен в предшествующий период (т.е. в меньшей сте-  

пени будет считать своей функцией предписание того, как должно  

быть вместо предоставления человеку информации, оставляющей  

за ним право выбора решения). Дело не только в лучшей ориента-  

ции социальной психологии в новых возникших проблемах (на-  

пример, в проблемах безработицы, резкой имущественной диффе-  

ренциации, возникновения организованной преступности и др.),  

но и в нахождении адекватной общественной позиции своей дис-  

циплины в решении этих проблем.. Конечно, формы практичес-  

кой социальной психологии достаточно определились. Но вопрос  

заключается в том, как эти формы (экспертиза, консультирова-  

ние, обучение) могут <работать> в новых условиях.  

Можно организовать, например, психологическую консульта-  

цию как для сотрудников службы занятости, так и для ее клиен-  

тов, людей, потерявших работ). Но как обеспечить в таком кон-  

сультировании учет динамики отношения к проблеме безработи-  

цы как отдельного человека, так и целой социальной группы (да и  

населения, в целом)? Как учесть в практике консультирования  

изменения в действии таких психологических механизмов, как  

социальное сравнение (<моего> положения, положения <моей>  

отрасли по сравнению с другими), как обеспечение (или исчезно-  

вение) кредита терпения (по отношению к наблюдаемым фактам  

социальной несправедливости), как сохранение потребности в само-  

уважении (в условиях, когда жизнь выталкивает человека за борт)  

и т.д. Пример только одной приведенной здесь ситуации делает  

абсолютно ясной ту истину, что традиционные формы социально-  

психологического вмешательства в общественную жизнь становятся  

недостаточными и требуют значительного обогащения. Формиро-  

вание иного статуса этой научной дисциплины в обществе - дело  

будущего. Ясно так же и то, что браться за выполнение этой зада-  

чи невозможно без овладения той совокупностью знаний, кото-  

рые уже накоплены в социальной психологии и которые изложе-  

ны в данном учебнике.  

ЛИТЕРАТУРА  

МГУ,  

Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983. 138 с.  

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические  

проблемы. М.: МТУ, 1990. 240 с.  

Алешина О.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.  

М., 994.170 с.  

Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 1. М.: МГУ, 1980. 414 с.  

Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 2. М.: МГУ, 1988. 430 с.  

Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 3. М.: Наука, 1994. 325 с.  

Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. М.  

1988. 109 с.  

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная  

психология на Западе. Теоретические ориентации. М.: МГУ, 1978. 269 с.  

Артемов В.А. Введение в социальную психологию М., 1927.  

Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979. 144 с.  

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ,  

1984. 103 с.  

Беккер Г.. Бесков А. Современная социологическая теория в ее преемственности  

и развитии / Пер. с англ. М.: Изд-во ин. лит., 1961. 893 с.  

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 196 с.  

Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов И.А. Социальная психология научного  

коллектива. М.: Наука, 1987. 213 с.  

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.:  

Прогресс / Пер. с англ. 1988. 398 с.  

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс,  

1986.414 с.  

Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по  

социальной психологии. М., 1994.  

БлонскиЧ 17.17. Очерк научной психологии. М., 1924.  

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М.:  

МГУ, 1991.126 с.  

Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М.: МГУ, 1992. 58 с.  

Бодалёв А..А. Восприятие и понимание человека человеком. М.. МГУ 1982  

198 с.  

Боанева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М.: Наука, 1978.  

Бролиен Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 272 с.  

Буди.юва Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Наука, 1971.  

370  

Будилова Е.А. социально-психологические проблемы в русской наук. М.: Наука,  

1983. 230 с.  

Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР / Пер. с англ. М.,  

1976. 165 с.  

Васчлюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 198 с.  

Волков И.П. О социометрической методике в социально-психологических  

исследованиях. Л.: ЛГУ, 1970.  

Введение в практическую социальную психологию. Под ред. Ю.М. Жукова,  

Л.А. Петровской. О.В. Соловьевой. М.: Наука, 1994. 255 с.  

ВыготскиН Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Т. 1. М.:  

Педагогика, 1982.  

Выготскчч Л.С. История развития высших психических функций. Т. 3. М.:  

Педагогика, 1983.  

Выготскчч Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 342 с.  

Гчбш Г.. Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию / Пер. с  

нем. М.: Прогресс, 1972. 294 с.  

Гозмон Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 166 с.  

Дчлчгенскчй Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.  

Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979. 126 с.  

Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 207 с.  

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в  

современной французской психологии. М.: МГУ, 1987. 127 с.  

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.  

Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. 64 с.  

Зчмбардо Ф. Застенчивость/ Пер. с англ. М., 1992.  

Зчмняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.:  

Просвещение, 1991.2200.  

КоломинскчЧ Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск,  

1976.347 с.  

Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.  

Кон И.С. Открытие <Я>. М.: Политиздат, 1978. 366 с.  

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 174 с.  

Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. 333 с.  

Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 268 с.  

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.  

Корнилов К.Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалекти-  

ческого материализма. М-Л., 1929.  

Косолапое Н.А. Социальная психология и международные отношения. М.:  

Наука, 1983.269 с.  

Крижанская Ю.С.. Третьяков В.17. Грамматика общения. Л.: ЛГУ, 1990. 204 с.  

КричевскчЧ Р.Л., Дубовскоя Е.М. Психология малой группы. М.: МГУ, 1991.  

194 с.  

Крччевскчч Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в  

спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. 221 с.  

Кричевскш Р.Л. Если Вы - руководитель... М.: Дело, 1993. 342 с.  

КрончкА.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наукова думка,  

1982.157 с.  

Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1964. 172 с.  

Кэмпоелл л. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных  

исследованиях / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. 390 с.  

Куччнскчч Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск.: БГУ. 1988. 205 с.  

Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: РГУ, 1986. 134 с.  

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896.  

371  

Леонтьев А.А. Психолошя общения. Тарту, 1974.  

Леотпьев А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1972. 565 с.  

Леочтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.  

Ломов Б.Ф.. Журавлев А.Л. Психология и управление. М.: Наука, 1978.  

Лекции по методике конкретных социальных исследований. М.: МГУ,  

1972. 201 с.  

Могуч В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.:  

Наука, 1983.175 с.  

Межличностное восприятие в группе. Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова.  

М.: МГУ, 1981. 292 с.  

Методологические проблемы социальной психологии. Под ред.  

Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1975. 294 с.  

Методология и методы социальной психологии. Под ред. Е.В. Шороховой.  

М.: Наука. 1977. 228 с.  

Методы исследования межличностного восприятия. Под ред. Г.М. Андреевой  

и В.С. Агеева. М.: МГУ, 1984.  

Методы социальной психологии. Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л.:  

ЛГУ, 1977.172 с.  

Морено Дж. Социометрия / Пер. с англ. М.: Инлит, 1958. 285 с.  

Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.  

Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: ЛГУ, 1983.  

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1949.  

Немое Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности  

коллектива. М.: Педагогика, 1984. 285 с.




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 2264
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 34 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 52 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 51 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 49 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 48 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 47 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 46 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 45 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 53 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 54 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 41 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 35 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 57 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 55 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 44 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 43 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 37 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 36 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 31 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 32 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 33 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 38 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь