Анастази А. » Психологическое тестирование



38 страница


верке на другой выборке случайные различия в количестве окончивших  

частные школы и рыжих, скорее всего, исчезнут или изменят знак, и сле-  

довательно, валидность показателей нарушится.  

Практический пример. Конкретной иллюстрацией необходимо-  

сти перекрестной валидации является исследование, в котором была  

предпринята попытка выяснить применимость роршаховского теста чер-  

нильных пятен для найма управляющих агентствами по страхованию  

жизни (А. К. Kurtz, 1948). Этот тест был применен к 80 испытуемым,  

тщательно отобранным среди нескольких сот таких управляющих, рабо-  

тавших в восьми страховых компаниях. Из этих 80 человек 42, считав-  

шихся весьма компетентными работниками, составили верхнюю крите-  

риальную группу. Остальные 38 человек были неудовлетворительными  

работниками, и они образовали нижнюю критериальную группу. Полу-  

ченные 80 тестовых ответов были изучены экспертами по тесту Роршаха,  

отобравшими 32 знака (т.е. характеристики ответов), чаще встречавших-  

ся в одной группе, нежели в другой. Затем каждому испытуемому было  

присуждено по +1 очку за каждый знак, чаще обнаруживаемый в верх-  

ней критериальной группе, и по-1 очку за каждый знак, чаще встречав-  

шийся в нижней критериальной группе. Поскольку всего имелось по 16  

знаков каждого типа, суммарный результат теоретически мог принимать  

значения от -16 до +16.  

Когда этот ключ, основанный на 32 знаках, был применен к перво-  

начальной группе из 80 человек, принадлежность 79 из них к верхней или  

нижней группе была определена правильно. Таким образом, корреляция  

между результатом теста и критерием оказалась близкой к 1,00. Однако  

когда была проведена перекрестная валидация теста на второй сопоста-  

вимой выборке управляющих страховыми агентствами, насчитывавшей  

41 человек (21 в верхней группе и 20 в нижней), коэффициент валидности  

упал до ничтожной цифры 0,02. Очевидно, таким образом, что ключ, раз-  

работанный на первой выборке, не пригоден для отбора персонала на  

такую должность.  

Пример со случайными данными. Э. Э. Кьюретон (Е. Е. Ки-  

reton, 1950) убедительно показал, что использование одной и той  

же выборки для отбора заданий и валидации теста может привести  

к значительному завышению коэффициента валидности даже при чисто  

случайных условиях. В этой работе прогнозируемым критерием служил  

средний балл каждого из 29 студентов, записавшихся на курс психоло-  

гии. Весь диапазон значений этого критерия был разбит на две области:  

оценки не ниже <В> и оценки ниже <В>. Роль <заданий> в этом экспери-  

менте играли 85 номерков (1-85). Чтобы получить <результаты> теста  

для каждого испытуемого, номерки складывались в коробочку, переме-  

 

ТТТИВЯ ЛИСТ. И RЫГTПЯTTИr НЯ Г-ТПТТ Тр тлч UMV vn-rnner ттзгтпгтп гтт1ттот1Г>й г-гп-  

 

199 АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ  

 

дентом заданий. Подобный <тест> был проведен 29 раз, что дало  

полный набор <результатов> каждого студента по каждому <заданию>.  

Эту процедуру Э. Кьюретон остроумно назвал <тест В-проективного  

психокинеза>.  

Затем был проведен анализ заданий, в котором в качестве критерия  

фигурировал средний балл студента. В результате из 85 <заданий> было  

отобрано 24, из коих 9 чаще <выполнялись> членами верхней крите-  

риальной группы и поэтому получили веса + 1, тогда как 15 чаще <вы-  

полнялись> в нижней группе, и им приписывались веса - 1. Сумма весов  

<заданий> составляла итоговый результат каждого студента. Несмотря  

на заведомо случайное происхождение данных, корреляция <результатов  

теста> с критерием успеваемости для все той же группы из 29 студентов  

оказалась равной 0,82. Этот результат аналогичен тому, который был  

получен в примере с тестом Роршаха. В обоих случаях очевидное со-  

ответствие между результатами теста и критерием объясняется исполь-  

зованием одних и тех же случайных различий как для отбора заданий,  

так и для определения валидности теста в целом.  

Условия, влияющие на снижение валидности. Степень сни-  

жения коэффициента валидности при перекрестной валидации частично  

зависит от размера первоначальной совокупности заданий и от того, ка-  

кая часть заданий сохраняется. Если первоначальное число заданий вели-  

ко, а доля отобранных заданий мала, то возрастает возможность исполь-  

зования случайных различий и тем самым получения завышенного  

коэффициента валидности. На степень снижения валидности при пере-  

крестной валидации влияет также размер выборки. Поскольку завыше-  

ние валидности в первоначальной выборке является результатом нако-  

пления ошибок выборки, при малых выборках (для которых такие  

ошибки больше) будет наблюдаться большее снижение валидности.  

Если задания отбираются сообразно гипотезам, которые формули-  

руются заранее, исходя из психологической теории или опыта работы  

с данным критерием, то при перекрестной валидации сокращение валид-  

ности будет минимальным. Например, если согласно частной гипотезе  

ответ <да> должен появляться чаще среди успевающих учеников, то за-  

дание следует отбросить, когда ответ <да> значительно чаще исходит от  

неуспевающих учеников. Наоборот, бездумный эмпирический подход оз-  

начал бы, например, включение в первоначальную серию самых разно-  

образных вопросов, безотносительно к их связи с критериальным пове-  

дением, в расчете на последующий отбор заданий, имеющих значимую  

положительную или отрицательную корреляцию с критерием. В послед-  

нем случае следует ожидать большего снижения валидности, чем  

в первом. Итак, снижение валидности теста при перекрестной валида-  

ции будет наибольшим, если выборки малы, исходный набор заданий ве-  

лик, величина отобранных заданий мала и задания подбираются без за-  

ранее выработанной системы гипотез.  

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЗАДАНИЕМ И ГРУППОЙ  

 

Предварительные исследования. В той мере, в какой разные куль-  

туры или субкультуры благоприятствуют развитию различных навыков  

и знаний, эти различия сказываются и на результатах тестов. Общий  

 

200  

 

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

средой. В связи с этим возникает вопрос об относительной трудности  

заданий для групп с различными культурами. Если трудность измеряет-  

ся обычным способом, т.е. с помощью процента справившихся с зада-  

нием, то будет ли ранг порядка задания тем же самым от группы к груп-  

пе, независимо от общего уровня его выполнения? Уже в первых  

исследованиях, направленных на выяснение этого вопроса, был обнару-  

жен ряд существенных различий между городскими и сельскими детьми  

по отношению к трудности заданий тестов Станфорд-Бине (Н.Е. Jones,  

H.S.Conrad, M.B.BIanchard, 1930) и общей информативности теста  

(M.E.Shimberg, 1929).  

Более полную информацию о групповых различиях относительно  

трудности заданий дает мера взаимодействия между заданием и груп-  

пой, получаемая посредством дисперсионного анализа. Существует  

и другой метод, по которому определяется корреляция в двух группах  

процента выполнивших одни и те же задания или значений А. При отсут-  

ствии значимого взаимодействия между заданием и группой, т.е. если  

 

Рис. 27. Двумерное распределение трудности заданий предварительного теста способ-  

ности к обучению для двух случайных выборок белых учеников-старшеклассников  

(W. Н. Angoff, S. F. Ford, 1973).  

С разрешения Национального совета по статистике в образовании  

 

201  

 

АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ  

 

относительные трудности заданий одинаковы для обоих групп, эта кор-  

реляция должна быть близка к 1,0. Эти более совершенные средства ста-  

тистического анализа были применены для исследования предваритель-  

ного теста способности к обучению для старшеклассников. Изучению  

было подвергнуто влияние на относительную трудность заданий этого  

теста таких факторов, как этнический, социоэкономический и проживание  

в городе или в сельской местности (W.H. Angoff, S.F. Ford, 1973;  

Т. A. Cleary, Т. L. Hilton, 1968).  

Было обнаружено значимое, хотя и слабое взаимодействие между  

заданиями и группами. Корреляция между значениями А для двух этни-  

ческих групп была несколько ниже корреляции для двух случайных вы-  

борок из одной и той же этнической группы. На рис. 27 и 28 представ-  

лены два двумерных распределения показателя А. При сравнении двух  

случайных выборок белых старшеклассников (рис. 27) значения показате-  

ля А для заданий теста оказались весьма сходными, причем коэффициент  

корреляции достиг 0,987. Когда же были сопоставлены результаты белых  

 

Рис. 28. Двумерное роспредепение трудности заданий предварительного теста способ-  

ности к обучению для двух случайных выборок белых и черных учеников-старше-  

классников (W. Н. Angoff, S. F. Ford, 1973).  

С разрешения Национального совета по статистике в образовании  

 

10 12 14 16  

Чмакйыия А для выбооки черных школьников  

 

202 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

и черных школьников (рис. 28), выяснилось, что для негритянских детей  

задания не только были в целом труднее, но и имели несколько иную от-  

носительную трудность, на что указывает коэффициент корреляции 0,929.  

Попытки выяснить причины этих различий привели к следующим  

предварительным выводам. Во-первых, обследование содержания зада-  

ний не вскрыло какой-либо связи между ними и известными различиями  

в предшествующем жизненном опыте сравниваемых групп. Во-вторых,  

уравнивание групп по когнитивной переменной, на которую были ориен-  

тированы задания, приводило к сокращению групповых различий как по  

среднему показателю, так и по взаимодействию между заданием и груп-  

пой. Последний результат указывает на то, что относительная трудность  

заданий зависит, по крайней мере отчасти, от абсолютного уровня раз-  

вития измеряемой тестом способности. Возможно, например, что лица  

с разными уровнями способностей пользуются при выполнении одного  

и того же задания различными методами решения задач или когни-  

тивными навыками. Поэтому задания, оказавшиеся относительно  

трудными при решении их методом А, могут оказаться намного легче,  

если их решать методом В, и наоборот.  

Следует добавить, что все методы исследования взаимодействия  

между заданием и группой в тестах способностей применимы также  

к личностным тестам. В последнем случае, правда, измеряется не труд-  

ность заданий, а относительная частота выбора конкретных ответов  

в тестах типа шкал способностей или личностных опросников.  

Отбор заданий для минимизации или максимизации груп-  

повых различий. При построении определенных тестов взаимодей-  

ствие между заданием и группой используется в качестве признака для  

отбора заданий. В ходе разработки, например, тестов Станфорд-Вине  

составители стремились исключить задания, ставящие представителей  

того или иного пола в более выгодное положение. При этом предполага-  

лось, что такие задания отражают чисто случайные и несущественные  

различия в опыте двух полов (Q. McNemar, 1942, гл. 5). Однако ввиду  

ограниченного числа заданий для каждого возрастного уровня было не-  

возможно изъять все задания, выполняемые по-разному представителя-  

ми полов. Поэтому чтобы исключить фактор пола из суммарного ре-  

зультата теста, оставшиеся задания такого рода были сбалансированы  

так, чтобы мальчики имели преимущество в таком же числе заданий, что  

и девочки.  

Описанный подход, однако, нельзя применить ко всем случаям груп-  

повых различий. В то время как одни тесты, такие, как Станфорд-Бине,  

сглаживают различия в выполнении теста испытуемыми мужского  

и женского пола, в других тестах такие различия сохраняются, но для  

каждого пола приводятся отдельные нормы. Это чаще практикуется  

в тестах специальных способностей, в которых, как правило, системати-  

чески обнаруживается значительная разница в пользу одного или друго-  

го пола.  

Более того, при определенных обстоятельствах задания выбираются  

с целью не сократить, а довести до максимума различия между резуль-  

татами мужчин и женщин. Примером здесь служат шкалы мужественно-  

сти и женственности, разработанные для использования в некоторых  

личностных опросниках (см. гл. 17). Поскольку цель этих шкал-опреде-  

лить, в какой степени ответы индивида согласуются со свойственной на-  

шей культуре характеристиками мужественности и женственности, то  

 

203 АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ  

 

в них сохраняются только те задания, которые обеспечивают значимое  

различение полов.  

Подобное разнообразие методик можно обнаружить и применитель-  

но к другим групповым различиям в выполнении заданий. При разра-  

ботке шкалы социоэкономического статуса многостадийного личностно-  

го опросника штата Миннесота (ММР1) сохранялись только те вопросы,  

которые значимо дифференцировали ответы старшеклассников, принад-  

лежащих к двум контрастным социоэкономическим группам (H.G.Ga-  

ugh, 1948). Перекрестная валидация этой шкалы на новой выборке стар-  

шеклассников обнаружила корреляцию 0,5 с объективными показателя-  

ми социоэкономического статуса. Цель этого теста-определить, в какой  

степени индивидуальные эмоциональные и социальные реакции испытуе-  

мого сходны с реакциями, характерными для людей высшего или низше-  

го социоэкономического уровня. Поэтому задания, подчеркивающие раз-  

личия между социальными слоями, включались в тест, а те, которые  

обладали низкой или нулевой разрешающей способностью, отбрасыва-  

лись. Эта процедура напоминает ту, которая была использована при раз-  

работке шкал мужественности и женственности. Очевидно, что в тестах  

обоих типов дифференциация групп является критерием, по которому  

проводится валидация теста. В подобных случаях социоэкономический  

уровень и пол являются соответственно наиболее существенными пере-  

менными, на основе которых выбираются задания.  

Можно также привести примеры противоположного подхода к со-  

циоэкономическим и культурным различиям в тесте. Широкое исследова-  

ние культурных различий в заданиях тестов интеллекта было предприня-  

то в Чикагском университете (К. Eells et а1., 1951). Исследователи  

полагали, что большая часть таких тестов ставит в невыгодные условия  

детей из семей низших социоэкономических слоев, поскольку многие за-  

дания предполагают наличие у испытуемых информации, навыков и ин-  

тересов, типичных для детей из семей среднего достатка. Чтобы подтвер-  

дить эту гипотезу фактическими данными, был проведен детальный  

анализ заданий восьми весьма распространенных групповых тестов ин-  

теллекта. По каждому заданию сравнивались частоты правильных отве-  

тов детей из семей более высокого и более низкого социоэкономического  

уровня. На основании полученных результатов двумя исследователями  

был подготовлен специальный тест, как предполагалось, более <справед-  

ливый> по отношению к американским детям из низших слоев городско-  

го населения. При разработке этого теста составители стремились ис-  

ключить из него задания, которые, как выяснилось, ставят в более  

выгодное положение детей из семей среднего достатка.  

Как и в случае различий пола, нельзя выработать при рассмотрении  

заданий строгой линии поведения, ведущей к выявлению культурных  

различий, но можно указать на некоторые основные положения соста-  

вления и интерпретации тестов. Во-первых, вопрос о том, сохранить или  

отбросить задание, значимо дифференцирующее те или иные группы, ре-  

шается в зависимости от назначения теста. Если прогнозируемые крите-  

 

Применение этого теста, известною под названием <Игры Дейвиса-Иилса>, было  

впоследствии приостановлено, поскольку он оказался неудовлетворительным по ряду фак-  

торов, включая низкую валидность в прогнозировании школьной успеваемости и других  

практических критериев. Более того, ожидаемое преимущество в этом тесте для детей низ-  

ших слоев населения не подтвердилось на других выборках.  

 

204 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

рии существенно различаются для лиц разного пола, социоэкономиче-  

ского уровня или иных категорий, то задания теста, по всей вероятности,  

должны выявлять такие групповые различия. Устранить подобные зада-  

ния из теста-значило бы понизить его валидность по прогнозированию  

данных критериев (A. Anastasi, 1966). Во-вторых, если с помощью теста  

предполагается измерять сходство индивида с той или иной группой, то




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 665
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 13 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 12 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 11 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 10 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 9 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 8 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 7 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 6 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 4 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 3 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 2 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 1 страница
  • Авшарян Герасим » Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 7 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 31 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 30 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 29 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 28 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 6 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 5 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 4 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 8 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 22 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 1 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 2 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 3 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 27 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 26 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 9 страница
  • Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов » 24 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь