Блейхер В.М. » Практическая патопсихология Руководство для врачей и медицинских психологов



30 страница


следствие присущих больным шизофренией необычных,  

нестандартных суждений. Более популярна концепция, рас-  

сматривающая расстройства мышления при шизофрении  

как результат нарушения селективности, избирательнос-  

ти информации (К. Сатегоп, 1938; . 1. СЬартап, 1961;  

К. V/. Раупе, 1959, и др.). Нарушения селективности ин-  

формации в мышлении больных шизофренией связыва-  

ются с расширением круга признаков предметов и явле-  

ний, привлекаемых для решения мыслительных задач.  

Больные шизофренией в качестве актуальных использу-  

ют критерии, не имеющие реальной значимости. Выделе-  

ние в процессе мышления необычных признаков предме-  

тов и явлений и игнорирование их конкретных признаков  

рассматривается как чрезмерная гиперассоциативность  

<смысловой свободы>.  

 

Наиболее широкое распространение для обозначения  

психологической природы мышления больных шизофре-  

нией приобрело понятие <оуеппс1и5юп> (сверхобобщение,  

 

263  

 

сверхвключение), которое характеризуется (1. Сатегоп,  

1938) как невозможность для больного удержаться в оп-  

ределенных заданных смысловых границах, как резуль-  

тат расширений условий мыслительной задачи.  

 

Полученные в рамках этой концепции данные подтвер-  

ждаются многочисленными исследованиями, в том числе  

и нашими (В. М. Блейхер, 1976, 1983), однако, как заме-  

тил Ю. Ф. Поляков (1974), гипотеза о нарушении избира-  

тельности информации в связи с недостаточностью филь-  

трации, расширения в процессе мышления смысловых гра-  

ниц является лишь констатацией полученных фактов по  

чисто внешней характеристике, без достаточного объясне-  

ния их природы. Нарушения селективности информации  

при шизофреническом мышлении рассматриваются  

Ю. Ф. Поляковым как результат нарушений актуализации  

прошлого опыта.  

 

Представляет интерес сравнение данных, получаемых  

при исследовании больных шизофренией с помощью ме-  

тодик классификации и исключения. Обе эти методики в  

серии опытов, проводимых Ю. Ф. Поляковым и соавто-  

рами, были отнесены к методикам, в которых максималь-  

но используется прошлый опыт. Как нам представляется,  

нет экспериментально-психологических методик, которые  

не опирались бы на прошлый жизненный опыт, различа-  

ются же они главным образом степенью вербализации,  

абстрактности, большей или меньшей предопределен-  

ностью модуса деятельности обследуемого инструкцией  

экспериментатора, длительностью деятельности в условиях  

проблемной ситуации - является ли она принятием разо-  

вого суждения или носит характер последовательных, вза-  

имосвязанных суждений, вытекающих одно из другого.  

 

Методики исключения и классификации при обследо-  

вании больных начальной шизофренией дают различные  

результаты, причем разница эта явно зависит от различия  

в степени детерминированности решения задания его ус-  

ловием, большей или меньшей определенности инструк-  

ции, объема и длительявсти мыслительной деятельнос-  

 

264  

 

ти. Предметный вариант методики классификации допус-  

кает значительно большее количество возможных реше-  

ний, процесс выдвигания тех или иных решений и их кор-  

рекции более длителен, инструкция к ней отличается мень-  

шей определенностью, чем в предметном варианте мето-  

дики исключения.  

 

Результаты патопсихологического исследования мы  

(В. М. Блейхер, 1976) сопоставляли с клинической квали-  

фикацией обследованных больных шизофренией. Наиболь-  

шее количество ошибочных решений заданий по шизофре-  

ническому типу (искажение обобщения, соскальзывания,  

разноплановость, одновременное сосуществование различ-  

ных уровней обобщения и использование различных пара-  

метров критериев, согласно которым строятся суждения), в  

начальной стадии заболевания отмечалось при исследова-  

нии по методике классификации, тогда как задания на ис-  

ключение зги больные выполняли большей частью правиль-  

но. При выраженном шизофреническом дефекте результа-  

тивность использования обеих методик для обнаружения  

шизофренических расстройств мышления как бы уравни-  

валась. Это позволяет говорить о различной валидности  

указанных методик в начальной стадии шизофрении.  

 

Таким образом, валидность той или иной методики  

для определенного психического заболевания, ее диагнос-  

тическая значимость не могут характеризоваться без уче-  

та стадии его течения. Уравнивание валидности обеих  

методик при наличии существенного эмоционально-воле-  

вого дефекта дает основания для трактовки наблюдавшихся  

нами явлений как результата изменений в эмоционально-  

волевой сф "1,1х шизофренией, в первую очередь в  

связи с нарушениями мотивации.  

 

Роль мотивации в осуществлении мыслительной дея-  

тельности общеизвестна. Л. С. Выготский (1934) писал о  

том, что за мыслью стоит аффективная и волевая тенден-  

ция. Он говорил о мотивационной сфере нашего созна-  

ния, которая охватывает влечения, интересы, побуждения,  

аффекты и эмоции.  

 

265  

 

дания в Тии мо-о, в зиаяи-  

ния внешней "деятельность енной перед  

ция влияющая на д актером постав вен-  

 

ьнои мере .  

 

ним задачи и таты тивно-ли-  

ольеосматриватьсяка.  

 

ноп  

рен1  

ные  

 

ци.-- "ия больше г- пассматри""  

----  

 

-  

 

смыслообразуюем. щьюмето-  

 

ти неловека, ""ов, по с разной сте-  

Сравнение ре "ючения "Ї е различа-  

дик классификации и го дефекта, ",ого  

 

вьфа-:нияредукзада-  

 

юшихся по " что в У" роль внешней  

:отенииала,по пон.деятель-  

 

ния по номеньшеукииейис-  

отиваипизначируй е.  

 

следу  

ния.  

41  

 

ность больного ме едовании сясозна-  

едшего, "дассификаииионфор-  

.ия. КрометоР" исключе .  

чительнобольшиденностиу <  

 

ции. При больного й мотивами.  

римента Ддостаточностьви, при  

 

легкое выявление у  

266  

 

экспе-  

то  

 

амотива-  

 

---г  

 

ционныхизмене ь кор V оаение в  

пшолня "Р что и находит методик.  

 

-  

 

-в  

класфик " июличиостныхси  

 

ивно-иодикиришизоль-  

 

топсихологич.,ффектие,с  

ствуетито,чтоли отельно ерурисунковтипа  

 

посвоемуно завер-  

 

помошмопроек боль> рисунков.  

т чемприпренопонимаем..  

 

иных с:ет снования ДОПР "о.  

" Сказанное вь илизофрении ациоиного  

 

стройся пее как синдрома ще-  

 

-  

мышлеи>" ный синдром, онроиесса.поД  

ет амотиватологичесость  

 

тральноеместововлен пота-  

аяияретикупяРаИег.включа-  

 

от фуни" "онный синдром,  

:аа. -ний, мо-ва . сли  

 

потенциала, амотивационный синдром). Отражая сущность  

шизофрении как процессуального заболевания, амотива-  

ционное мышление также характеризуется процессуаль- ,  

ной прогредиентностью, приводящей в конце концов к глу- ;  

бокому исходному состоянию, распаду мышления. В чис-  

том виде амотивационное мышление наиболее четко пред-  

ставлено при простой форме шизофрении и является не-  

гативным, непродуктивным психическим расстройством,  

однако снижение уровня мотивации никогда не идет толь-  

ко путем количественного убывания функции. При этом  

наблюдаются дисгармонии личности, которые и обуслов-  

ливают наличие таких выделенных клиницистами вари-  

антов мышления, как аутистическое, резонерское, симво-  

лическое, паралогическое.  

 

Определение шизофренического мышления как амо-  

тивационного вовсе не умаляет роли нарушений селектив-  

ности информации в механизмах его протекания. Част-  

ным вариантом такой информации является и измененная  

актуализация прошлого опыта. Можно думать, что меха-  

низмы амотивации и нарушения селективности информа-  

ции тесно взаимосвязаны. Первичную роль здесь играет  

механизм снижения уровня мотивации, нарушение изби-  

рательности информации является его производным.  

О. К. Тихомиров (1969) прослеживает этот процесс, кото-  

рый может быть представлен тремя звеньями.  

 

Первое звено - нарушения мотивационной сферы. Они  

неизбежно приводят к нарушениям личностного смысла.  

Личностный смысл - это то, что создает в норме пристрас-  

тность человеческого сознания и придает определенную  

значимость явлениям, изменяет в восприятии человека сущ-  

ность, значение этих явлений (А. Н. Леонтьев, 1975). Вы-  

бор значимых для человека признаков, предметов и явле-  

ний, т. е. селективность информации, определяется лич-  

ностным смыслом, который эти предметы или явления  

приобретают для того или иного индивидуума. У больных  

шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто  

не совпадает с общепринятыми и обусловленными реаль-  

 

268 1  

 

ной ситуацией звааввями человека о них. Таким образом,  

нарушения личаваетйого смысла при шизофрении, при ко-  

торых уравнивакжж стандартные и нестандартные инфор-  

мативные прйэткм".я или даже последним отдается предпоч-  

тение, являкйсяоТорым звеном психологического механиз-  

ма расстройен> мышления. Они неизбежно ведут к возни-  

кновению третьего звена - собственно нарушений селек-  

тивности информации. Можно думать, что такое трехзвень-  

евое, или трехфакторное, представление о структуре ши-  

зофренического мышления является наиболее полным и  

соответствует клинико-психологическим наблюдениям.  

 

Нарушения мотивации, личностного смысла и селек-  

тивности информации лежат в основе определенных кли-  

нических проявлений. С этим механизмом, по крайней  

мере с двумя первыми его звеньями, связаны нарастаю-  

щее эмоциональное снижение и изменения мышления  

диссоциативного типа. Можно предполагать, что в зави-  

симости от того, какое звено больше пострадало, в кли-  

нической картине шизофрении наблюдается большая вы-  

раженность того или иного типа расстройства мышле-  

ния. Например, с изменениями мотивации преимущес-  

твенно связана апатическая редукция мышления. Преоб-  

ладающая выраженность нарушений личностного смыс-  

ла связана с расстройствами мышления, в основе кото-  

рых лежит изменение личностной позиции больного  

(аутистическое и резонерское мышление). В связи с на-  

рушениями селективности информации отмечается па-  

ралогическое и символическое мышление, а в тех случа-  

ях, когда можно думать о дополнительном участии фак-  

тора кататонически измененной психомоторики, мы на-  

блюдаем разорванность мышления и шизофазию. Такое  

разделение в известной мере условно, схематично, но  

точно так же нередко в клинической практике психиатры  

испытывают затруднения в однозначном определении  

синдрома расстройств мышления и пользуются такими  

определениями, как паралогически-символическое, аутис-  

тически-резонерское мышление и т. п.  

 

269  

 

Маниакально-депрФтткиый  

психоз  

 

Маниакально-депрессивный психоз (МДП) -  

эндогенное психическое заболевание, протекающее в виде  

аффективных фаз, разделенных светлыми промежутками.  

Диагностика МДП определяется характером фаз - их аф-  

фективным знаком, степенью выраженности, типом чере-  

дования наличием смешанных состояний и атипичных  

фаз, продолжительностью интермиссий. Психологическая  

диагностика при МДП в первую очередь сводится к харак-  

теристике изменений познавательной деятельности и эмо-  

циональных расстройств в периоды фаз. В связи с этим  

психологу важно знать клинические особенности фаз.  

 

Наиболее полная и четкая типология фаз МДП, осно-  

ванная на выделении клинических критериев, разработа-  

на Т. Ф. Пападопулосом (1970, 1983). Типы фаз отража-  

ют как степень выраженности аффективности, так и раз-  

витие симптоматики.  

 

Циклотимическая депрессия (субдепрессия) отличает-  

ся преобладанием явлений <субъективного> неблагополу-  

чия, дискомфорта измененного самоощущения. Это самая  

легкая степень гипотимии. Больные сохраняют прежний  

модус жизнедеятельности, уменьшающейся в объеме и  

продуктивности. Здесь особую роль приобретают личнос-  

тные реакции на заболевание, что иногда приводит к суи-  

цидальным тенденциям при внешне весьма неглубокой  

 

депрессии.  

 

При утяжелении гипотимии наблюдается синдром про-  

стой циркулярной депрессии, при которой депрессивные  

идеи не выходят за рамки сверхценного симптомообразо-  

вания. Эти идеи доступны коррекции или, по крайней мере,  

у больного удается вызвать сомнение в их правильности.  

Нередки суицидальные мысли. При простой и циклоти-  

мической депрессии очень часто наблюдаются суточные  

колебания настроения - утром настроение хуже, а к вече-  

ру улучшается.  

 

270  

 

Более тяжелым вариантом циркулярной депрессии яв-  

ляется меланхолическая парафрения, наблюдающаяся глав-  

ным образом в позднем возрасте и характеризующаяся фан-  

тастичностью депрессивных бредовых идей (самообвине-  

ния, греховности, самоуничижения, ипохондрических).  

Иногда наблюдаются нигилистический бред и бред гро-  

мадности.  

 

Следующая степень депрессии - бредовая депрессия.  

Здесь депрессивные идеи носят характер бредовых, в их  

свете больным производится переоценка своей биографии.  

Характерно ожидание неминуемой кары за свои вымыш-  

ленные или ретроспективно усиленные провинности.  

 

Типология маниакальных состояний, по Т. Ф. Папа-  

допулосу (1983), включает циклотимическую гипоманию,  

протекающую субклинически и характеризующуюся по-  

вышением психического и физического тонуса, хорошим  

настроением, усиленным стремлением к деятельности;  

простую манию, при которой все признаки гипертимии и  

связанные с ними особенности познавательной деятель-  

ности, самооценки, модуса поведения приобретают кли-  

нически отчетливый характер; психотическую манию, про-  

текающую с выраженным эмоциональным и идеаторным  

возбуждением, скачкой идей; вариант развернутой психо-  

тичесой мании, идущей с образованием идей величия,  

которые, несмотря на всю их фантастичность и нелепость,  

остаются все же сверхценными и не достигают степени  

развития настоящего бреда, когда болезненные утвержде-  

ния стабильны, непоколебимы (В. А. Гиляровский, 1938).  

 

Циркулярные фазы характеризуются симптоматикой,  

отражающей изменения эмоциональной сферы, мышле-  

ния и психомоторики.  

 

При маниакальных состояниях в патопсихологическом  

исследовании мы обнаруживаем проявления ускоренного  

(лабильного) мышления. На первый план выступают на-  

рушения динамики мыслительных процессов при отсут-  

ствии снижения уровня обобщения и отвлечения. В то же  

время мышление таких больных малопродуктивно в свя-  

 

271  

 

зи с присущей им иеверхностностью суждений, учитыва-  

ющих далеко не кк> совокупность признаков обсуждае-  

мого предмета нлм пвления и протекающих с пропусками  

промежуточных звеньев рассуждений. Несмотря на нали-  

чие осевой цели в рассуждениях больного, постоянно воз-  

никают посторонние, побочные ассоциации, весьма отно-  

сительно, отвлеченно связанные с мыслительной задачей.  

Иногда в мышлении больного одновременно сосуществу-  

ют несколько осевых целей, и тогда можно установить  

отсутствие связи между отдельными суждениями и об-  

щей задачей.  

 

Уменьшение продуктивности мыслительной деятель-  

ности при мании соответствует степени выраженности  

фазы. При легких циклотимических гипоманиях мы иногда  

даже наблюдаем некоторое повышение продуктивности  

при выполнении ряда заданий. Так, в пробе на запомина-  

ние наблюдаемая нами больная повторила все 10 слов после  

первого прочтения, установив между ними смысловые  

связи, связав их в единый рассказ, что обычно недоступно  

здоровым обследуемым. Чем больше выражена мания,  

тем ниже продуктивность мыслительной деятельности.  

Продуктивность мышления крайне низка при наличии  

скачки идей и особенно при таком варианте последней,  

как вихревая спутанность.  

 

В значительной мере непродукпвмюсть мышления свя-  

зана с психологическим дефицитом, который образуется  

в связи с недостаточностью предпосылок интеллекта, в  

первую очередь активного внимания и психомоторной ак-  

тивности. Это относится не толыкв к маниакальным, но и  

к депрессивным состояниям. Однако, как показали иссле-  

дования Л. В. Калягиной (1972), проведенные с помощью  

корректурной пробы, у больных в маниакальном состоя-  

нии внимание снижено больше, чем при депрессии.  

 

Нарушения внимания при маниакальных состояниях в  

первую очередь характеризуются его неустойчивостью. При  

патопсихологическом исследовании это проявляется в уве-  

личении затрачиваемого больным на выполнение задания  

 

272  

 

времени к концу исследования в таких методиках, как кор-  

ректурная проба, счетные таблицы Крепелина, поиск чи-  

сел в таблицах Шульте. Часто при этом мы наблюдаем и  

увеличеяяе количества ошибок, особенно при беспечном  

отношении обследуемого к ситуации исследования и за-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1089
Категория: Медицинская психология, Психиатрия


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь