П. Здрилюк. УМНОЕ ДЕЛАНИЕ

- Оглавление -



Заключение

"Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как увидят Царствие Божие." (Лк. 9,27)

Хотя этот текст указывает на Преображение, но само Преображение следует понимать в более широком смысле.

Слова "не вкусят смерти" указывают на всю жизнь человека, а не на те шесть дней, после которых произошло Преображение.

Изречения Господа, несомненно, относятся ко всем христианам, так как Евангельское учение предназначено не только для небольшой группы, стоящей около Христа, а для всего человечества.

Поэтому Фаворский свет видели не только три апостола, но и апостол Павел, и Антоний Великий, и Серафим Саровский, и многие другие; они видели славу Божию здесь, на земле, в этом теле, до смерти.

Вот именно эти святые, имеющие благодать Святого Духа, которых называют преподобными отцами, написали нам множество наставлений, изображая некоторую лестницу, ведущую от земли на небо, из греховного состояния в Рай. И хотя каждый из подвижников, в зависимости от индивидуальной практики, рассматривал много ступеней, но все они сводятся к основным четырем: первая ступень – псалмопение, затем – очищение ума, потом – очищение сердца, и, наконец, последняя ступень – стояние пред Богом.

Поскольку Богослужение и Устав (то есть, порядок песнопений и чтений во время Богослужения) были составлены теми же святыми отцами, то внимательный христианин заметит во многих стихирах, тропарях, кондаках, икосах призывы к очищению ума и сердца, то есть призывы к подъему на последующие ступени духовного совершенствования. Также и духовная подготовка к церковным праздникам, посты, совершение земных поклонов являются системой аскетических и духовных подвигов, предписанных всем христианам, желающим взойти по этой лестнице на Небо, так как "Православие – есть спасение".

Учителями Церкви строго соблюдалось единство Богослужебной практики и внутреннего совершенствования христианина, как это видно из Устава (Типикон, стр. 415). В конце данной книги читатель найдет выписку из Типикона, где предаются анафеме все, кто в своем бесчинии принимают только внешнюю форму Богослужения, не очищая свою умную душу и не желая познавать более возвышенные истины. Так как "молитва есть беседа ума к Богу, такого требует ум устроения, да сможет беседовать Богу."

Если кто-либо скажет: "Зачем так строго? Пусть слушают и радуются хотя бы внешней красоте". Да, действительно, Православное Богослужение настолько прекрасно, что его нельзя сравнить ни с чем на земле. Оно и составлено так, чтобы все узнали как прекрасен Рай. Поэтому в храм на Богослужение могут приходить все желающие, как крещеные, так и некрещеные.

Строгие требования в храмах применяются только к "верным", которые своим поведением могут дискредитировать Церковь. И вообще, если говорить о запрещении (анафеме), то оно относится всегда к верным и состоит в том, что священнослужитель не позволяет кому-то участвовать в таинстве Евхаристии (Тела и Крови Христовой). Никаких других запретов в Православной Церкви не существует.

Псалмопение, исполняемое в Храме или дома, наполняет молящегося радостью и ставит его на первую ступень лестницы восхождения. Как уже упоминалось в начале книги, без псалмопения невозможно вступить на лестницу спасения. Но находятся, к сожалению, многие люди, которые соблазняются этой радостью и, тем самым, закрывают себе дальнейшее продвижение. Для обычного человека время начального усвоения псалмопения составляет полтора-два года. В этот период новоначальный может быть полностью поглощен внешним Богослужением без всякого опасения соблазниться, так как вся умная природа занята изучением и постижением нового, прекрасного и спасительного Богослужения. При этом необходимо с самого начала готовить себя к более возвышенным целям, чтобы теоретически быть уже готовым к следующему уроку. После двух лет регулярного посещения храма продолжается более глубокое изучение псалмопения, но обязательно необходимо при этом подниматься на следующую ступень – очищение ума. Если христианин не выполняет данного требования, то через два года кроткая и застенчивая "овечка" снова превращается в "волка". Это явление можно наблюдать постоянно, например, когда христиане ссорятся дома с родственниками и соседями из-за поста, а в храме придираются к только что вошедшим, забывая, что совсем недавно были такими же.

Эта форма прелести не очень опасна, так как христианин все-таки остается в церкви. Но тем не менее это прельщение приводит к характерным для прелести последствиям:

  1. У прельщенного путаются нравственные принципы.
  2. Ум теряет свои познавательные способности.

Немного поясним. Когда человек добровольно взял на себя подвиг, а затем оставил, то его можно обвинить только в нарушении обещания, но прямого зла он не совершил, такого, например, как подлость, жульничество и другие греховные действия.

Когда люди возводят обычаи до уровня абсолютной морали (добра и зла), то вдруг начинают вести себя просто неприлично.

Например, во время поста такой псевдохристианин может устроить скандал, обругать людей из-за еды.

Трудно себе представить, чтобы, например, Федор Студит мог вести себя подобным образом, хотя он руководил большим монастырем с достаточно строгим уставом, и сам был образцом аскетизма.

Что же касается развития умственных способностей, то это особая тема. Из истории христианства видно, что монастыри и церковные общины являлись центрами просвещения, развития науки и культуры.

Христианин очищал свой ум и дух во время молитвы и потому вся его жизнь была умная и трезвая. Очищенный ум отвечал на богословские вопросы и позволял решать мирские проблемы, так как восстанавливалась гениальность души.

Всякий, кто приступит к умной молитве, почувствует, что через некоторое время умная природа его души будет проявлять свои способности во всех сферах жизни: на работе, дома, даже в бытовых мелочах.

Те же люди, которые не хотят подниматься на ступень очищения ума, постепенно отвыкают думать. То есть, когда они слушают или читают что-то непонятное и не задают вопросов, соглашаются с этим – значит их устраивает то, что они не понимают, они примиряются с непонятным. Со временем ум вообще теряет способность отличать истину от лжи и принимает без разбора абсолютно все – как веру, так и суеверие. Иногда таких людей называют набожными – если человек тихий, или фанатиками – если он буйный. Преподобный Исаак Сириянин называет такую душу "колесницей диавола". (Смотри приложение, Доброт. т.2, стр.661, 54).

Еще раз необходимо заверить читателя, что для успешного восхождения первая ступень, то есть псалмопение, так же важна, как надежный фундамент для здания.

Что касается последующих ступеней, то очищение ума достаточно полно описано в данной книге, и, используя ее материалы, можно восходить на эту ступень.

Что касается ступени очищения сердца, а также последней ступени, то они даны в книге только обзорно, чтобы читатель смог оценить весь путь.

Если Бог благословит и будем живы, то автор предполагает написать отдельную книгу по очищению сердца, а также и заключительную часть: стояние пред Богом, Которому слава во веки веков.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Библиотека
Просмотров: 425
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §68 После этого отступления, доказывающего тождество чистойлюбви и
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §26 Нижней ступенью объективации воли являются всеобщие силыприроды,
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 4 ОБ ЭТИХ ЭМОЦИЯХ Уик-энд, посвященный улучшению
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §66 Мораль без обоснования, т.е. простое морализирование, неможет
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §63 Мы признали, что временное правосудие,пребывающее в государстве,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §56 Эта свобода, это всемогущество, обнаружением иотпечатком которых
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §69 Мы достаточно охарактеризовали, в границах нашегоисследования, отрицание
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Примечания Предисловие к первому изданию Метафизика греч. 150
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §22 Эта вещь в себе удержим кантовский термин
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §39 Ко всем этим размышлениям, выдвигающим субъективныймомент эстетического
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Третья О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §28 Мы рассмотрели великое многообразие и различие явлений,в
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Ob nicht Natur zulezt sich dochergr252ndeИ не раскроется
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Первая О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §6 Пока же, в этой первой книге, мы
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §8 Как из непосредственного солнечного света взаимствованное отражение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §11 В этом отношении действительной противоположностьюзнания является чувство,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §15 И вот, если при нашем убеждении, что
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Вторая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Первое размышление:
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОТРЕБHОСТИ, ЗАМЕЩЕHИЯ И ЗАВИСИМОСТИ
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ Диалог для любви 150 то же самое,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §50 Итак, если целью всякого искусства служит передачапостигнутой
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §44 То, чем для низших ступеней объектности воли
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 6 УПРАЖНЕНИЯ В ДИАЛОГЕ Если бы мне



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь