П. Здрилюк. УМНОЕ ДЕЛАНИЕ

- Оглавление -


Глава 3
ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА, КОТОРЫЕ СТАВИТ УМ

Приступая к внешнему умному деланию, по совету святителя Игнатия Брянчанинова рассмотрим четыре вопроса к видимому миру:

  1. Что я вижу?
  2. Кто это сделал?
  3. Для чего это сделано?
  4. Каким образом это сделано?

При взгляде на окружающий нас мир только эти четыре вопроса могут появиться в нашем пытливом уме, данным от Бога для умной жизни.

Здесь уместно вновь вспомнить Дмитрия Ростовского: "Первейшая Адаму заповедь в раю – делать и хранить, то есть: делать разумом, чтобы хорошо разуметь, и хранить заповедь, чтобы не нарушить ея". Адам давал названия всем предметам. И нам необходимо пройти тот же путь, называя все, что нас окружает.

Итак, первый вопрос: что я вижу? (Любопытство и удивление, рождающиеся при этом, полагают начало личности, неравнодушной к Божьему творению.) Ответ на этот вопрос мы находим в православном мировоззрении. И придумывать ничего не нужно, так как надо использовать имеющиеся имена. Например: что я вижу ? – дерево. Само имя характеризует состав и суть предмета. А вот если кто-то начнет фантазировать подобно восточным философам, что в дереве, цветке, камне есть душа, то это приведет к прельщению ума, его помрачению, когда ум обманут и называет то, что видит, неверно.

Второй вопрос: кто создал ? откуда это взялось ? Ответ мы находим в книге Моисея Бытие – Бог создал. Шестоднев открывает нам картину мира, происхождения предметов. К примеру, дерево Бог создал в третий день творения и повелел размножаться по роду своему.

Третий вопрос: для чего Бог создал этот предмет ? чему он служит ? т.е. назначение объекта. Например: фрукты и овощи для пищи.

Знание назначения предмета позволяет правильно пользоваться данным творением. И в этом уже кроется освобождение от греха. Ведь часто мы грешим не по злому умыслу, а по неразумению. К примеру, мы не прячем рук, глаз, носа, зная их назначение; половых же органов стыдимся, так как неправильно их воспринимаем. А, скажем, в больнице стыд пропадает, так как из головы вылетают, как говорят, "дурные" мысли, болезнь заставляет думать трезво. Вспомним Адама. который ходил наг и не смущался. Вспомним стихиры Богослужения, где воспевается грудь девы Марии, которой она кормила Иисуса Христа, прославляется чрево, носившее Богомладенца.

На поставленный нами третий вопрос – о назначении объекта – отвечает современная наука. Ломоносов говорил, что наука и религия – две сестры родные. Науку, познающую Божий мир, вполне можно рассматривать как молитву. "Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси!" (Пс. 103)

Но, отвечая на все три вопроса, не пытайтесь фантазировать, наоборот, нужно очень трезво мыслить. Не гоняйтесь за всеми вопросами, а отвечайте на самые простые и понятные, чтобы ум окреп в здравом смысле.

Заметьте, в какой строгой подчиненности идут первые три вопроса. Название предмета – это удивление, потрясение его красотой. Второе – нахождение Художника, исповедание источника Бытия. И третье – исследование творения и оценка творения, предложенного нам Богом, и восхищение Творцом, которого мы определили, отвечая на второй вопрос. Рассмотрение этого вопроса составляет предмет блаженства и простирается на вечность. Ради этого мы и созданы.

И, наконец, четвертый вопрос: каким образом все сотворено ? относится к вопросам, неразрешимым для человека, то есть, это уже область непознаваемого. Если бы нам дано было знать как изготовить атом, солнце, живую клетку, человека, мы могли бы сами это сделать. Для нас это тайна. Люцифер возмечтал, что подобное ему по силам, и лишь повредил свой ум.

Поэтому творил Бог под покровом ночи, символизирующей наше неведение, поэтому через Боговидца Моисея отвечает нам Господь, не открывая тайны: "сказал Бог и стало так".

Не надо бояться этого вопроса; надо лишь знать, что ответ на него для нас заповедан. И так же, как тело христианина падает ниц пред Богом, так же и ум его, решая этот вопрос, преклоняется пред Господом, занимая подобающее ему место. Здесь уместно упомянуть о смиренномудрии.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Библиотека
Просмотров: 410
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §28 Мы рассмотрели великое многообразие и различие явлений,в
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Третья О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §39 Ко всем этим размышлениям, выдвигающим субъективныймомент эстетического
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §6 Пока же, в этой первой книге, мы
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §44 То, чем для низших ступеней объектности воли
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §26 Нижней ступенью объективации воли являются всеобщие силыприроды,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §22 Эта вещь в себе удержим кантовский термин
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §15 И вот, если при нашем убеждении, что
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §11 В этом отношении действительной противоположностьюзнания является чувство,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §8 Как из непосредственного солнечного света взаимствованное отражение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Ob nicht Natur zulezt sich dochergr252ndeИ не раскроется
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Первая О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §56 Эта свобода, это всемогущество, обнаружением иотпечатком которых
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Вторая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §50 Итак, если целью всякого искусства служит передачапостигнутой
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Примечания Предисловие к первому изданию Метафизика греч. 150
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §69 Мы достаточно охарактеризовали, в границах нашегоисследования, отрицание
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §68 После этого отступления, доказывающего тождество чистойлюбви и
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §66 Мораль без обоснования, т.е. простое морализирование, неможет
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §63 Мы признали, что временное правосудие,пребывающее в государстве,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь