Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

- Оглавление -



Заключение

В настоящее время психологический тренинг как одна из наиболее популярных форм группового воздействия приковывает к себе повышенное внимание практиков. В то же время существует явное отставание в теоретическом осмыслении накопленного богатого фактического материала. Истоки многих проблем, которые появляются при практическом применении психологического тренинга, – в его слабой методологической базе.

В связи с этим мы попытались выявить и обоснованно показать, что психологический тренинг можно рассматривать как особое культурное орудие, помогающее участникам овладеть своим поведением, и предполагает значительную степень участия ведущего в качестве "более умелого другого".

Выбирая психологический тренинг в качестве объекта исследования, мы обратили внимание на наличие общих закономерностей возникновения эффекта тренинга вне зависимости от его теоретической и методологической направленности. В связи с этим была осуществлена попытка выделить и обосновать наличие особых этапов возникновения и закрепления эффекта тренинга, которые свойственны процессу тренинга как особому опосредствующему психологическому орудию, созданному для овладения новым поведением.

Проведенный теоретико-психологический анализ позволяет рассматривать психологический тренинг как опосредствующее орудие, которое используется индивидом в рамках заданного культурного контекста для овладения своим поведением. В развертывании процесса личностной динамики под воздействием тренинга выделено три стадии: выявление и выведение во внешний план неэффективных элементов поведения, создание нового синтетического эталона эффективного поведения во внешнем плане, интериоризация измененной формы поведения внутрь. Весь этот процесс мы назвали переопосредствованием имеющегося поведения новыми, более совершенными инструментами (такими как ритуалы, культурные сценарии и т.п.).

Мы попытались доказать, что зона актуального развития участников тренинга содержит все необходимые психологические предпосылки для осуществления эффективного общения в жизни. Главный элемент, которого не хватает, – владение успешными культурно-историческими инструментами, которые опосредствуют человеческое поведение и придают ему характер совместимости с конкретной социальной средой. К таким инструментам относятся ритуалы, паттерны поведения, нормы, сценарии общения. Таким образом, главная задача психологического тренинга видится в переопосредствовании поведения участников новыми, более совершенными инструментами. Напрашивается вывод, что обучение ритуалам общения и взаимодействия должно проходить непрерывно, в виде "повышения квалификации", наподобие обучения использованию новых технических средств. Ключевая роль в этом процессе принадлежит ведущему психологического тренинга, который влияет на формирование зоны ближайшего развития участников.

Особо было подчеркнуто, что динамика изменения поведения участников тренинга происходит в два этапа: этап овладения (участники узнают, как решается поведенческая задача и пробуют решить ее совместно с ведущим); этап присвоения (участники трансформируют свое поведение под воздействием нового знания и могут самостоятельно решать поставленные задачи).

Сделанные выводы позволяют пересмотреть взгляды на тренинг как на достояние определенной концепции или психологической школы. На самом деле, эффективность тренинга определяется скорее не теоретической принадлежностью ведущего и авторов, а соблюдением логики развития процесса для того, чтобы заданные изменения могли состояться, а затем закрепиться в поведении участников.

Многие "пользователи" психологических услуг уже давно осознали тот факт, что успешный человек отличается, прежде всего, гармоничной личностью и высокой внутренней культурой. Психологический тренинг как ни один другой инструмент направленного психологического воздействия помогает достичь желаемых результатов.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1606
Категория: Библиотека » Тренинги


Другие новости по теме:

  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Глава 2 ВИДЫ И ЦЕЛИ ТРЕНИНГА В СОВРЕМЕННОЙ
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Глава 4 ЛИЧНОСТНАЯ ДИНАМИКА УЧАСТНИКОВ ТРЕНИНГА 4.1. ПРОЦЕСС
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Глава 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ Психологический
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Глава 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Литература Александров Ю.И. Макроструктура деятельности ииерархия функциональных систем
  • Т. В. Зайцева. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА | Зайцева Татьяна Вячеславовна ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Психологический тренинг
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Литература Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.М.:
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.5 РИТУАЛЫ Связь ритуалов и мифологемРитуалы и
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.6 МЕДИТАТИВНЫЕ ТЕХНИКИ Общее представление о медитацииМедитации-визуализации
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Часть IV АРСЕНАЛ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГОВ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.2 ИГРЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.6 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В ТРЕНИНГЕ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.3 ИГРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Я знаю, что
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.4 КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ Катастрофа в пустынеИзвестными аналогами
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.4 НЕМНОГО О ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ТРЕНИНГА Философия
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.5 ПСИХОТЕХНИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОМОЩЬ В РЕШЕНИИ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Словарь Акмеология 150 новая отрасль психологическойнауки, изучающая профессиональную
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 4.6 МЕДИТАЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ Ниже приведем несколько описаний медитаций-визуализаций.Подробно
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.3 ЗАПАДНИ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО Из каждой игры
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 3.2 ИГРОВОЙ ЭЛЕМЕНТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ Игра:
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ Цели тренинговой
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Часть I ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ
  • Вачков И. В. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Вачков Игорь Викторович ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГАУчеб. пособие.
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.4 ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ Групповая дискуссияИгровые методыМетоды,
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК МЕТОД ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Часть III НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ ТРЕНИНГОВОЙ КУХНИ 150 О
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.5 КЛАССИФИКАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЕНИНГОВЫХ ГРУПП
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОСЪЕМКИ
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Часть II ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА:
  • И. В. Вачков. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА | Глава 1.7 ВЕДУЩИЙ ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ Основные роли ведущего



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь