Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



Обзор эволюции индуизма

Окидывая взглядом всю эволюцию религиозной мысли Индии, мы видим, что начиная с конца ведийского периода эта мысль движется по совершенно логически неизбежному пути. С этого момента, как лишённый всякой нравственной идеи, жадный до опьяняющего "сомы", бог Индра вытеснил из религиозного сознания индусов всемогущего, всеведущего и всеблагого творца и промыслителя – с этого момента представление о богах должно было постепенно изменяться в сторону их развенчания. Параллельно человек должен был возноситься и возвеличиваться. Развенчанные боги могли временно замениться некоторым суррогатом в виде отвлечённой идеи абсолютного бытия или мировой души, – что и произошло в старом брахманизме (идея brahman'а). Но такая подмена живого божества философской отвлечённостью не могла удовлетворять религиозного сознания.

Идея мировой духовной субстанции не заполняла, а лишь прикрывала собой пустоту, образовавшуюся в религиозном сознании после исчезновения из него разумного вседержителя. Надо было решиться открытыми глазами взглянуть на эту пустоту, и потому логическим дальнейшим ходом была "религия без бога" с её следствием – возвеличиванием человека над богами, обожествлением человека. Всё это мы и находим в буддизме. Но параллельно с небывалым превозношением человека идёт и развитие самого мрачного пессимизма, которое тоже совершается в буддизме, признанием, что высшей целью человека является нирвана – самоубийство духа. Естественной реакцией против этого безжалостно-последовательного направления явилась жажда настоящего великого бога.

Этой жаждой вызван к новой жизни индуизм простонародный брахманизм, только впоследствии получивший философскую обработку. Не устраняя тех проблем, размышление над которыми неизбежно приводило к буддизму, индуизм должен был замаскировать эти проблемы нагромождением причудливой фантастики, поражающей и возбуждающей воображение, но вместе с тем усыпляющей и притупляющей глубокое религиозное чувство.

Чтобы заполнить пробел в религиозном сознании и заменить старых развенчанных богов, индуизм должен был создать новых верховных богов-вседержителей, придав им характер абсолютности. Но материалом для этих новых великих богов послужили всё те же старые боги-демоны, искони лишённые нравственной идеи (оборотень-Вишну и леший-Шива) и лишь подновлённые слиянием с разными местными, частью неарийскими, популярными богами и мифическими героями.

Неудивительно поэтому, что эти новые боги в том виде, в котором они предстали перед сознанием широких народных масс, отличались от прежних только лишь чудовищностью, подавляющей недосягаемостью и дикой, кричащей яркостью своих образов. Философская же рефлексия не могла сделать из них ничего, как только обесцветить и обезличить их, превратив их почти в отвлечённые понятия и потонув сама в безбрежном море пантеизма.

C точки зрения христианской вся история религиозного развития Индии проходит под знаком непрерывного владычества сатаны. Это владычество начинается с того момента, когда существовавший в религиозном сознании не вполне ясно, но всё же уже определённо обозначившийся образ истинного Бога-Творца и Промыслителя был отодвинут на задний план образами бесовскими. Затем, в эпоху старого брахманизма, вслед за лицемерным поклонением этим, порождающим страх, но не вызывающим благоговения бесам, появляется стремление сравняться с ними в отношении чудесной их силы, и отсюда использование богослужения и аскезы для магических целей.

Одновременно с развитием самоутверждающей гордыни человек, поставивший сам себя лицом к лицу с духом бездны, не может не содрогаться постоянно, вглядываясь в саму эту бездну. Лишённый разумного Бога и населённый бесами мир бессмыслен и страшен. Появляется стремление куда-то уйти, убежать от кошмарно-бессмысленной закономерности этого мира с его бесконечными повторениями. И тут-то, в учении буддизма, сатана подсказывает человеку страшную мысль о полном самоубийстве, об уничтожении своей духовной жизни с тем, чтобы душа человека растворилась в бездне, превратившись в ничто, в пустоту.

Эта ужасная мысль, поднесённая, однако, в самом привлекательном виде, с лестным для человеческой гордости превозношением человека выше всех "богов", надолго овладевает религиозным сознанием Индии. Затем появляется реакция, желание поклониться настоящему недосягаемому Богу. Но когда человек, отвернувшись от бездны, перед которой его поставил буддизм, поворачивается с тем, чтобы найти достойного поклонения Бога, он, сам не замечая того, вместо Бога опять обретает сатану. На этот раз сатана заставляет человека простереться перед собой и так и держит его распростёртым и подавленным. Оскалившая зубы чудовищная десятирукая богиня Кали, едущая на колеснице, под тяжёлыми колёсами которой находят смерть фанатики-шиваиты, – что это, как не символ полного торжества сатаны над человеком...



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 867
Категория: Библиотека » Критика


Другие новости по теме:

  • Пятигорский А. М. "ЗНАНИЕ" КАК "ЗНАК ЛИЧНОСТИ" В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Примечания См. С.Лем. Формула Лимфатераперевод с польского С.Ковалевского.
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | Словарь АВАТАР инд. В индийской мифологии 150 сошедший
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 11 ДА ЗДРАВСТВУЕТ БОГ К концу второго
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 9 ПРОСВЕЩЕНИЕ К концу XVI века на
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 8 БОГ РЕФОРМАТОРОВ Пятнадцатое и шестнадцатое столетия
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 7 БОГ МИСТИКОВ Иудаизм, христианство и, в
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 5 ЕДИНСТВО: БОГ МУСУЛЬМАН Около 610 года
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 4 ТРОИЦА: БОГ ХРИСТИАН Около 320 года
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 СВЕТ ЯЗЫЧНИКАМ В ту пору, когда
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 ЕДИНЫЙ БОГ В 743 г. до
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 1 В НАЧАЛЕ... В начале сотворили люди
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 6 БОГ ФИЛОСОФОВ В девятом веке арабы
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | Примечания 1 См.: Mircea Eliade, The Myth of
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие В детстве у меня были стойкие
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 10 БОГ УМЕР К началу девятнадцатого века
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Новый Брахманизм Буддизм есть последний этап по
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Возникновение Буддизма Буддизм, основанный принцем Siddhartha по
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Приход Брахманизма Следующий период истории религии Индии
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Оценка Брахманизма Таково в общих чертах мировоззрение
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Духовное самоубийство как жизненная цель В буддизме
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Попытка соединить Бога с дьяволом для
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Несовместимость двух концепций Вернёмся теперь к тому
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Пантеон индуистских божеств Если подойти к этой
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Истоки индуизма Попробуем с этой точки зрения
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Молитвы богам Молиться человек может о чём
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Откровения духа обольстителя Апостол Иоанн говорит: возлюбленные,
  • Н. С. Трубецкой. РЕЛИГИИ ИНДИИ И ХРИСТИАНСТВО | ОГЛАВЛЕHИЕ Увлечение восточной мистикой Когда говоришь об исходе
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | ЧАСТЬ ВТОРАЯ КОНКРЕТНАЯ ДУШЕВНАЯ ЖИЗНЬ И ЕЕ ФОРМИРУЮЩАЯ
  • С. Л. Франк. ДУША ЧЕЛОВЕКА | Глава IV СОСТАВ ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ I Мы впали



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь