В. Н. Лосский. БОГОВИДЕНИЕ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



Предисловие

Среди православных богословов нашего поколения Владимир Лосский был одним из тех, кто стремился показать Западу, что Православие – не историческая форма восточного христианства, а непреходящая и кафолическая истина. Свидетельствовать об этом и было основной заботой его жизни, и это же свидетельство побудило его работать в двух направлениях, которые – как он мыслил – друг друга дополняют: византийское богословие органически продолжающее предание греческих отцов, и латинское Средневековье, в котором он искал – в частности в образе мыслей М.Экхарта – пункты возможного совпадения с восточным Православием.

Этот двойной научный интерес В.Лосского продолжал традицию Петербургского университета, к среде которого принадлежала его семья и из которой вышли как знаменитые византологи, так и известные знатоки Западного Средневековья. Но основным аспектом, определившим путь этого исследователя и богослова, был духовный аспект схизмы между Западом и Востоком. Те именно пункты, которые он считал наиболее разделяющими христиан, и привлекли в первую очередь его внимание: учение об исхождении Святого Духа и учение о нетварных энергиях Божиих. Мы видим, что все труды В.Лосского пронизаны этим двойным устремлением: сохраняя всю целостность Православия, вести диалог с христианским Западом.

В спорах и защите истины Владимир Лосский бывал иной раз непримиримым и жестким. Однако мы видели, как в последние годы своей жизни он все больше и больше преуспевал в том мудром спокойствии, которое было в нем столь привлекательным, что Этьенн Жильсон мог написать в своем предисловии к посмертному изданию магистерской работы Лосского об Экхарте: "Какой-то мир тихо излучался от этого такого скромного и совершенно простого и доброго человека, тайна которого и состояла может быть в том, чтобы быть среди нас самим воплощением христианского духа, и воплощение это совершалось в нем в силу призвания как бы совершенно естественного".*

* Vision de Dieu, Neuchatel, 1962, pp.7-9. [Перевод с французского.]

В своем "Очерке мистического богословия Восточной Церкви" – труд этот стал теперь "классическим" – Владимир Лосский дает нам систематическое изложение того, чем являлось для отцов собственно б о г о с л о в и е: одновременным созерцанием Бога и выражением Невыразимого. Богомыслие св. Григория Паламы о божественных сущности и энергиях уже занимает в этом труде центральное положение.

Курс лекций "Боговидение", который мы печатаем в серии Bibliotheque orthodoxe, был прочитан в пятой секции Ecole pratique des Hautes Etudese* в течение 1945-1946 гг. в Сорбонне, и является прежде всего как бы патристическим введением к тому, что принято называть "паламизмом".

* [Исследовательская секция Сорбонны на очень высоком уровне, при участии известных профессоров, ученых и философов.]

Я сам немало потрудился над тем, чтобы "представить" западному читателю св. Григория Паламу, и поэтому хочу сказать здесь об особой и личной радости, которую испытал, читая рукопись Лосского и обнаруживая в нем аспект проблемы, мною во всех его деталях не затронутый, но разработанный автором с несомненно большей тонкостью и полнотой, чем было бы это же самое сделано мной: это аспект святоотеческого происхождения терминологии Паламы. Разрабатывая курс своих лекций, Лосский, по-видимому, не знал еще недавно вышедших трудов, в частности труда о.Шервуда [Sherwood], о Максиме Исповеднике, который помог бы ему еще точнее выразить свою мысль; но его эрудиция и исключительное богословское сознание придают его труду неоспоримую ценность. Явное стремление Лосского включить "богословие благодати" в контекст сотериологический, а значит и в контексты христологический и сакраментальный, особенно ценно и своевременно.

Этот новый "акцент" был неизбежен в изложении всех аспектов боговидения и обóжения в творениях греческих отцов. Действительно, мы не можем ни воспринять всей глубины богословия св. Григория Паламы, ни понять его формулировок, ссылаясь только на каппадокийцев и псевдо-Дионисия: ведь к более позднему развитию византийского богословия подводят нас послехалкидонская христология и св. Максим Исповедник.

И как историк, и как богослов Владимир Лосский призывает нас к диалогу, к такому диалогу, который действительно углублялся бы в суть дела и искал бы истину, соединяющую и освобождающую: истину не византийскую, не латинскую, а только ту, что проистекает от "Духа Истины, от Отца Исходящего".

Профессор протоиерей
Иоанн МЕЙЕНДОРФ



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 310
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XI БОЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ Единение с Богом
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III БОГ-ТРОИЦА Апофатизм, свойственный богомыслию Восточной
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IV НЕТВАРНЫЕ ЭНЕРГИИ Откровение о Боге-Троице
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава V ТВАРНОЕ БЫТИЕ Когда мы пытаемся
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VI ОБРАЗ И ПОДОБИЕ Если человек
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VII ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО СЫНА Рассматривая те богословские
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава XII ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПИР ЦАРСТВИЯ В введении
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VIII ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО СВЯТОГО ДУХА Воплощение Слова
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IX ДВА АСПЕКТА ЦЕРКВИ Миссия посланных
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Об авторе Владимир Николаевич Лосский родился 25
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | Примечания A. Bergson. Leg deus sources de la
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Х ПУТЬ СОЕДИНЕНИЯ Обожение, jeosiV, твари
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава I ВВЕДЕНИЕ. БОГОСЛОВИЕ И МИСТИКА В
  • В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II БОЖЕСТВЕННЫЙ МРАК Проблема богопознания была
  • В. Н. Лосский. БОГОВИДЕНИЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 1 ПРЕДАНИЕ ОТЦОВ И СХОЛАСТИКА Мы
  • В. Н. Лосский. БОГОВИДЕНИЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 БОГОВИДЕНИЕ В БИБЛЕЙСКОМ ОБРАЗЕ МЫСЛИ
  • В. Н. Лосский. БОГОВИДЕНИЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 АЛЕКСАНДРИЯ С угасанием эсхатологического духа,
  • В. Н. Лосский. БОГОВИДЕНИЕ | Примечания Gabriel Vasquez, Bellomontanus theologus, S.J. Commentaria ac
  • В. Н. Лосский. БОГОВИДЕНИЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 КАППАДДОКИЙЦЫ В IV веке, в
  • В. Н. Лосский. БОГОВИДЕНИЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 9 ПАЛАМИТСКИЙ СИНТЕЗ265 В историю богословской
  • В. Н. Лосский. БОГОВИДЕНИЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 8 ВИДЕНИЕ БОГА В ВИЗАНТИЙСКОМ БОГОСЛОВИИ240
  • В. Н. Лосский. БОГОВИДЕНИЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 7 СВЯТОЙ ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ И СВЯТОЙ
  • В. Н. Лосский. БОГОВИДЕНИЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 6 ВИДЕНИЕ БОГА В АСКЕТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • В. Н. Лосский. БОГОВИДЕНИЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 5 БОГОСЛОВЫ СИРИЙСКО-ПАЛЕСТИНСКОЙ ШКОЛЫ И СВ.
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §63 Мы признали, что временное правосудие,пребывающее в государстве,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §44 То, чем для низших ступеней объектности воли
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §6 Пока же, в этой первой книге, мы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь