И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава Вторая

ИЗ ИСТОРИИ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
БИБЛЕЙСКИХ КНИГ



1. БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Как христианская, так и иудейская религии учат тому, что все библейские книги являются "богодухновенными" произведениями, т.е. что их содержание внушено богом некоторым людям, которые и записали его. Кто же были эти люди?

Для большинства библейских книг церковь указывает определенных авторов. Пятикнижие она приписывает Моисею, указывая при этом, когда он якобы жил – XV век до н.э. Книгу Иисуса Навина написал якобы сам Иисус Навин, занявший после смерти Моисея пост вождя евреев. Остальные книги Ветхого Завета также приписываются различным ветхозаветным же персонажам, причем если книга названа чьим-либо именем, то он и считается ее автором. Так, все книги пророков считаются принадлежащими соответствующим пророкам: книга Исаии – Исаие, Иезекииля – Иезекиилю и т.д. Что касается Нового Завета, то церковь утверждает, что евангелия написаны четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном; Деяния – евангелистом Лукой, послания – теми лицами, именем которых они названы; и, наконец, Апокалипсис приписывается Иоанну Богослову. Однако по существу, с религиозной точки зрения, этот вопрос не должен иметь абсолютно никакого значения, ибо автор Библии – один, это бог, а люди, которые производили соответствующие записи, играли только роль переписчиков. Потому библейские книги и считаются "священными", потому в них и не должно быть ни ошибок, ни противоречий.

Что касается времени написания библейских книг, то по религиозному учению основные из них писались в том порядке, в каком они расположены в библейском каноне. Сначала будто бы были написаны Моисеем все книги Пятикнижия, потом на протяжении нескольких столетий писались остальные книги Ветхого Завета, причем подавляющее большинство их было якобы написано до вавилонского плена. Евангелия же и остальные книги Нового Завета были написаны, как считает христианская церковь, в середине I века н.э.

Эта схема происхождения библейских книг уже давно начала вызывать сомнения у многих, даже верующих людей, пытавшихся подойти к Библии с точки зрения здравого смысла. В отношении Моисея как автора Пятикнижия некий персидский еврей Хиви Габалки еще в IX веке н.э. высказался весьма скептически; он указывал, в частности, на то, что в одной из этих книг описана смерть Моисея; не мог же человек рассказывать, как он умирал и как его хоронили! Через двести лет после Хиви исследованием Ветхого Завета занимался еврейский писатель и богослов Ибн-Эзра (XI век). Он оставил после себя очень туманные высказывания, которые не были поняты его современниками. Лишь в XVII веке их расшифровал знаменитый голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677), который вообще положил начало научному исследованию Библии. Существует научная дисциплина, которая специально занимается исследованием Библии; она носит название библейской критики. Библейская критика означает всесторонний разбор библейского текста; при этом делается особый упор на исследование истории этого текста. Библейской критикой занимаются не только неверующие, но и верующие люди, в том числе и богословы как иудейской, так и христианской религий. Особенно большую роль в истории библейской критики сыграли богословы протестантского вероисповедания. Много сделали для библейской критики философы, историки, специалисты по древним языкам семитским, древнегреческому, латинскому.

Научное исследование Библии велось различными группами и направлениями ученых с разных позиций. Одни ученые исходили из стремления раскрыть действительную историческую истину, другие руководствовались желанием "спасти" из Библии то, что можно, пожертвовав наиболее очевидными несообразностями. Большое влияние на ход исследований оказывала идеологическая борьба между защитниками интересов разных классовых группировок, между представителями разных мировоззрений. Например, буржуазные ученые последовательно выступали с научных позиций в критике Библии в то время, когда буржуазия была заинтересована в преодолении феодальной церковной идеологии. В настоящее же время буржуазная библейская критика все больше скатывается на антинаучные позиции, стремясь приукрасить Библию и ее историю. Что же касается церковников, то они, в особенности католики, занимаются фальсификацией истории Библии. В Ватикане существует специальный так называемый Библейский институт, формальной задачей которого является "научное" исследование Библии. На самом деле он занимается не чем иным, как фальсификацией науки о Библии.

Библейская критика изучает главным образом историю Библии, являясь, таким образом, в основном наукой исторической. Вместе с тем критика Библии может вестись и по другим направлениям. Например, французские материалисты и просветители XVIII века показывали несостоятельность библейских сказаний с точки зрения здравого смысла и логики. В данной главе мы сосредоточим внимание только на исторической критике, т.е. на раскрытии истории библейских книг и библейского текста.

Попытки критического анализа Библии предпринимались еще в древности, систематическое же научное исследование ее началось около трехсот лет тому назад. В этой небольшой по размеру главе мы не можем подробно осветить всю историю библейской критики, поэтому мы остановимся только на некоторых важнейших ее моментах. Мы рассмотрим работы некоторых классиков библейской критики – тех крупнейших представителей этой научной дисциплины, которые оказали особо серьезное положительное влияние на всю историю научного исследования библейских текстов.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 879
Категория: Библиотека » Религия


Другие новости по теме:

  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. О БИБЛЕЙСКИХ ЛОЗУНГАХ ЛЮБВИ К БЛИЖНЕМУ,
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ИССЛЕДОВАНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА Тюбингенская школаВ начале
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА Бенедикт СпинозаВпервые систематический
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. БИБЛИЯ И НЕКОТОРОЕ ВОПРОСЫ ЛИЧНОЙ МОРАЛИ
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. СМЯГЧИЛА ЛИ НРАВЫ БИБЛЕЙСКАЯ МОРАЛЬ Уроки
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ОТДЕЛЬНО О НЕКОТОРЫХ БИБЛЕЙСКИХ КНИГАХ Мы
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. НОВЫЙ ЗАВЕТ Состав Нового ЗаветаВ новозаветный
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Первая ЧТО ТАКОЕ БИБЛИЯ Слово Библия
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. НОВЫЙ ЗАВЕТ Появление книг Нового Завета
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нет, не может рабовладельческая мораль
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы привели ряд страниц из
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Третья ПРОИСХОЖДЕНИЕ БИБЛЕЙСКИХ КНИГ Как было
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Пятая УЧИТ ЛИ БИБЛИЯ ДОБРУ Защитники
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И БИБЛИЯ До сих пор
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ИСТОРИЯ И ФАНТАСТИКА Многие сказания библии,
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТОВ Внутренние противоречия в
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Так на протяжении тысячелетия шло
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четвертая СОДЕРЖИТ ЛИ БИБЛИЯ ИСТИНУ Этот
  • И. А. Крывелев. КНИГА О БИБЛИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Библейские легенды, о которых идет
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §26 Нижней ступенью объективации воли являются всеобщие силыприроды,
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 6 УПРАЖНЕНИЯ В ДИАЛОГЕ Если бы мне
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 5 НАСУЩНЫЙ ХЛЕБ ДИАЛОГА Они оба были
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 2 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБHОСТИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛЮБВИ Эта
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ Диалог для любви 150 то же самое,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь