№20. НА ПОДСТУПАХ К ЛОКАЯТА ЙОГЕ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



8. МАТЕРИАЛИЗМ И БЕССМЕРТИЕ ДУШИ

Согласно традиционному толкованию, освобождение из "материальной ловушки" предполагает освобождение от цепи перевоплощений и завершение эволюционного развития индивидуальной души, протекавшего в разных жизнях посредством перехода из одного тела в другое через рождение и смерть. Обращаясь к Йоге, теорию перевоплощений обойти стороной очень трудно. Каковой будет позиция Локаята Йоги по отношению к проблеме "жизни после жизни"? Послушаем сперва, что говорит о перевоплощении Кришнамурти:

"Если вы все еще спрашиваете об этом, это свидетельствует, что вы ищите не Истину, а лишь продление эго... Представление о себе, как об обособленной сущности, как об обособленной единице Сознания – иллюзия. Цепляясь за эту иллюзию, вы страстно желаете продлить это сознание обособленности на бесконечное время. И вы думаете, что этим продлением (в ряде жизней) вы приобретете все больше и больше качеств и через них полнее осознаете Истину. Однако иллюзия обособленного сознания, как бы сильно вы его ни расширяли, как бы не прославляли его и не защищали, всегда остается иллюзией... Простое продление этой иллюзии никогда не принесет полноты понимания, ибо полнота эта в осуществлении настоящего...

Чем больше вы придаете значение смерти и потусторонней жизни, возрождению или уничтожению, тем меньше вы соприкасаетесь с Жизнью, которая вечно в настоящем. Пока вы откладываете понимание настоящего, вы никогда не поймете того, что вне его. Когда вы поймете это, то вне его не будет ничего".

Действительно, ТЕОРИЯ перевоплощения к Йоге никакого отношения не имеет. Йогину совершенно безразлично, что ожидает его (точнее, представляющий его психофизический комплекс, Лингам) в будущем: он с максимальной отдачей действует в настоящем. Вопрос подлинного "бессмертия души" для него – не теоретический вопрос, не вопрос веры и неверия. Это вопрос психического опыта, причем не опыта припоминания своих "прошлых воплощений", а опыта бытия в настоящем. Это вопрос уровня самосознания. Кто я? Может ли умереть то, что я есть?

"По вечной сущности моего рождения, не могу я никогда и умереть. По вечной сущности моего рождения, я был от века, есмь и в вечности пребуду! Лишь то, что составляет мое временное существо, умрет и превратится в ничто, ибо это принадлежит дню и должно исчезнуть, как время" [6].

Йога – это не теория, не интеллектуальные представления, а изменение сознания и, в первую очередь, самосознания. Человек, который переживает свое "я", свою экзистенциальную сущность как ограниченное именем и формой телесное существо, умирает в физиологическом смысле и другого смысла понятие "смерть" для него содержать не может. Если он испытывает страх перед неизвестностью смерти, то начнет искать успокоительные средства для нейтрализации этого страха. Буквально понимаемая и принятая умом теория перевоплощений – это только слова, психотерапия; но впереди у такого человека нет никаких "повторных рождений" – ему предстоит быть самым банальным образом заколоченным в ящик и впоследствии разложиться на составные элементы. Он забыл основное: "Нет ни смерти, ни рождения; есть перевоплощение того, что БЕССМЕРТНО" [7]. И это бесполезно знать, это нужно ощущать, этим нужно быть. К этому ведет не теория, а расширение самосознания.

Тот, чье самосознание несколько расширилось, начинает переживать свое "я" как определенный уровень единой для всего мироздания отражательной способности материи. Другими словами, происходит некоторый распад того, что принято называть индивидуальностью (в Йоге это управляемое, а не патологическое состояние) и человек перестает ощущать себя связанным формой, он ощущает себя во многих существах. Смерть для него, фактически, перестала существовать: он сознает, что смерть его формы не является его смертью или смертью его сущности.

Это не значит, что он обретает некую "бессмертную душу", – нет, он прекрасно понимает, что в смерти угаснет отдельная точка данного уровня отражательной способности материи, но он уже не отождествляет себя с этой точкой, причем такое растождествление происходит не на теоретическом, не на интеллектуальном уровне, а на уровне непосредственного переживания. С другой стороны, духовно ощущая свое единство со всеми уровнями проявления того же уровня отражательной способности, он просто не может теоретически считать себя индивидуальной, обособленной от них единицей.

Тем не менее, он остро чувствует свое отличие от уровней, лежащих выше и ниже его уровня. Зная, понимая недвойственность, единство мира, иногда, возможно, даже переживая его, он не пребывает в Единстве. Но, как сказано в Брихадараньяка Упанишаде, "тот, кто видит здесь двойственность, идет от смерти к смерти. Как единственного должно воспринимать этого неизмеримого, непоколебимого Брахмана".

Освобожденный – это тот, кто пребывает в Единстве все время. Ясно осознавший это охладевает к теоретическому "освобождающему знанию", обретая стремление к расширению своей отражательной способности, – и это единственный путь к тому уровню сознания, на котором понятия рождения и смерти окончательно теряют свой смысл: "Человек свободный ничем так мало не занят, как проблемами смерти и бессмертия; он занят проблемами жизни" (Кришнамурти).

Иногда говорят, что преодоление страха личного небытия служит "целью философа"; однако в Йоге именно с этого нужно начинать, точнее, только с этого и может начаться подлинная Йога. В противном случае наши толкования "сверхфизического опыта", теоретические изыскания по этому поводу и вытекающие из них мировоззренческие установки будут попросту обслуживать наш страх смерти, индивидуального небытия, – при полном забвении того, что в случае успешной Садханы индивидуальное небытие низойдет на нас гораздо раньше, чем мы "покинем тело".

И все же большинство людей, вышедших на путь Йоги, боятся: либо того, что они будут продолжать жить много жизней, либо того, что они будут уничтожены смертью. И те и другие находятся во власти страха, порождаемого самодовлеющим эго. А то, что порождено тревогой и страхом, никогда не приведет к истине.

"Лишь поскольку ты свободен от себя, постольку ты властен над собой и принадлежишь себе. И поскольку ты принадлежишь себе, постольку принадлежит тебе Брахман и все творения", – так учат Упанишады.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 696
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Хьюстон Смит СВЯЩЕННОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Понятие священное бессознательное
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Эвелин Андехилл ЖИЗНЬ В ЕДИHЕHИИ Hезнание духовных
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Аллан Коэн МЕХЕР БАБА И ПОИСК СОЗНАНИЯ
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Сатпрем ЕДИНСТВО И УЧЕНИЕ ШРИ АУРОБИНДО Один
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ИУДЕОХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ Возникновение
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Гопи Кришна ИСТИННАЯ ЦЕЛЬ ЙОГИ Йога 150
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Кен Уилбер ПРЕДЕЛЬHОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ Кен Уилбер



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь