<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
Глава XXII
О законе Божием и законе греховном.
Божество благо и преблаго; такова же и воля Его. Ибо
то, что Бог желает, благо. Закон же есть заповедь,
научающая этому, чтобы мы, пребывая в нем, были в свете;
нарушение заповеди есть грех. Грех же происходит от
внушения дьявола и нашего непринужденного и добровольного
принятия. Также и грех называется законом.
Итак, закон Божий, входя в наш ум, влечет его к себе и
возбуждает нашу совесть. А наша совесть называется также
законом ума нашего. (С другой стороны), внушение лукавого,
т.е. закон греха, входя в члены нашей плоти, через нее
воздействует на нас. Ибо, однажды преступивши произвольно
закон Божий и поддавшись внушению лукавого, мы открываем
этому внушению доступ (к нам), предавши таким образом самих
себя греху. Отсюда тело наше (уже) легко влечется ко греху.
Поэтому покоящиеся в нашем теле запах и ощущение греха, т.
е. похоть и чувственное удовольствие, называются законом
во удех плоти нашей.
Закон ума моего, т.е. совесть, соуслаждается закону
Божию, т.е. заповеди, и желает ее. Закон же греха, т.е.
внушение через закон, находящийся во удех, или
через похоть, чувственную склонность и движение и через
неразумную часть души, противуюет закону ума моего,
т.е. совести и, хотя я желаю закона Божия и люблю (его), а
греха не желаю, пленяет меня вследствие смешения (с моими
членами тела) и, через приятность удовольствия, через
похоть плоти и через неразумную часть души, как я говорил,
обольщает меня и убеждает сделаться рабом греху. Но
немощное закона, в нежме немоществоваше закон
плотию, Бог Сына своего посла в подобии плоти греха
(Рим. VIII, 3), ибо Он воспринял плоть, но без греха;
осуди грех во плоти, до оправдание закона исполнится в
не по плоти ходящих, но по духу (Рим. VIII, 3). Ибо
Дух способствует в немощех наших (Рим. VIII, 26) и
подает силу закону ума нашего против закона, находящегося
во удех наших. (Такой именно смысл имеет вот это
(изречение): о чесом помолимся, якоже подобает, не вемы;
но Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании
неизголанными, т.е. научает нас, о чем нам должно
молиться. Поэтому невозможно исполнить заповеди Господни
иначе, как посредством терпения и молитвы.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>