С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



От издательства (сокр.)

Авторы предлагаемого труда "Введение в индийскую философию" – преподаватель философии Калькуттского университета Сатисчандра Чаттерджи и профессор философии колледжа в Патне Дхирендрамохан Датта. Их работа выдержала пять изданий: первое вышло в 1939, а пятое в 1954 году в Калькутте. Она представляет собой учебное пособие по индийской философии, рассматриваемой авторами как синтез ряда предшествовавших философских школ и систем. Философские школы располагаются в книге по степени их идеологической близости к ведантийским течениям, вне хронологического порядка.

Считая современную индийскую философию всеобъемлющей, охватывающей все направления как западной, так и восточной теоретической мысли, авторы иногда подменяют терминологию индийской философии понятиями и категориями, употребляемыми современными западными идеалистическими школами... Поскольку иногда одним английским словом авторы выражают различные санскритские термины, редакция вслед за переводом таких слов с английского языка ставила через дефис соответствующие санскритские термины (например, к слову "ум" через дефис приставлялись санскритские слова "читта" и "манас": ум-читта, ум-манас). При бесспорном толковании санскритские термины даются в переводе на русский язык без оговорки, за исключением тех случаев, когда в различных школах индийской философии они объясняются по-разному; тогда в скобках, рядом с переводом, дается соответствующий санскритский термин.

Перевод сделан Радугиным А.В. (главы I-III), Тучинской Е.А. (глава IV) и Романенко А.Р. (главы V-X). Перевод в целом просмотрен советским индологом Кальяновым В. И., который также составил и примечания к тексту книги.
Из предисловия к первому изданию

Цель настоящей книги – дать элементарное введение в индийские философские системы. Каждая из этих систем прошла долгий и разносторонний путь развития и не может быть надлежащим образом рассмотрена в такой небольшой работе, как эта. В книге сделана попытка ознакомить читателя с духом и воззрениями индийской философии и помочь ему обстоятельно усвоить скорее ее основные идеи, чем мелкие подробности.

Первоначально книга была написана для начинающих изучать философию. Первая глава, содержащая общие принципы и основные черты индийской философии, равно как и краткий очерк каждой системы, дает студенту общую перспективу всего вопроса в целом и подготовляет его к более глубокому изучению систем, рассматривающихся в последующих главах. Поэтому мы надеемся, что книга эта удовлетворит нужды студентов университета на различных этапах их обучения, равно как и широкого круга читателей, интересующихся индийской философией.

Авторы выражают свою благодарность доктору Сиампрасаду Мукерджи – магистру искусств, доктору литературы, бакалавру права, члену законодательной ассамблеи; Видиавакаспати – адвокату, бывшему вице-президенту Калькуттского университета, по чьему совету была предпринята эта работа, и сэру С. Радхакришнану – рыцарю, магистру искусств, доктору литературы, профессору философии кафедры им. Георга V при Калькуттском университете, профессору восточных религий и этики кафедры им. Сполдинга при Оксфордском университете, который любезно согласился просмотреть рукопись и дал ценные советы. Они также выражают свою признательность профессору Кришначандре Бхаттачарья – магистру искусств, с которым они обсудили некоторые из рассматриваемых здесь проблем, за полученные от него разъяснения и руководство. Они также признательны администрации Калькуттского университета и особенно его архивариусу, руководителю издательским делом и его энергичным коллегам за опубликование настоящей работы.
Из предисловия ко второму изданию

Авторы с большим удовлетворением воспринимают, что книга разошлась в течение столь короткого времени и возникла потребность в повторном издании. Они благодарны всем тем многим университетам, которые приняли это краткое руководство в качестве учебного пособия, и многочисленным непрофессиональным читателям, высоко оценившим эту книгу как удачное введение в индийскую философию. Но в то же время авторы снова сознают ту огромную трудность изложения в одном небольшом томе всего того, что является значительным в аргументах и теориях школ, имевших почти двухтысячелетнюю историю и создавших сложные лабиринты идей, изложить которые нелегко. Поэтому они с болью осознают многие недостатки книги и горят нетерпением использовать возможность второго издания для максимального устранения этих недостатков путем добавлений, изменений, изъятия отдельных мест и перестройки текста. В своей работе по улучшению книги авторы получили большую помощь со стороны преподавателей и ученых, которые любезно поделились с ними своими соображениями и советами. Если некоторые советы не могли быть полностью учтены, то это произошло главным образом вследствие ограниченности первоначального объема книги, необходимости в экономии бумаги и желания избежать трудностей, которые могли бы смутить начинающего изучать философию.

Авторы не стремятся создать книгу по истории индийской философии путем добавления еще нескольких глав о ведах, упанишадах и "Гите". Следуя первоначальному плану, авторы ограничиваются более скромной задачей: дать для начинающего краткое описание одних только школ. Очень краткое изложение философии вед и упанишад, данное в главе о веданте, имеет целью показать только, как развилась из них веданта Шанкары и веданта Рамануджи. Это изложение нельзя рассматривать как самостоятельный очерк.

Глава о веданте частично написана заново... Необходимо упомянуть, что, не следуя обычной переводческой практике, авторы, вместо того чтобы передавать термин "Ишвара" термином "бог" и термин "Брахман" термином "абсолют", пользуются термином "бог" также и для передачи термина "Брахман". Подобно тому, как термин "Брахман" (без прилагательных) употребляется – даже в упанишадах и Шанкарой – как для имманентного, личного аспекта, так и для трансцендентного безличного аспекта, подобно этому термин "бог" употребляется в английском языке в этом широком смысле. Поэтому этот термин употребляется иногда по отношению к абсолюту (например, у Гегеля), неопределенной субстанции (например, у Спинозы), изначальной причины (например, у Уайтхеда). Точный же смысл, в котором употребляется термин "бог" в этой книге, будет ясен из контекста. Применение термина "бог" только для обозначения религиозного божества и термина "абсолют" для обозначения конечного философского принципа, будучи удобным в одном отношении, страдает, однако, тем недостатком, что создает впечатление, как будто речь идет о двух различных реальностях, а не о двух аспектах одной и той же реальности, как это имеет место в случае с ведантой.
Предисловие к третьему изданию

Второе издание разошлось гораздо быстрее, чем этого ожидали. Авторы сожалеют, что третье издание этой книги не было выпущено вовремя из-за трудовых конфликтов и других послевоенных трудностей в издательском деле и что к неудобству студентов книга не поступала в продажу около двух лет. С целью улучшения книги мы попытались внести в это издание незначительные изменения и необходимые исправления.

Авторы благодарны тем ученым, которые должным образом оценили изменения, внесенные во второе издание, и администрации многих университетов и учебных заведений в Индии и за границей, где книга рекомендована в качестве учебного пособия.
Предисловие к пятому изданию

Авторы испытывают глубокое удовлетворение оттого, что книга в настоящее время получила широкое распространение в Индии, Америке, Великобритании и других странах и что так скоро потребовалось новое издание. Это создает возможность для ее дальнейшего улучшения. Профессор Гавайского университета Чарльз А.Мур заслуживает особой благодарности за некоторые полезные советы. Авторы также благодарны профессору Дж.С.Банерджи и профессору Т.Р.В.Мурти за помощь, которую они оказали своими соображениями и советами по улучшению предыдущего издания. Они также выражают свою благодарность, руководителю издательским делом Калькуттского университета Шри С.Канджилалу за помощь в опубликовании четвертого и пятого изданий настоящей книги.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 519
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ | Сноски Часть Первая Aldous Huxley, Ends and Means,
  • С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Первая ВВЕДЕНИЕ I. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНДИЙСКОЙ
  • С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Вторая ФИЛОСОФИЯ ЧАРВАКА I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И
  • С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Третья ФИЛОСОФИЯ ДЖАЙНИЗМА I. ВВЕДЕНИЕ Джайнисты
  • С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Четвертая БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ I. ВВЕДЕНИЕ Жизнь
  • С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Пятая ФИЛОСОФИЯ НЬЯЯ I. ВВЕДЕНИЕ Основы
  • С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Шестая ФИЛОСОФИЯ ВАЙШЕШИКА I. ВВЕДЕНИЕ Система
  • С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Седьмая ФИЛОСОФИЯ САНКХЬЯ I. ВВЕДЕНИЕ Система
  • С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Восьмая ФИЛОСОФИЯ ЙОГА I. ВВЕДЕНИЕ Философия
  • С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Десятая ФИЛОСОФИЯ ВЕДАНТА I. ВВЕДЕНИЕ 1.
  • С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ | Библиография Настоящий список литературы, который приводится авторами раздельно
  • С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ | Примечания редакции Аксиология буквально: наука о ценностях 150
  • С. Чаттерджи, Д. Датта. ВВЕДЕНИЕ В ИНДИЙСКУЮ ФИЛОСОФИЮ | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Девятая ФИЛОСОФИЯ МИМАНСА I. ВВЕДЕНИЕ В
  • М. Мюллер. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ШЕСТЬ СИСТЕМ Нужно отметить, что эти шесть
  • М. Мюллер. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Девятая ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ВАЙШЕШИКИ Датировка сутр
  • М. Мюллер. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восьмая НЬЯЯ И ВАЙШЕШИКА Отношения между
  • М. Мюллер. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Первая ВВЕДЕНИЕ Философия и философы В
  • М. Мюллер. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Седьмая ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ Йога и санкхья
  • М. Мюллер. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестая ФИЛОСОФИЯ САНКХЬИ Рассмотрев две признанные
  • М. Мюллер. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Пятая ПУРВА-МИМАНСА Было бы интересно теперь
  • М. Мюллер. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Четвертая ВЕДАНТА, ИЛИ УТТАРА-МИМАНСА Переходя теперь
  • М. Мюллер. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Третья СИСТЕМЫ ФИЛОСОФИИ Развитие философских идей
  • М. Мюллер. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Вторая ВЕДЫ Если после этих предварительных
  • М. Мюллер. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Примечание редактора htmlL-версии Основоположник сравнительной религии и
  • М. Мюллер. ШЕСТЬ СИСТЕМ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ | Список сокращений Айт.-бр. 150 Айтарея-брахманаАйт.-уп. 150 Айтарея-упанишадаАртх. 150
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Пятигорский А. М. "ЗНАНИЕ" КАК "ЗНАК ЛИЧНОСТИ" В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Примечания См. С.Лем. Формула Лимфатераперевод с польского С.Ковалевского.
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Примечания Предисловие к первому изданию Метафизика греч. 150
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь