Г. Бенджамин. ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 10

ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Самая важная из движущих сил личности – себялюбие. Себялюбие выступает основным фактором жизни человека постольку, поскольку ее центр тяжести находится в личности. Иначе и не быть может, так как личность способна думать только о себе. Эгоизм – ее основная характеристика, и мы должны принять это. Даже если мы утверждаем, что мы неэгоистичны, непредвзятый анализ наших действий и чувств заставит нас признать, что наше бескорыстие – это все тот же эгоизм, но замаскированный. Это верно даже в отношении любви. Обычная любовь личности не может быть ничем иным, кроме как проявлением эгоизма. Истинная любовь – это чистая позитивная эмоция, и она действительно бескорыстна. Она может придти только с более высокого внутреннего уровня, чем любовь личности. В особых и редких случаях мы можем испытывать это чувство, но как правило оно вызывается чем-то более значительным, чем то, что происходит в повседневной жизни.

С эгоизмом и себялюбием неизбежно связан наш главный порок, который Система называет "бухгалтерским учетом".

Мы можем думать, например, что данный человек чем-то нам обязан, но не выказывает должного уважения. Или мы можем чувствовать, что какая-то организация недостаточно нас ценит. Наша жизнь постоянным сопровождается таким сравнением издержек и поступлений, – своего рода сведением баланса с последующим предъявлением счета о задолженности. Мы чувствуем, что нас недооценивают, не замечают, нам не отдают должное и т.д. Самонаблюдение вскоре поможет нам разобраться во всех предъявляемых счетах. Следующая важная фаза для тех, кто желает следовать путем эзотерического воспитания, состоит в том, чтобы перестать заниматься бухгалтерским учетом, то есть постоянным сопоставлением внешней оценки с ценой, которую мы сами себе внутренне назначили.

Склонность к такому бухгалтерскому учету предъявлению счетов возникает у ложной личности из-за болезненного тщеславия, гордыни, уязвленного самолюбия и т.п. Если мы хотим избавиться от этой общераспространенной привычки, следует начать усиленную работу над ложной личностью. Мы не должны больше считать само собой разумеющимся, что окружающие перед нами в долгу, то есть должны восхвалять и благодарить нас за оказанные им услуги.

Следует начать стирать с грифельной доски своего ума все сделанные нами ранее расчеты сумм "непогашенных задолженностей". Нужно понять, что если люди не ценят нас по достоинству, значит мы неверно его определили. Если люди не считают нас такими замечательными, справедливыми, заслуживающими любви, важными и значительными, какими мы считаем себя сами, оставим их при их мнении. Это – единственный реальный путь для работы над собой в данном направлении. Поступая так, мы начнем ослаблять привычку к бухгалтерскому учету, – и это принесет нам удовлетворение, так как мы почувствуем, что стали внутренне намного чище и свободнее.

Вместо того, чтобы все время мучиться о том, как к нам плохо относятся или как нас недооценивают, мы можем начать принимать тот факт, что не настолько значимы в глазах других людей, как мы себе представляли. Это очень полезное переживание. Оно внутренне успокоит нас и поможет подготовиться к принятию другого факта, а именно, что представления других людей о нас могут до известной степени верно отражать нашу натуру. То, чтó мы есть, никто у нас отнять не может. Единственное, что другие люди могут у нас отнять, – это наше чувство ложной гордости собой и наше ложное самомнение.

С пороком бухгалтерского учета тесно связано то, что в Системе называется "внутренним монологом"; подробнее эта тема будет рассмотрена в следующей главе. Имеется в виду, что нередко мы мысленно рассказываем себе о других людях и о том неуважении, с которым они к нам относятся, о том, как они пренебрегают нами, избегают нас и т.д. Такой внутренний монолог – это разновидность предъявления им счета; количество жизненной энергии, которую он может поглощать, поразительно. Мы можем быть буквально опустошены вследствие подобной практики, а между тем множество людей проводит значительную часть жизни именно в таких внутренних монологах. У большинства из нас эта привычка действует постоянно и неослабно, что можно в скором времени установить путем беспристрастного самонаблюдения. Остановив внутренний монолог мы увидим, как много высвобожденной энергии станет нам доступно для более полезных занятий. Мы получим громадную пользу от такой работы над собой.

В результате отказа от бухгалтерского учета и связанных с ним внутренних монологов происходит перемена, называемая включением "внешнего внимания". Предъявляя счет другим людям, мы замечаем только себя (вычисляя, чтó они нам должны). При обращении внимания вовне, мы задумываемся над тем, чтó должны другим людям. Обычно мы так поглощены мыслями о наших должниках, что нам не приходит в голову задуматься о том, чтó должны им мы. Лучший способ для преодоления привычки предъявлять счета другим людям – воспитание в себе привычки думать об обратном, то есть о том, чтó мы должны им.

Когда мы освоим этот новый взгляд на вещи, в нас произойдет величайший переворот. Если до сих пор в нас имелась некая внутренняя черная дыра, которая постоянно пыталась затянуть в себя все, что только можно (вопия "мне, мне, мне!"), теперь вступает в силу обратный процесс. Мы начинаем посвящать свои мысли, внимание, благодарность, симпатии, доброту и т.д. другим людям. Как ни странно, но чем больше мы это делаем, тем более богатыми начинаем внутренне себя ощущать.

Существует множество приемов, которые могут быть использованы для развития внешнего внимания. Так, внешнее внимание никогда не должно быть окрашено покровительственным отношением типа "если бы не я..." Это не внешнее внимание. Подлинное внешнее внимание вырастает из внутреннего чувства смирения, искреннего ощущения того, что мы должны помогать другим людям как нашим спутникам жизни. Оно не имеет ничего общего со снисходительностью, воспитанностью, праведностью, "фарисейским благочестием" и т.п. Все названные чувства и действия вырастают из ложной личности. Это приводит нас к учению о "внутренней оценке".

Согласно этому учению, когда мы по-настоящему начинаем работать над собой, внутри нас быстро возникает ощущение того, искренне ли мы это делаем или нет. Это ощущение никак не связано с общепринятыми нормами поведения, общепринятой этикой или моралью. Оно исходит из истинной глубинной совести, которую нельзя путать с приобретенной совестью, которая обусловлена окружающей средой, воспитанием, образованием и т.п. Приобретенная совесть прививается нам мало-помалу с момента рождения и в со временем подавляет истинную совесть.

Истинная совесть начинает давать о себе знать только благодаря работе над собой и развенчанию ложной личности. Благодаря этому возникает явление, называемое "внутренней оценкой". Имеется в виду внутреннее чувство, которое безошибочно говорит нам, правильно или неправильно то, что мы делаем или думаем. Правильно или неправильно для нас, разумеется, а не для других. Поэтому внутренняя оценка не имеет ничего общего с общепринятой моралью, которая считает то или иное правильным или неправильным для всех. Система говорит, что истинная совесть у всех одинакова, поэтому даваемая ею внутренняя оценка у разных людей, как правило, существенно не различается. Она может, конечно, широко варьировать в отдельных случаях, может зависеть от условий, факторов среды, личных потребностей, ответственности и т.д.

В этом месте полезно будет обратиться к учению Гурджиева о "главной черте". Мы уже говорили, что наш главный порок, – себялюбие, и что личность – средоточие эгоизма. Согласно Системе, ядром этого себялюбия и эгоизма в личности служит так называемая "главная черта". Главная черта – это внутренний центр, вокруг которого вращаются все другие качества и черты личности. Они выступают производными главной черты, ее видимыми побегами, тогда как сама она, подобно корню, остается невидимой. Мы можем прожить всю жизнь, так и не осознав свою главную черту, хотя другие люди могут хорошо о ней знать. Они видят, как она в нас работает, но сами мы различить ее не в состоянии из-за того воображаемого и фантастического представления о себе, в которое обычно погружены.

Человек может выявить свою главную черту только после долгой и болезненной работы над собой. Говорят, это открытие сопровождается сильным психологическим потрясением, так как раньше мы даже не подозревали, чем являемся на самом деле. Освобождение от главной черты происходит на достаточно высокой стадии развития, когда человек уже способен вынести это потрясение. Если оно случится раньше, эффект может быть катастрофическим. Когда главная черта обнаруживается и входит в сферу сознания, ложная личность готова развалиться на куски, ибо опиралась исключительно на эту главную черту и только благодаря ей составляла мнимую целостность.

В зависимости от темперамента, характера и т.д. главная черта человека может быть разной, но она всегда связана с жаждой силы, накоплением всякого рода богатств, сексом в его многообразных обличьях, желанием доминировать над другими (материально или психологически) и тому подобными свойствами личности. Выделяют восемь категорий главной черты, основные из них которых – страх, секс, лживость, гордость и алчность.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 422
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Пятигорский А. М. "ЗНАНИЕ" КАК "ЗНАК ЛИЧНОСТИ" В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ | Примечания См. С.Лем. Формула Лимфатераперевод с польского С.Ковалевского.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ЛЮБОВЬ, СВОБОДА И ПРОСВЕТЛЕНИЕ Интервью
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Хьюстон Смит СВЯЩЕННОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Понятие священное бессознательное
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Сатпрем ЕДИНСТВО И УЧЕНИЕ ШРИ АУРОБИНДО Один
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ИУДЕОХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ Возникновение
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Роджер Уолш ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ древние образы
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Гопи Кришна ИСТИННАЯ ЦЕЛЬ ЙОГИ Йога 150



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь