Г. Бенджамин. ОСНОВЫ САМОПОЗНАНИЯ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 2

ПУТЬ К САМОПОЗНАНИЮ

Говоря о познании себя как средстве разрешения проблем современного человека, мы оказываемся перед необходимостью объяснить, почему он в настоящее время этим средством не пользуется. Почему человек не познает себя? Потому, что считает себя своей личностью, – считает, что он исчерпывается своей личностью. Он считает себя физическим телом, наделенным разумом и чувствами.

Если человек думает, что представляет собой физическое тело с заключенными в нем где-то и как-то умом и эмоциями, – либо верит, что обладает также душой или неким духовным началом, о форме и содержании которого ничего не известно, – то внимание его почти без остатка сосредотачивается на этом физическом организме с его интеллектуальными, эмоциональными и прочими атрибутами. Полагая, что это и есть он сам, он тратит всю свою жизнь на то, чтобы сделать ее как можно более приятной (в смысле получения наслаждения и избавления от боли), – приятной для того, что, как ему представляется, есть он сам.

Единственный мир, который знает современный человек, – это внешний мир, данный ему в ощущениях. Другими словами, вся его жизнь основана на ощущении, и все, за что он борется и на что надеется на пути удовлетворения честолюбия или достижения счастья, приходит к нему через ощущения. Даже те, кто верит в существование души и загробную жизнь, разделяют в действительности ту же точку зрения. Они думают, что верят в человека как духовное существо, но на самом деле ведут себя так же, как и все остальные, то есть представляют себе человека как физическое тело с умом, эмоциями и ощущениями, которые служат ключом к поведению, то есть достижению наслаждения в его различных формах и избеганию боли, дискомфорта и т.п., насколько позволяют условия, среда и т.п.

Назвав это триединство физического тела, ума и эмоций личностью, мы можем сказать, что сегодняшний человек полагает, будто личность – это все, что в нем есть на самом деле (не считая чисто гипотетической души). Вся его жизнь направлена на то, чтобы любыми доступными средствами сделать эту личность более счастливой, довольной и т.д. Однако трезво мыслящие люди должны понимать, что достижение этой цели может быть лишь мимолетным и недолговечным.

Короче говоря, хотя человек делает достижение удовольствия и счастья целью своей жизни, он не в состоянии достичь их, так что результатом его усилий оказывается нечто противоположное. Жить подлинно счастливой жизнью совершенно выше его сил. Он чувствует, что должен быть некий способ достижения счастья, и поэтому постоянно ищет средства для этого. Иногда он думает, что желанного счастья можно достичь с помощью денег, власти, удовлетворенного честолюбия и т.п.; иногда он ищет его в работе на благо человечества, в социальной или политической сфере, или же в более изящном обличье литературы, искусства, музыки; или же погружаясь в научную работу, философию или религию. Но если он при этом полагает, что его "я" – некая реальность внутри него, и что удовлетворение ее посредством ощущений – единственный критерий счастливой жизни, то неважно, в каком направлении он будет двигаться. Его всегда и во всем будет ожидать разочарование.

Почему? Потому что человек в поисках счастья посредством удовлетворения своего "я" находится на совершенно ложном пути. Ему следует искать нечто за пределами "я", нечто недосягаемое для его физического взгляда и непосредственного восприятия органами чувств. То "я", которое мы знаем, и которым довольствуемся, – это лишь самый грубый и явный аспект искомой сущности. Более тонкую ее часть образует то, что мы называем истинным Я, скрытым от нас за деятельностью привычного нам "я".

Важно различать это глубинное Я и то, что мы называем душой или духом. Термины "душа" и "дух", как их обычно понимают, в данном случае неприменимы, поскольку глубинному Я не нужно ожидать смерти и загробной жизни, чтобы проявить себя; оно может проявляться здесь и сейчас, в любое время, и так долго, как позволяют условия.

Однако эти условия могут возникнуть лишь тогда, когда мы знаем о существовании глубинного Я, и когда мы обнаружили, что наше привычное "я" служит камнем преткновения на пути проявления его в повседневной жизни. Короче говоря, у человека не одно, а два "я". Более фундаментальное, подлинное Я – нечто иное, нежели известное нам привычное "я", и оно не проявляется до тех пор, пока мы считаем последнее своим единственным "я". Пока мы думаем так, наше глубинное Я не может обнаружить себя и не может руководить нашей жизнью.

В этом и состоит смысл призыва, выбитого над порталом древнегреческого храма в Дельфах: "Познай себя". Пока человек не знает, что он представляет собой на самом деле – личность, состоящую из физического тела, ума и эмоций, осью которой служит глубинное Я, истинный центр ее существования, – он продолжает блуждать в потемках и попусту растрачивать свою жизнь.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 444
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Роджер Уолш ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ древние образы
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Гопи Кришна ИСТИННАЯ ЦЕЛЬ ЙОГИ Йога 150
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Дэн Радьяр ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И ТО,
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекс Хиксон ДЕСЯТЬ ВРЕМЕH ПРОСВЕТЛЕНИЯ: ДЗЕНСКИЕ ПОИСКИ
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Да Лав-Ананда НАСТРОЕНИЕ ПРОСВЕТЛЕНИЯ беседа с учениками
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение 2 ЖЕНЩИНЫ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ Свами Вивекананда,
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ИУДЕОХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ Возникновение
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Сатпрем ЕДИНСТВО И УЧЕНИЕ ШРИ АУРОБИНДО Один



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь