Глава Первая
СПЕЦИФИКА
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОЗНАНИЯ
[...] Повышенный интерес феноменологов к деятельности сознания
обусловлен тем, что их интересует не сама по себе
реальность, а то, как она воспринимается и
осмысливается человеком. Именно в этом заключается основное
отличие феноменологической философии от других философских
концепций, как ранее существовавших, так и современных.
Обычно философы, обращаясь к исследованию тех или иных
явлений, пытались раскрыть их сущность, те принципы,
которые определяют природу их бытия. В этом отношении
выдвигались самые различные догадки от откровенно
идеалистических до вульгарно-материалистических. Однако,
несмотря на это разнообразие точек зрения на природу бытия,
для всех их характерно то, что философское мышление имело
своей целью анализ некоторой предметности (материальной или
идеальной), познаваемой сознанием, но в то же время
отличной от сознания. Сознание рассматривалось в основном
как средство философского исследования.
Феноменологов же интересует само сознание, которое
рассматривается не столько в качестве средства, сколько в
качестве основного предмета подлинно философского
анализа. Их особенно привлекают те характеристики сознания,
благодаря которым, по их мнению, создается сама возможность
восприятия реальности. Таким образом, интересы
феноменологов в определенном смысле противоположны
интересам представителей нефеноменологической философии,
поскольку объектом феноменологического анализа является не
реальность, а акты сознания, в которых конституируется эта
реальность.
Феноменологический анализ сознания способствовал
постановке ряда актуальных проблем, связанных с выявлением
некоторых особенностей творческой активности сознания.
Вместе с тем идеалистическая установка феноменологической
философии, согласно которой сознание имеет неоспоримый
приоритет перед реальностью, послужила непреодолимым
препятствием для адекватного решения этих проблем.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>