П. Адо. ПЛОТИН, ИЛИ ПРОСТОТА ВЗГЛЯДА

- Оглавление -



Добавления и исправления

  1. Теперь я вовсе не так уверен в существовании подобного "общего умонастроения". По поводу трудностей применения понятия "общее умонастроение" см. тезисы моей лекции в Коллеж де Франс в "Annuaire du Collège de France", 1983-1984, p. 505-510.

  2. Теперь я думаю, что в тексте (IV 8, 1, 1) речь идет только о восхождении в пределах духовного мира, который рассматривается в общем плане, а не о восхождении к Единому, началу всех вещей; cf. P.Hadot, "L'union de l'âme avec l'intellect divin dans l'expérience mystique plotinienne". – "Proclus et son influence". Actes du Colloque de Neuchâtel, Editions du Grand Midi, 1986, p. 14.

  3. Вместо: "Платон" читай: Гомер, "Илиада" IV 443. Мысль платоновская, ср. "Тимей", 90 а.

  4. Читать: "Были также женщины, которые очень интересовались философией", ср. М.О.Goulet-Cazé, dans "Porphyre, "La Vie de Plotin"" t. 1, "Travaux préliminaires", par L. Brisson, M.O.Goulet-Cazé etc. Paris, 1982, p. 239. Надо убрать "эти женщины очень интересовались философией" в конце параграфа, см. Henry-Schwyzer, "Plotini Opera", t. III, Oxford, 1972, p. 304.

  5. По поводу VI, 7, 22, 12: теперь я считаю, что речь идет не столько об испуге, сколько о бездействии души. Лучше было бы перевести: "Пока душа но отразила свет Блага, она недвижима (ср. Платон "Федр", 254 b 8), бездействует". Но идея испуга хорошо выражена в V 5, 12, 33, приведенных вверху.

  6. Другой перевод этого текста дает М.О.Гуле-Казе ("L'arrière-plan scolaire de "La Vie de Plotin"" dans "Porphyre, "La Vie de Plotin""): "Так, когда вошел человек по имени Тавмасий, высокий чиновник финансов (tous katholou logons prattontos), который сказал, что хочет слышать, как Плотин говорит о текстах (eis biblia) и что ему невыносимы вопросы и ответы Порфирия, Плотин ответил: "Но если бы мы не разрешали сложные проблемы, которые затрагивают вопросы Порфирия, нам совершенно нечего было бы сказать о тексте". Согласно этой интерпретации, выражение "katholou logous" означало бы не то, что Тавмасий желал слышать, как Плотин говорит на "общие темы", а "счета центрального правительства"; и причастие "prattontos" относилось бы не к слову "Плотин", а к слову "Тавмасий" (ср. А.Н.М.Jones, J.Morris, J.R.Martindale, "Prosopography of the Later Roman Empire", Cambridge, 197l, p. 889).

    С другой стороны, при такой интерпретации "biblia" означали бы не сборники конспектов занятий, а тексты для комментирования на занятиях (ср. О.Schissei, "Der Studienplan des Neuplatonikers Proklos", "Byzantinische Zeitschrift", 26, 1926, S. 266-269). В рамках данного труда я не могу останавливаться на сложных вопросах, которые ставит толкование этого текста. Я вернусь к этому в другом месте. Во всяком случае, перед нами яркий пример трудностей, с которыми встречаешься при экзегезе и переводе текстов античности. Что касается выражения "eis biblia" ("о текстах"), то аналогичный оборот употребляет Плутарх: "An sein..." 796с: "scholas epl bibliois pcrainontas" ("читая лекции по текстам").

  7. Перевод М.О.Гуле-Казе (там же, стр. 262), может быть, более точен: "Плотин ничего не заимствовал из этих комментариев; напротив, он был самобытен и оригинален в своих теоретических суждениях, руководствуясь в своих изысканиях принципами Аммония".

  8. Можно предположить также, что Плотин, "который руководствуется в своих изысканиях принципами Аммония", думает, что не может сообщить ничего нового своему бывшему соученику из школы Аммония.

  9. Принимая во внимание обширное и интересное исследование, которое Д.О'Брайен (D.O'Brien, "Porphyre "La Vie de Plotin"...", p. 331-367) посвятил этому тексту, но принимая не все его выводы, сейчас я перевел бы этот текст следующим образом (изменяя в нескольких местах перевод, предложенный Д.О'Брайеном, там же, стр. 360): "Так как когда он писал, ему никогда не удавалось перебелить (metaballein) свой текст, возвращаясь к нему во второй раз; впрочем, никогда (= ни разу) не удавалось ему даже прочесть и просмотреть его до конца, потому что его зрение было слишком слабым для чтения".

  10. Что касается издания книг в античный период, см. E.Arns, "La technique du livre d'apres saint Jerome", p. 81-89; M.O.Goulet-Caze, "L'arriere-plan scolaire de "La Vie de Plotin"", dans "Porphyre, "La Vie de Plotin"...", p. 284-287, bibliographie, p. 285, n. 2.

  11. О персонажах, упоминаемых в "Жизни Плотина", см. L.Brisson, "Prosopographie" dans "Porphyre, "La Vie de Plotin"...", p. 56-114

  12. Порфирий в своем тексте говорит не о "Государстве", а о законах Платона, – видимо, следует читать "Законы" с большой буквы, т.к. очень возможно, что Плотин думал об организации города, как он был описан в диалоге "Законы" Платона.

  13. Возможно, этот распад школы Плотина в 269 г. был связан с убийством императора Галлиена, дружественно настроенного по отношению к Плотину и его ученикам; см. M.Wundt, "Plotin", Leipzig, 1919, p. 45. Об Амелии см.: L.Brisson, "Ameluis". – "Aufstieg und Niedergang der römischen Welt", Teil II, "Principal" Band 36, 2,p. 800.

  14. Среди переводчиков существуют еще большие колебания по поводу точного содержания последних слов Плотина: о современном со стоянии вопроса см.: H.-R.Schwyzer, "Plotins letztes Wort", "Museum Helveticuni", t. 33, 1976, p. 85-97.

  15. Более точную хронологическую таблицу см.: R.Goulet, "Systeme chronologique dans le livre de Porphyro "La Vie de Plotin"", Paris, 1982, p. 187-227, особенно стр. 213.
Просмотров: 780
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • П. Адо. ПЛОТИН, ИЛИ ПРОСТОТА ВЗГЛЯДА | III. ПРИСУТСТВИЕ Если бы в мире не было
  • П. Адо. ПЛОТИН, ИЛИ ПРОСТОТА ВЗГЛЯДА | 1. ПОРТРЕТ Не уставай лепить свою статую. I
  • П. Адо. ПЛОТИН, ИЛИ ПРОСТОТА ВЗГЛЯДА | IV. ЛЮБОВЬ Пусть те, кому неведомо это состояние,представят
  • П. Адо. ПЛОТИН, ИЛИ ПРОСТОТА ВЗГЛЯДА | VI. ДОБРОТА Благо полно нежности, благосклонности и кротости.
  • П. Адо. ПЛОТИН, ИЛИ ПРОСТОТА ВЗГЛЯДА | VII. ОДИНОЧЕСТВО Бегство единого 150 к единому VI
  • П. Адо. ПЛОТИН, ИЛИ ПРОСТОТА ВЗГЛЯДА | Из послесловия автора ко второму изданию ...В тексте
  • П. Адо. ПЛОТИН, ИЛИ ПРОСТОТА ВЗГЛЯДА | Основные даты жизни Плотина15 205: Рождение Плотина, вероятно,
  • П. Адо. ПЛОТИН, ИЛИ ПРОСТОТА ВЗГЛЯДА | Аналитическая библиография В КАКОМ ПОРЯДКЕ ЧИТАТЬ ПЛОТИНА I.
  • П. Адо. ПЛОТИН, ИЛИ ПРОСТОТА ВЗГЛЯДА | V. ДОБРОДЕТЕЛИ Без добродетелей Бог 150 лишь слово.
  • П. Адо. ПЛОТИН, ИЛИ ПРОСТОТА ВЗГЛЯДА | II. УРОВНИ НАШЕГО Я Мы... Но кто же
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь